3axap_kap_kap (3axap_kap_kap) wrote in christ_civ,
3axap_kap_kap
3axap_kap_kap
christ_civ

Category:

Совершенное православие для несовершенных христиан, часть 2-я.

Итак, мы с Вами говорили о том, что не все люди готовы в полной мере разделять с нами те аскетические подвиги, к которым православное мировоззрение и традиция их призывает. Многие начинают унывать, так и не вступив на это поприще самоусовершенствования Царствия ради Небесного. Мягко говоря, многие...

Я как- то, не имея возможности служить вечерню в храме, стал готовиться к предстоящей Литургии келейно. Достал книги, попытался разложить их на аналое. Это мне не удалось! Я задействовал маленький стол. Его не хватило! Книги, легшие на поверхность стола и аналоя, были всем нам известные: октоих, минея, типикон, ирмологий, часослов, псалтирь, Евангелие и служебник. Скажу Вам честно, при виде всего этого у меня, пастыря с восемнадцатилетним (в то время) стажем, появилось на мгновение пораженческое настроение.

Я сразу вспомнил повеление Господа своим ученикам, которое он дал им, посылая их на проповедь: "Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды... Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте." Тогда мне показалось, что те ученики, которым Спаситель заповедал это, были бы весьма отягощены столь тяжелой ношей, взяв столько книг с собою, они вряд ли бы могли с легкостью, неутомимо проповедовать Царство Божие.

Но еще труднее было бы слушателям, всем присутствующим вместить содержание всех этих книг, несмотря на то, что к ученым людям в древности все испытывали уважение. В первые века христианства, когда еще не был настолько развит богослужебный строй, христиане руководствовались теми уставами, что им дали апостолы, и это было, в основном, ветхозаветное чтение, пение псалмов и устная проповедь со слов очевидцев земной жизни и проповеди Христа, впоследствии записанное апостолами в том, примерно, виде, в котором мы это знаем теперь.

Особая роль принадлежала преломлению хлеба, причем в это время от верующих требовалось благоговение, в отсутствии которого обличал Апостол христиан Коринфа в 1Кор 10:16-17 "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" и в 1Кор 11:20-30:
"Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает".

Неотъемлемой частью проповеди были и поучения, (во время одного из них едва не произошел несчастный случай с уснувшим юношей по имени Евтих), славословия, песни, молитвы. Все это со временем получило развитие, что- то было записано, что- то передавалось изустно, благодаря преданию. На Церковь начались гонения и были прославлены уже первые мученики за Христа, а благочестивые талантливые их собратья составляли песнопения, восхваляющие их подвиги. Церковь знала своих героев, они запечатлены в ее памяти до сего дня!

+++

"В древности было проще, а потому- цельнее, единообразнее,- как писал в своей книге "О богослужении Православной Церкви"митрополит Вениамин Федченков,- Тем более, что в начале, собственно, была одна сплошная служба- "литургия", и, конечно, она составлена была целостно. А когда из нее стали выделять несколько служб, то поневоле это единство уже было нарушено. Хвалебные песни или гимны и доселе составляют неразрывный единый "канон", то есть составленный по строго определенному правилу чин песнопений: песнь Мариам, Анны, Аввакума, Исаии, Ионы, Трех отроков, Захарии- отца Иоанна Крестителя. Не говорим уже об Евхаристическом каноне: там особенно строго блюлось единство, цельность, неизменность и точность.

Но потом пришло новозаветное творчество, явилась необходимость что- либо сокращать и благодаря этому характер богослужения стал менее определенным; для несведущего богомольца совсем стало непонятным, почему одно поется здесь, другое читается там и т.д.

Цельность и единство имеют, конечно, свои преимущества: создают уже цельное, определенное настроение покаяния, хвалы, прошений и т.п. Но для рядового богомольца, немощного молитвенника, в этой сосредоточенности есть и опасность, трудность, а именно: утомительность от однообразия.
Что делать? Бегут на сектантские разговоры и легкие песенки. А у нас непочатое богатство! Неужели нельзя ничего сделать? Неужели? Не знаю.

Или мы, точно еврейские книжники и фарисеи, застыли на букве, обрядах, строе, чине, типиконе, уставе, а самое главное- "ДУХ МОЛИТВЫ"- опустили?
Ведь даже такой великий богомолец, затворник, богослов, знаток Писания, языков и служб, как епископ Феофан Затворник, и тот устанавливает простой, но забываемый принцип: МОЛИТВОСЛОВИЕ ЕЩЕ НЕ МОЛИТВА; Богу же нужен дух молитвенный; и ради него нужно жертвовать формой. Не дочитай, не допой, лишь молись!
Но куда тут?! Скажут: РЕВОЛЮЦИЯ!"

+++

А теперь вернемся к нашим апостолам. Помните, из песнопений Цветной Триоди: "Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную."
Эх, где вы, мои веселые ноги? Столько нависло на плечах, ногах и руках, что двинуть ими, порой, невмоготу. Неужели вы, святые подвижники и составители канонов, аскеты и писатели древности, полагали, присоединяя одно за другим песнопения и чтения, что мы, люди будущего, будем сильнее, молитвеннее, выносливее, талантливее, послушнее и терпеливее? Откуда такая уверенность?
А мы далеко не подвижники, у нас терпения- и того не хватает, не говоря уже о послушании и молитве! Иногда, вследствие загруженности и нехватки времени, должное внимание детям своим не уделяем. Куда уж нам о добрых делах, помощи бедным и больным, проповеди (миссионерстве) говорить? Успеть бы "вычитать" должное, "отстоять", "отмолить", "отбыть"...

А есть еще и посты, но о них в другое время.
Tags: современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments