?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О перевёртыше

вина

Церковный социум, есть производная нашего общего социума, в котором к собратьям своим повсеместно применяется отношение, основанное на двух основных принципах: обесценивание и обвинение. Так легче манипулировать и обороняться. Этой бесчеловечной заразой "права сильного" в психо-эмоциональной сфере, да и не только, отравлена вся жизнь нашего общества. Большинство из тех, кто наделён хоть какими-то властными полномочиями, воспринимает их однозначно, как право обесценивать зависящего от него человека и обвинять его. Это и создаёт характерную "атмосферу" наших школ, больниц, армии, милиции, и т.д.

У жертв, такого к себе отношения, вырабатывается стойкая к этому привычка, переходящая в потребность. Они неосознанно проецируют этот уродливый образ отношений, на отношение Бога к себе, и другим людям, и легко принимают его, а при отсутствии такового, ищут, и даже требуют такого же болезненно-привычного им отношения от лиц "духовно уполномоченных".

Неосознанная глубинная убеждённость, подкреплённая опытом, что человек есть никто и ничто, по сути есть паталогическая "вера" в то, что человек изначально призван Богом к смерти, а не к жизни. Вот только Христос Бог за такое "вредоносное ничтожество" почему-то дошёл до самого ада в Своём желании быть с человеком вечно. Но некоторые умудряются даже из этого факта извлечь для себя дополнительное обесценивающее обвинение. Особенно это развивается, если ещё и родители делали из ребёнка вечно виноватого.

Осознание греха должно совершаться в "голове", как в герметичной лаборатории, в которой работают со смертельными вирусами. "Миазмы" вины не должны просачиваться в "сердце", в чистоте которого человек призван "зреть Бога" (Мф 5:8). Ведь покаяние, как перемена сердечной устремлённости (называемая "сердечным сокрушением"), происходит именно от принятия "сердцем" бесконечной, милующей любви Бога, и переживания ответного сердечного чувства, а вовсе не от разъедающего чувства собственного уродства и ничтожества. Но когда вера и любовь живут в области рассудка и воображения, т.е. в "голове", а удушье вины, вместо радости жизни и теплоты сострадания, живёт в "сердце", то такое перевёрнутое состояние, не только бесплодно, но и губительно для человека. Забывать о своём бедственном греховном состоянии нельзя, но и нельзя "от горечи вины поникать лицом" (Быт 4:5), т.е. топить своё "сердце" во тьме неспасительной печали. Поэтому Господь и заповедал преп. Силуану Афонскому: "Держи ум свой во аде, и не отчаивайся".

Человек, как корабль, - тяжёлый киль рассудка даёт ему устойчивость, а лёгкий парус сердца несёт его к родным берегам, наполняясь порывами Духа. Дрейфование же килем кверху, наблюдается сейчас, как тотальное бедствие, полностью искажающее религиозное мировосприятие.

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
vja4eslavs
9 июл, 2014 20:42 (UTC)
"покаяние, как перемена сердечной устремлённости (называемая "сердечным сокрушением"), происходит именно от принятия "сердцем" бесконечной, милующей любви Бога, и переживания ответного сердечного чувства, а вовсе не от разъедающего чувства собственного уродства и ничтожества" - благодарю вас за эти слова. я помню диплом писал на тему "покаяние и чувство вины", а вы так кратко и точно
josef_brave
10 июл, 2014 00:56 (UTC)
Спасибо!


Edited at 2014-07-10 18:56 (UTC)
livejournal
10 июл, 2014 02:55 (UTC)
О перевёртыше
Пользователь irina_litva сослался на вашу запись в своей записи «О перевёртыше» в контексте: [...] Оригинал взят у в О перевёртыше [...]
semiliranda
10 июл, 2014 16:48 (UTC)
josef_brave, всё это имеет, как мне кажется, вполне святоотеческие корни. Часто думают, что системные пороки церкви - это всё от нас грешных, а святы отцы ничего такого не имели в виду. Когда мы совмещаем на практике обесценивание вроде "Я ещё даже не положил начало своему покаянию" и неявное обвинение, выражающееся в том, что порядочному прихожанину положено иметь духовного руководителя, получается, как раз такой перевёртыш. Потому, что если человек сам о себе судит, как о непокаявшемся - это его дело, но если ему нечто подобное скажет духовник, то спорить уже моветон и всяческое самопревозношение - благочестие требует согласиться. С этого и начинается игра в перевёртыш.
josef_brave
10 июл, 2014 18:54 (UTC)
"Я ещё даже не положил начало своему покаянию", - на самом деле, это вывод, сделанный человеком перед лицом той бесконечной перспективы его преображения, которая открылась ему в богообщении.

А обычное "православное" обесценивание, это одобряемые мантры на тему "Я хуже всех … Во мне нет ничего кроме греха ... Я этого заслуживаю … Так мне и надо … Со мной надо построже ... Они ещё не знают, какая я действительно дрянь …" При таком постоянном самосодержании в стрессовом состоянии, ни какого чувства покоя, радости, и любви быть не может, поэтому, как результат защиты от этого стресса (если психика ещё совсем не повредилась) развивается компенсирующее убеждение (в скрытой форме): "Да, я отвратителен, но чем другие то лучше, - такие же мрази". В итоге, до человека "доходит", что гадостью является абсолютно всё, нет ничего, чем можно дорожить, и кого можно любить.
Зановес...

Edited at 2014-07-10 18:56 (UTC)
semiliranda
10 июл, 2014 22:12 (UTC)
По-моему, то, что вы описали - это вполне себе православное, безо всяких кавычек, обесценивание, хотя бы потому что регулярно встречается в каноничных молитвословиях. При этом я, признаться, не вижу пока особого повода наделять слова "я не положил начало своему покаянию" каким-то дополнительным смыслом. Впрочем, тут надо спрашивать того, кто их произнёс первым. Если он имел в виду нечто подобное, то получается, Богу человек уподобляется ровно настолько, насколько искусно он кается. Это тоже достаточно традиционная идея. Насколько я понимаю, преподобными в православии называют тех, кто посвятил свою жизнь не проповеди, гимнотворчеству или делам милосердия, а именно покаянию, и преуспел в этом. Мне же ближе библейских вщгляд, выраженный Иоанном Златоустом: «Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу. Не сказал Господь, если станете поститься, будете подобны Отцу вашему. Не сказал, если будете соблюдать девство или станете молиться, будете подобны Отцу Вашему. Но сказал: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный. Это дело Божие. Милости хочу, говорил он, а не жертвы».
josef_brave
11 июл, 2014 11:36 (UTC)
К сожалению в православной среде к молитвослову и подобным текстам относятся, как к стопроцентному изложению божественного откровения, но ведь это скорее только упражнения по молитвенному сольфеджио, в котором присутствуют самые различные созвучия.

И смотря что понимать под покаянием.
Ведь настоящая перемена ума или мыслей, в голове происходят только от изменения т.н. "помышлений сердца". (Быт 6:5, Лк 2:35 и т.д.) Получается, что нутро должно преобразиться, проявиться благоутробие, т.е. именно в этом происходит уподобление Богу (отсюда "преподобие"). Термин "милость" חֶסֶד (хэсэд), переведённое на греческое слово ἔλεος, в еврейском языке имеет корень - "матка".
Не буду дальше развивать. Думаю, и так всё понятно.
semiliranda
11 июл, 2014 13:41 (UTC)
Молитвословия -- это легитимная и практически учительная часть православного предания, как ты к ним ни относись.

Я ожидал, что вы станете толковать покаяние расширительно, включая сюда и стяжание милосердия. Думаю, так и надо делать, только мне не понятно, что есть тогда милосердие для святых отцов-монахов. В моём понимании истинное сострадание деятельно. Милосердные люди организуют фонды помощи, гуманитарные миссии, волонтёрят, поддерживают знакомую семью в трудной (по)жизненной ситуации, опекают сирот или бескорыстно делятся знаниями с подрастающим поколением. Короче, дарят своё время и силы тем, кому не достаёт внимания, заботы, любви...

А какая польза от милосердия верующего, отгородившегося от чужой боли монастырскими стенами? Никакой, если конечно не оправдывать своё избегание деятельного состродания сугубой пользой "молитвы за мир" или старчества, приёма исповедей и прочего духовного попечения о приходящих мирянах. Такой верующий не служит делом братьям, живущим вне стен обители.

Итак, я согласен - подлинное покаяние рождает сострадание, но сострадание, у которого в руках в первую очередь швабра на помощь ближнему, а потом уже чётки.

Edited at 2014-07-11 16:01 (UTC)
josef_brave
12 июл, 2014 10:16 (UTC)
"""Молитвословия -- это легитимная и практически учительная часть православного предания"""
Всё верно, но только надо соображать, что же имел в виду, сказавший в молитве именно так.

Главное же в покаянии, это сойти с пути Каина, и стать способным как Авель приносить дар, а не жертву. Жертва, это отделение от себя части, а дар, происходит от неиссякаемого преизбытка.
Милосердие, оно же благоутробие, обретается от сущностной перемены мировосприятия, включающей в себя истинное отношение к Богу, и к людям, и ко всей твари, и к себе лично. Абсолютно всё становится родным и любимым. Любая радость и боль, воспринимается, как своя собственная, и даже значительно больше, из-за бесконечной ценности возлюбленных. Тогда все действия человека естественно исходят из его любовно-донорской мотивации. И это может быть и швабра, и неотступный вопль к Владыке Милости, и что угодно, исходя из насущной потребности возлюбленных.
А чётки и келья нужны лишь для поддержания внутреннего порядка, как физзарядка.
semiliranda
12 июл, 2014 11:42 (UTC)
Про молитву -- это я сказал на основе своего опыта жизни в церкви.

Ваш второй абзац -- красивые и правильные, но общие слова. Я с ними не спорю. Сама жизнь спорит с православной традицией реализации изложенных Вами максим. У нас сотни молитвенников по монастырям. Скажите тем, кому не хватает крови в больницах, медицинской помощи в отсталых странах, доступных книжек в нищих деревнях, что не это им нужно в действительности, а неустанная молитва о них сотен взрослых мужчин, посвятивших жизнь духовной практике, которая позволит им в один прекрасный момент ощутить всё на свете как родное и любимое... Думаете, эти подвижники по стяжании дара благоутробия придут к кому-то на помощь? Мало кто. Как показывает опыт, большинство усугубит аскетические подвиги, чтобы закрепить эффект.

Вот это системное расхождение и изумляет меня до глубины души. Даже не столько оно, сколько готовность церкви оправдать и узаконить такое расхождение.

Edited at 2014-07-12 11:46 (UTC)
josef_brave
12 июл, 2014 12:19 (UTC)
Дело настолько индивидуальное, что приходится изъясняться только общими и идеальными формами.
Увы.

Я полностью с Вами согласен, что если есть у человека в сердце любовь к людям, то он не променяет её ни на какие вершины сугубого подвига. Хотя, допускаю, что молитва некоторых "немощных" действеннее любой армии волонтёров. Но таковых единицы. А полчища трудоспособных мужиков и тёток, самонадеянно мнящих свою будущность в молитвенной космонавтике, и зарывающие чёточками талант своих возможностей действительно помочь нуждающимся, - это как раз и показатель того, что все они пытаются любовь и милосердие уместить у себя в голове, а не в сердце. А сердце тогда засоряется человекоугодничеством, называемым послушанием.

Главные признаки настоящего христианина: он открыт, сострадателен, жертвенен, и счастлив. Мы же живём в эпоху озлобленных и отстранённых друг от друга христиан, считающих, что главное их делание, это строительство некоей внутренней "башни до небес".

Думая об этом, даже начинаю испытывать уважение к Петру-1, в своё время разогнавшему всю эту кодлу бездельников, и заставившего их заниматься хотя бы государство-созидательным трудом.
livejournal
10 июл, 2014 18:07 (UTC)
О перевёртыше
Пользователь kuumps сослался на вашу запись в своей записи «О перевёртыше» в контексте: [...] Originally posted by at О перевёртыше [...]
gremlinmage
11 июл, 2014 09:48 (UTC)
Все мы люди и в церкви мы наблюдаем зеркало человеческих отношений. Базовая модель: родители и дети. А к детям большинство родителей относятся очень э... нездорово на самом деле. Ребенок - это такое неполноценное, недоразвитое существо, которое само не знает, что ему хорошо а что плохо, и нуждается в "исправлении", потому что само по себе плохо и будучи предоставленным своей воле обязательно сделает что-то плохое. Воспитание - это такой процесс навязывания ребенку своей воли и сломления воли его собственной, впихивания его в рамки.

И люди, никогда не видевшие другой модели отношений между тем кто сильнее и умнее и тем, кто младше, слабее и меньше знает, воспроизводят ее везде, в том числе и в церкви. Идея о том, что ребенка можно и нужно уважать, к его мнениям и желаниям прислушиваться, встречает чудовищное агрессивное сопротивление. При этом на словах вот это вот называется "любовью" и "заботой". :(
josef_brave
11 июл, 2014 11:39 (UTC)
Подавляющее большинство людей искренне не видят разницы между любовной заботой и "причинением добра".
gremlinmage
11 июл, 2014 11:55 (UTC)
потому что их никто не любил и не заботился, а только "причиняли добро". Ведь чтобы увидеть и понять разницу, нужно чтобы было что сравнивать.

josef_brave
11 июл, 2014 12:19 (UTC)
Абсолютно точно! В этот то и есть главная мысль этого поста.

"Нашим" социумом я именовал общий социум в наше конкретное время, и его варицию в виде нашего национально-государственного социума.

"Общий социум" не является сам по себе абсолютно первичным, но он есть подоснова всех остальных социумов. Социум же религиозный всегда является неким производным из базового. Но только в религиозном социуме могут созревать надъестественные формы отношний, преображающие и весь базовый социум. Но ДО этого необходим педагогический опыт взаимоотношений естественных (не деструктивных) в базовом социме. Т.е. буквально, - должны быть взаимоуважение и порядок (или хотя бы приличие и законность).

Перенос образа деструктивных социальных отношений на себя и Бога, происходит автоматически, от уже опытно сложившегося мировосприятия. Ведь "от калинки не родится малинки", т.е. человек не может произвести что то, не имея для этого ничего. И если бы Бог, своей призывающей благодатью, не пробивал эти завалы в сердцах людей, то мир давно бы сгнил от накопившейся в сердцах мертвячины. Что собственно и произошло перед потопом. (Быт 6:5)

Из этого получается, что духовная мотивация всё же первична, но в нашей жизни она опирается и развивается на житейских предпосылках. Это парадокс, как и вопрос первичности личности или природы в человеке. Личность надприродна, но природой обладает, и проявляется через свою природу.

Люди идут в церковь по зову Бога, и несут в себе груз жизненного опыта, неосознанного давлеющего над ними. В церкви они получают подтверждение правоты своего печального опыта, и "оставляют первую любовь свою". (Откр 2:4) И со временем получается, что они лишь сменили обёртку.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel