3axap_kap_kap (3axap_kap_kap) wrote in christ_civ,
3axap_kap_kap
3axap_kap_kap
christ_civ

Совершенное православие для несовершенных христиан, часть 3-я.

С самых древних времен и до сего дня пост считался благочестивым упражнением на предмет повышения в людях аскетической стойкости, также пост предшествовал каким- либо религиозным праздникам, дням очищения, исправления, покаяния и его смыслом и целью было торжество духа над плотью.

Постились иудеи, древние египтяне, древние ацтеки и майя и многие- многие другие. Из иудаизма, взяв от него все самое лучшее, традицию поститься дважды в неделю переняли и раннехристианские общины. Прекрасный пример поста мы видим у Господа Иисуса Христа, Который, "постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. (Мф 4:2). Он также показал и правила для поста своим последователям (Мф 6:16-18): " Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."

Однажды (Мф 9:15) Он предсказал апостолам будущий пост: "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься." А по Вознесении Его на Небо, Деян 13:2-3, "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их."

Во II веке было предписано поститься от одного до шести дней перед Пасхой, потом обычай изменился: стал обязательным шестидневный пост перед Пасхой. По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост перед Пасхой был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков, для тех же, кто по какой- либо причине не мог поститься во время Великого поста, появилось "вместопостие", по времени соответствующее нынешнему Петрову, но продолжительностью всего около недели. Сейчас мы постимся этим вторым "постом приятным", однако его течение приятности нам, почему- то, не доставляет из- за его неестественной и, почему- то, зависящей от Пасхи многодневности, ибо он, Петров пост, "подрос".

Позже ввели Рождественский пост. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Как говорится, спасибо "товарищам" Луке и Мануилу за наше счастливое детство!

В связи с этим заслуживают внимания слова архимандрита Максима (Матфеу):
"Пост Великой Четыредесятницы, как и среда, и пятница, в течение всего года- самые древние посты, единственные, которые имеют Вселенское значение. Их важность была подтверждена канонами Вселенских Соборов (69-е правило Святых Апостолов, 5-е правило Первого Вселенского Собора, 29-е и 89-е правила Шестого Вселенского Собора). Другие установленные Церковью посты основаны на Священном Предании, которое, впрочем, имеет ту же силу и авторитет(!?)"

Получается, правилами Вселенских Соборов эти поздние посты не защищены и их происхождению мы обязаны людям, не то что не прославленным в лике святых, но наделенным отрицательными характеристиками как современниками, так и историками. И это называется, ни много, ни мало, Святым Преданием! Простите великодушно, а вот у меня, грешника, они, эти "другие посты", в отличие от Великой Четыредесятницы, а также среды и пятницы в течение всего года, той же силой и авторитетом не пользуются!

Вот и представьте себе: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и прочие святые мужи такого разнообразия и количества постов не знали, а мама преподобного Сергия Радонежского Рождественским постом, возможно, вряд ли постилась, она, скорее всего, о нем ничего и не слышала. Нынешние же мамы, как будущие, так и совершенные, постятся в эти дни непременно и попробуй их отговорить, "ухватятся" за него, как за что- то настолько важное, что и пожалеешь о своей чрезмерной предупредительности.

Да неужели мы благочестивее и сильнее, терпеливее святых древности? А если мы грешнее, что само по себе неоспоримый факт, тем более, откуда у нас силы для таких аскетических подвигов? Э-эх, проехали..

Вряд ли на Руси, окормляющейся в те времена духовным руководством византийских иерархов, эти поздние посты получили такое скорое признание. Достаточно вспомнить Крещение Руси, затянувшееся на столетия. Распространению Рождественского поста послужило хождение в Царьград и Иерусалим многочисленных паломников, которые и принесли на своих ногах эту новоустановленную традицию, вживление которой в церковную жизнь оставим на совести его авторов. Стоит только представить себе, как эти паломники, несколько лет скитавшиеся на чужбине, возвращались на Русь и строго вопрошали своих сородичей и односельчан: "А что, разве вы не поститесь сейчас?" Те, конечно же, недоумевали, а потом включались в это со-ревнование, чтобы не казаться отсталыми и ленивыми. Этот "коллективный психоз" распространялся на Руси намного действеннее, нежели предписание греческого архиерея. Благодаря этому со-ревнованию, русский мужик стал похож на того деревенского дурня, который парился, что есть мочи, в жарко натопленной бане и все кричал: "Наддай, наддай!" Так его оттуда вперед ногами и вынесли...

Другую причину озвучила недавно одна моя знакомая, задав вопрос: "А не было ли связано установление таких продолжительных постов с опасностью захватнических войн, усугубляющуюся голодом и недовольством одних и богатой обеспеченность других? Что ответить на это? В те времена темпы скотоводства стали снижаться, уступая место возделыванию земли. Но одно дело Греция и Ближний Восток с их скудной растительностью, где даже отсутствие пастбищ приводило к локальным войнам и грабежам, а другое дело- необъятная Русь с обилием заливных лугов, но скудными познаниями и возможностями в области растениеводства, по сравнению с южными государствами.

Вот и получилось, что под одну гребенку постригли и плодородный юг, и, разводящий скот, север. Но, как видите, "два зайца было убито",- и недовольство прекратилось среди голодающего населения юга, с введением постов с их непременными христианскими требованиями любви и братолюбия, и решился, отчасти, земельный вопрос. А христиане стали еще более "травоядными" и привязанными к земле, оседлыми. Брожения прекратились, миграция стала подконтрольной, конфликты также, а у населения появилась новая идея, миролюбивая и "травоядно-жвачная", как у таких "недосягаемых", хоть и желанных, коров.

А если добавить к теме поста и приращение многочисленных молитвенных правил, распространяемых благочестивыми паломниками- богомольцами, то простому человеку только и осталось радостей в жизни, что "молись, постись, трудись и... делись". А с кем делиться? Ну конечно же, с монастырями, где подвизаются монахи, не едящие мясо благодаря монашеским обетам. А еще с пришельцами- незванными гостями, монголо- татарами, которые траву не ели, но подчистую угоняли скот мирных недоумевающих славян. Вот так и появились растительные приоритеты и на Руси.
Со временем русский мужик стал похож на того бедного крестьянина, про которого нам рассказал выдающийся русский поэт Николай Некрасов в произведении "Кому на Руси жить хорошо":

"Не узнаю я Трифона!
Идти с такою ношею
Не стыдно молодцу?"
-"А коли мало кажется,
Прибавь рукой хозяйскою!"-
Сказал я, осердясь.
Ну, с полчаса, я думаю,
Я ждал, а он подкладывал,
И подложил, подлец!
Сам слышу- тяга страшная,
Да не хотелось пятиться.
И внес ту ношу чертову
Я во второй этаж!
Глядит подрядчик, дивится,
Кричит подлец, оттудова:
"Ай, молодец, Трофим!
Не знаешь сам, что сделал ты:
Ты снес один, по крайности
Четырнадцать пудов!"
Ой, знаю! Сердце молотом
Стучит в груди, кровавые
В глазах круги стоят,
Спина, как будто, треснула...
Дрожат, ослабли ноженьки.
Зачах я с той поры!..

Налей, брат, пол-стаканчика!"

-----------------------------

Вот этим- то все и кончилось на многострадальной Руси... Каждый по кирпичику из чувства особенного благочестия подложил, а спина крестьянская взяла, да и "рухнула". Теперь мужику одна и радость- стаканчик опрокинул и пошел...

А как прекрасно сказал святитель Иоанн Златоуст о цели поста: "Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния".

Да где же там! Вспоминаю, как в составе одной зарубежной делегации посещал я одну из епархий средней России. Как раз был Петров пост. Принимали нас хорошо, номера были "люкс", за счет принимающей стороны, кормили, что называется, "от пуза". Приехал ко мне в гости духовник- архимандрит, с самого юга России. Пообщались, помолились, засобирался старик домой. Повел я его в столовую, что в подвальном помещении собора находится. Там меня в составе моих еле- говорящих по- русски коллег не видели, а потому встретили холодно. А старик- шутник еще тот, говорит: "Не накормите ли нас, не дадите ли умереть с голоду?"- А ему отвечают (архимандриту): "Много вас таких, умирающих с голоду, здесь ходит!..
"
Попутчикам батюшкиным неуютно стало, а мне- то было каково? А вечером, проводив старого домой, пошел ужинать в ту столовую, вместе с нашими иностранцами. Ах, какое радушие, какое гостеприимство, какую христианскую доброту и воспитанность увидел я со стороны персонала столовой! Совсем другое отношение! Кому же на Руси жить хорошо? Теперь знаю: иностранцам.

Что же до многодневных постов (впрочем и о продолжительных молитвословиях также) то мне вспоминаются строки Евангелия, Лк 11:45-46: " На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них."

К кому применить эти строки в наше время? Да к благоговейным архиереям нашим, которые никак не могут решиться ослабить эту, по- Некрасову, "ношу чертову". Вот и горбатится народ под этим бременем, иные охотно, а иные, правда, "поумнели", но вместе с тем и ушли прочь, предоставив нести все эти, никому не нужные тяготы, тем, кто до сих пор называет себя "православными". И я тоже ее несу, ношу эту, из послушания Церкви, из послушания архиереям, но без всякой пользы для себя...

Впрочем, об архиереях дальше, по порядку.
Tags: современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments