triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Category:

ПРО ЭТО. Часть 8. "Вопрошание Кирика"

Полное название: «Се иесть въпрошние Кюриково, иеже въпроша иепископа ноугородьского Нифонта и инехъ». Нифонт был пострижеником Печерского монастыря, яркой фигурой своего времени, Русская церковь чтит его во святых. Кирик – учёный русский монах 12го века. Он задавал вопросы и на обсуждаемою нами тему. Не будем забывать, что писаны они в эпоху, когда христианство на Руси ещё не укрепилось , многое  оставалось ещё от язычества.
Ответы выглядят куда либеральнее, чем повеления епитимейников укрепившихся на Руси ( см. «ПРО ЭТО часть 7») , однако, некая нелогичная двойственность в отношении к интимному сохраняется.
Итак:
 


« Попу бельцу, бывшему со своей женой за день до службы, можно служить, ополоснувшись до пояса, а не кланявшесь и не мывшись. Если поп захочет служить в воскресенье и во вторник, может совокупиться между днями, порану в понедельник быв со своей женой, и в тот день пусть не входит в алтарь»
 -  Жена законная, и связь разрешена , но в алтарь заходить после совокупления нельзя. Характерный пример той самой двойственности.

« Так Клим повелел давать причастие: холостым на Пасху, в чистоте сохранившим Великий Пост. Если иногда согрешали, рассмотри, не с замужней ли женщиной, или какое другое зло, и тогда причащай – если дерзновенно обратится на исправление»
    - Заметим,  ни о каких семи годах епитимьи за блуд , положенным по канонам, речь не идёт.
   
« О женских делах разговаривал с игуменом Аркадием, а потом спрашивал и епископа, и постановили, что нельзя в храме стоять, целовать Евангелие и есть антидор. Но если ей в болезни нельзя будет причащаться год или полгода, то с вечера ополоснувшись, на утро следует причаститься. Если женская болезнь приключится ночью, или утором до обеда, а в другой день ей причаститься никак невозможно, то ополоснувшись перед обедней, пусть причащается. Так же и игуменья Мария сказала – эта тягость, насколько сможем понести, нам бывает.»
     - Причина запрета не указана, о кровоточивой прикоснувшейся ко Христу не вспоминают, но, тем не менее, явно проявляется человеколюбие исходя из реальности.

   
« Я сказал ему, а если дети лезут друг на друга, не понимая? В этом, сказал он, мужскому полу до 10 лет нет греха, а о девицах не пытай, могут и раньше испортить себя – таковы у нас юнцы»
     - Такие нравы были на Руси.

« Спрашивал, можно ли дать причастие тому, кто в Великий Пост совокуплялся со своей женой. Нифонт разгневался: учите ли вы, сказал, в пост воздерживаться от жен?! А я сказал: написано, владыка, в белеческом уставе, что хорошо блюстись в Христов пост. Но если же не могут, то первую неделю и последнюю, и Феодос сказал, что слышал у митрополита так написано. Он ответил, что ни митрополит, ни Феодос такого ни писали. Только в воскресенье Светлой Седмицы завершается праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать! А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу, и только вечером в понедельник войдет к жене.»
       - Очень интересный пункт! Ведь и сейчас воздержание от супружеских отношений считается обязательным в пост. А в 17м веке за зачатие ребёнка в Великим постом полагалась порка.
В ту же тему:

«  Но по закону, сочетавшимся молодоженам и причащавшимся, в ту же ночь можно иметь совокупление, и бывают он и она одним телом. Могли разве бы просто так это предписать святые отцы, которые повелевают им причаститься? Чтобы повелевать воздерживаться за женитьбу – нет такой епитимьи, даже трехдневной – ни мужу, ни жене. Но когда захотят причащаться – пусть соблюдают заповеди, воздержатся день прежде причастия, и после него другой. Так всегда нет епитимьи сочетающимся в общении брака»

 «Я прочитал ему из некоторой заповеди, что если в воскресенье и в субботу, и в пятницу ляжет человек и зачнет дитя, то будет либо тать, либо блудник, либо разбойник, либо трусливый, и родителям – епитимья 2 года. «А те книги годятся, чтобы их сжечь», — ответил Нифонт.»
     - Вот замечательный ответ «худым номоканонцам» , но, увы, «Вопрошание Кирика» было забыто, а всякого рода сомнительные епитимейники переписывались и распространялись

Интересно о разводах:
« А о тех молодоженах, которые разошлись, и перед тобой, владыка, судились – какая им епитимья? Не давай – сказал – причастия тому, кто разводится, и совокупляется с другим, если только будет помирать – тогда дай. А если будут большие трудности, по которым невозможно мужу удержать жену, или жене мужа? Если застанет, что ворует одежду или пропивает, или какое другое зло епитимья на три года. Если жена с другим – то муж не виноват, разводясь с ней. Если же муж не входит к жене без взаимного на то согласия – то жена не виновата, уходя от него.»
    - Т.е. правила строги, но довольно разумны , когда речь идёт о действительных ( по тем временам) препятствиям к нормальной  совместной жизни.
     
     Забавен этот ироничный ответ архиерея:
« Если приключиться женский платок вшить в облачение священника, можно ли в таком облачении служить попу? И сказал: женщина что ли погана?»

Вот ещё мудрое наставление опытного духовника:
«И о таком спрашивал: если некоторый поп велел сыну: если можешь удержаться, то будь с одной. Не велел того укорять владыка и сказал: не от произвола тот поп повелел, но видя его многое невоздержание повелел, чтобы имел одну.»

 «А если женщина причащалась на обедни, а вечером с ней лежал муж – не повелел ей владыка дать епитимью, но сказал: если соблюли ту ночь, которая перед тем, как утром причащаться, а после причащения соблюдут другую – то хорошо. А если будут молоды и не смогут, то нет беды – в своей жене нет греха.»
    - Опять очень интересно и не очень логично: « В своей жене нет греха», но правил это не отменяет, не приводит к апостольской простоте, когда воздерживаются «по согласию», а не по правилам. Собственно, как мы заметили в начале, это двоякое ощущение оставляет всё «Вопрошание». Конечно, наставления и само отношение к решению вопросов продиктованы трезвомыслием и выглядят куда здоровее многих позднейших общепринятых норм. Но , некая предвзятость и болезненное отношение к интимному, как к сомнительному и скверному, всё же прослеживается.
Кстати вспомнилось мне ещё один старообрядческий рассказик, близкий по духу к ответам духовников Кирика: triponaciy.livejournal.com/56317.html


Tags: аналитика, брак и интим, святоотеческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments