?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Поскольку мой сравнительно недавний текст о сиротах Дюплесси вызвал много вопросов, я решила ответы на них собрать в отдельную публикацию. Может, пригодится кому-нибудь на будущее.

Наверное, начинать надо с самых первых дней истории Квебека. Дело в том, что по сути своей наша провинция была теократическим государством. То есть, формально власть здесь принадлежала сначала французской короне, потом английской, но правили провинцией на самом деле церковники. Именно они определяли все основные направления развития Новой Франции, и они до сих пор являются кллючевыим фигурами квебекской истории. При всем том, что формальной столицей провинции является город Квебек, реальным центром всегда был и остается Монреаль, город, построенный монахами и ими же негласно управлявшийся до шестидесятых годов прошлого столетия.

Здесь в 1642 г. Поль де Шомеди-Мезоннёв основал город от имени и по поручению «Общества Богоматери Монреальской по обращению дикарей Новой Франции», созданного монахами-сульпицианцами Жаном-Жаком Олье и Жеромом Ле Руайе. Здесь в 1643 г. был построен первый форт, названный Виль-Мари. Общество Богоматери Монреальской приобрело право землевладения на остров Монреаль и привезло туда первых поселенцев с тем, чтобы те занялись образованием и воспитанием обращённых в христианскую веру индейцев. В связи с наводнениями приходилось переправляться с другого берега Малой реки, по северному берегу. Здесь сёстры-госпитальерки Монреаля во главе с Жанной Манс построили первую в Монреале больницу, «Отель-Дьё де Монреаль» в 1645 году. При этом власть сульпицианцев была настолько велика, что они в свое время буквально выгнали за пределы исторического центра города монреальского архиепископа и вынудили его выстроить кафедральный собор в месте совершенно нереспектабельном, фактически, на выселках. В годы Великой Французской революции сюда валом хлынуло спасающееся от репрессий французское духовенство, что тоже внесло свой немалый вклад в формирование местной "религиозной культуры". В целом же предпосылки ее формирования были следующие:

- основной контингент духовенства составляли малообразованные священники и монахи, весьма своеобразно перетолковывавшие суть религиозного учения
- необходимо было любой ценой повышать рождаемость, чтобы новая провинция смогла выстоять как перед набегами индейцев, так и перед экспансией англофонного населения, особенно усилившейся после передачи Квебека во владение Великобритании.

В итоге ключевым моментом религиозной жизни стал возведенный в абсолют лозунг "плодитесь и размножайтесь". Женщин планомерно доводили до невроза на почве того, что если у них будет мало детей, то адская участь им гарантирована. А нормой считалось наличие в семье 15 - 20 потомков, а то и больше. Соответственно, если супружеская пара не беременела вскоре после венчания, или в течение года после рождения младенца, то ее отлучали от причастия до того момента, пока беременность не наступит. От нескольких местных уроженцев я слышала и такую информацию, что кюре мог заставить супружескую пару совершать супружеский акт в своем присутствии, если он подозревал их в сознательном уклонении от соития и зачатия. Параллельно с этим самопроизвольный выкидыш приравнивался к аборту, и женщина, потерявшая младенца, автоматически считалась виновной в этом. Если она умирала от потери крови, ей отказывали в предсмертном отпущении грехов и христианском погребении.

Первенец в семье автоматически считался посвященным Богу и был обязан принять священный сан вне зависимости от того, что он сам по этому поводу думал. Это автоматом обрекало его на целибат, опять таки вне зависимости от его мыслей на сей счет.  Девочек из малообеспеченной семьи родители спокойно могли отдать в монастырь с расчетом на дальнейший постриг, при этом мнение девочек во внимание не принималось. Все это (за исключением присутствия священнника в супружеской спальне) было частью повседневной жизни квебекского общества еще 50 лет назад. Я уж не говорю о таких мелочах, что созерцание не только чужого, но и своего собственного обнаженного тела возводилось в разряд страшного греха. Поэтому для совершения гигиенических процедур существовали специальные рубахи с разрезами, позволявшие просовывать внутрь руку с мочалкой. Обязательная ежемесячная исповедь школьников духовнику учебного заведения тоже была абсолютной нормой. При этом классного руководителя в известность ставили посредством специальной записки. И не предоставивший ее в установленный срок ученик имел крупные неприятности. Да, не забудем еще и про телесные наказания в школах. Плеть, трость и страп являлись непременными участниками процесса обучения вплоть до 1960 года.

Добавим сюда контроль за печатным словом, музыкой, театром и изобразительным искусством. Во всех этих областях последнее слово всегда принадлежало церковным цензорам, а претендовавшие на независимость мнения авторы подвергались остракизму. Плюс к этому церковь действовала рука об руку с правительством даже в вопросах трудовых споров. И "рядовому квебекуа" постоянно внушалось, что он рожден для скромной участи, должен тяжким трудом зарабатывать на хлеб насущный и не претендовать ни на что большее.  Говоря лаконично, наиболее характерными чертами католической церкви Квебека были крайний консерватизм и национализм, на чем базировалась национальная самоидентификация квебекуа. При этом по состоянию на 1960 год католическая церковь практически полностью курировала образование, здравоохранение и социальные службы, определяя нравственный и эмоциональный климат в провинции. По данным социологичесикх опросов на тот момент 85% населения провинции считали себя католиками, и 88% от этого количества еженедельно посещали мессу.

Дальше случилась так называемая "Тихая революция", на которой я останавливаться сейчас не стану, скажу только о ее результатах.  Хотя революция и называлась тихой, уличных беспорядков, разбитых в хлам и сожженных церковных зданий, избитых и покалеченных церковнослужителей было более чем достаточно. И молниеносно начался отток верующих из храмов. Если в конце сороковых годов в год запросто могло произойти более 120 священнических рукоположений, то в шестидесятые это количество сократилось примерно до полутора десятков. А сейчас и того меньше. На данный момент самоидентифицируют себя католиками 45% от общего населения провинции, и регулярно посещают мессу не более 6% от этого количества. Визуально это очень хорошо заметно, поскольку огромное количество храмов либо вообще снесено, либо перепрофилировано в жилые или общественные здания. Часть из них перешла в руки альтернативных течений и сект. Скажем, из пяти приходов в моем районе сейчас остался всего один, объединяющий всех верующих округи. Один храм передан новым африканским эмигрантам, в другом поселились адвентисты, еще два просто пустуют. Секуляризация общества, начавшись полвека назад, стремительно продолжается. Причем признавать себя верующим, если ты не древняя бабуля, на публике, можно сказать, неприлично. Окружающие не постесняются скривиться и отпустить изрядное количество едких комментариев в адрес церкви и ее адептов. Католические священнослужители во многих местах провинции до сих пор не рискуют появлялться на улице не то, что в рясах, а даже просто в колоратках - могут и побить ненароком. К сестрам-монахиням, правда, отношение более снисходительное. Бабушки старенькие уже, что с них взять?

В целом те самые 45% католиков относятся в основном к т.н. категории "христиан на колесах", появляющихся в церкви три раза в жизни - на собственных крестинах, на крестинах своего ребенка  и на отпевании. Причем эти три события являются для них, скорее, красивым ритуалом и данью традиции, нежели актом веры. Ну еще можно на рождественску и пасхальную мессу сходить, тоже дабы отдать дань традиции, не больше. А самыми непристойными ругательствами из разряда тех, которые категорически нельзя произносить в обществе женщин и детей, в Квебеке являются термины, обозначающие Дарохранительницу, Чашу, Тело Христово, и их всевозможные производные. В общем, нынешний Квебек это государство воинствующего атеизма. В прошлом году даже нательные крестики пытались запретить, но эта идея все-таки провалилась, тем более, что вместе с крестами пытались запретить кипы и мохендовиды у всех госслужащих.

Комментарии

( 42 комментария — Оставить комментарий )
triponaciy
21 сент, 2014 03:25 (UTC)
Спасибо за интересный рассказ.

Хотелось бы и про "тихую революцию" поподробнее как-нибудь. )

И ещё у меня три вопроса:
1.Правильно я понимаю? Если сравнить с российской до и после революционной ситуацией, по твоему рассказу выходит, что ситуация в квебекской КЦ хуже того, что было в русской имперской ПЦ, а откат при этом всё же мягче, т.е. открытых гонений на церковь не случилось . При этом, брезгливое и насмешливое отношение значительной части населения к церкви и церковникам вполне сравнимо с отношением советского человека к этому и этим. Правильно я понимаю?
2. А в английской части Канады процент активных и "христиан на колёсах" и тон отношения к церкви ( любой) такой же?
3. Отношение к другим церквам и религиям ( иудаизму, исламу, буддизму индуизму и всяким новым и старым язычествам) разное в массе своей? Или примерно равно отношению к католичечтву?
lady_tiana
21 сент, 2014 13:01 (UTC)
Это Тому в первую очередь спасибо, он меня вчера на этот рассказ раскрутил.

1. У меня сложилось впечатление, что ситуация в Квебеке действительно во многих аспектах была жестче, чем в России до революции. Гонений в той форме, что в России, таки действительно не случилось. По крайней мере, никого из духовенства не убили и не сослали, и прямого запрета на исповедание веры тоже не произошло. Но ты не забывай, что и психологический портрет населения разный, и социальные институты, и вся форма государственного устройства тоже. Вариант госнасилия и террора здесь был в принципе невзможен. А вот на бытовом уровне здесь сейчас к церковникам относятся куда хуже, чем в Союзе образца 70 - 80 годов. Про более ранние эпохи мне трудно говорить, поскольку своего опыта нету.

2. Тут я не знаю, поскольку в эту сторону вопроса не углублялась.

3. Ко всем веруюшим не-католикам отношение примерно такое "Да ну их, фрики какие-то, чего о них думать вообще: пускай делают чего хотят, лишь бы к нам не лезли и не мешали". Поэтому, скажем, в Квебеке можно спокойно исповедовать себя последователем любой религии, это вызовет реакцию от мягко-нейтральной до слегка-заинтересованной. Но если исповедовать себя католиком, да еще сознательно сделавшим этот выбор, то как минимум услышишь в свой адрес возмущенное "Ты что, совсем идиот?!".
(без темы) - thomas_cranmer - 21 сент, 2014 19:51 (UTC) - Развернуть
lievre72
21 сент, 2014 03:58 (UTC)
Спасибо за рассказ.Вот почему у Лепреста в этой песне http://youtu.be/jsbU9Rn9qLs такой текст появился?
fipagen
21 сент, 2014 05:06 (UTC)
Еще моя покойная бабушка говорила: Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!-) Спасибо, интересно!
livejournal
21 сент, 2014 05:14 (UTC)
Квебек и его (анти)религиозная жизнь
Пользователь senpolia3 сослался на вашу запись в своей записи «Квебек и его (анти)религиозная жизнь» в контексте: [...] Оригинал взят у в Квебек и его (анти)религиозная жизнь [...]
n_ermak
21 сент, 2014 06:13 (UTC)
Татьяна, каким образом удавалось нейтрализовать светские власти? и обходить светские законы?
lady_tiana
21 сент, 2014 13:02 (UTC)
Я не очень поняла вопрос. Вы не могли бы сформулировать поточнее, пожалуйста?
(без темы) - n_ermak - 21 сент, 2014 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 22 сент, 2014 08:06 (UTC) - Развернуть
_shazy_
21 сент, 2014 07:35 (UTC)
Очень грустно, на самом деле. Никто так успешно не борется с христианством, как сами христиане...
silenza
21 сент, 2014 08:28 (UTC)
Интересно и страшно... какой же всё-таки ад на земле способна устроить церковь, забывшая, ради чего она существует...
А вот интересно - как сейчас в Квебеке чувствуют себя люди верующие (особенно - католики)? Как эта - более чем понятная - секуляризация воспринимается внутри католической общины? Послужило ли всё вышеописанное поводом для покаяния и оздоровления местной церкви (или наоборот - считают себя "малым стадом" среди "мира, во зле лежащего")?
(помню, что ты писала о том, что от истории с сиротами Дюплесси местная КЦ как бы устранилась - но "для своих" должны же были быть какие-то объяснения?)

Edited at 2014-09-21 08:29 (UTC)
lady_tiana
21 сент, 2014 13:20 (UTC)
Наташ, помнишь мои подзамочные откровения? Для меня последними каплями, так сказать, стали рассуждения на тему малого стада среди мира - это раз. И два - слова о том, что "ну а что вы хотите? В те времена у всего общества были примерно такие представления о том, как относиться к подобным детям и их матерям. Так что какое общество, такая и церковь. А у архиепископа монреальского просто плохая PR-служба, иначе бы они не позволили на публику озвучить то, что он сказал. А что он там себе думает, это его дело.".

Верующие не-католики себя ощущают совершенно спокойно. Бывают иногда некоторые мелкие трения, но все разруливается довольно мирно. Скажем, построили ортодоксальные иудеи себе общественный центр прямо напротив спорткомплекса, где малоодетые девушки гимнастикой занимаются, и начали донимать и центр, и городскую администрацию требованиями прикрыть безобразие, а то им на такое смотреть некошерно. Ну им и ответили, что вы сами должны были думать, когда выбирали место для стройки. А теперь это ваши проблемы, как знаете, так сами свои окна и занавешивайте или стройте глухой забор до крыши.

А те немногие католики, кого мне доводилось встречать на светских работах, обычно очень зашуганные, и если каким-то образом проговариваются. что у них дети на катехезу ходят, или что кто-то из членов семьи венчался, то это тут же быстренько прикрывается кучей слов, что это все только дань традиции, не более того. И что сами они ни-ни, не по тому делу, и они не психи каждую неделю на мессу ходить.

С другой стороны, мне несколько раз попалась информация, что тихонечко начался приток в церковь тридцатилетних, и что по чуть-чуть начали расти количества прихожан. Но это, как ты понимаешь, надо смотреть в более долгосрочной перспективе.
(без темы) - saiscea - 24 сент, 2014 21:12 (UTC) - Развернуть
thomas_cranmer
21 сент, 2014 09:10 (UTC)
Очень интересно, класс. Вопросы, много вопросов.

1. В период господства духовенства отношения с англо-протестантами были ничего, а в период секуляризациии англичане чуть ли не бежали из Квебека. Откуда такое противоречие? Почему не наоборот?
2. Почему духовенство удерживало экономику Квебека в аграрно-пришибленном состоянии? Ведь им было бы выгодно, если бы квебекуа были успешнее своих протестантских соседей?
3. Как складывались отношения клерикального руководства Квебека и (в ту пору многочисленных) квебекских англо-протестантов до Тихой революции? А после?
4. Почему при клерикальном режиме Квебек не особенно думал о независимости, а после секуляризации произошел взрыв национализма? Какова духовная/идейная основа этого национализма?
5. Каковы были отношения клерикального режима с США?

Тань, я понимаю, что вопросов много, но ответь пожалуйста поподробнее. То, что ты пишешь - совершенно уникальные данные.

Edited at 2014-09-21 09:12 (UTC)
lady_tiana
21 сент, 2014 13:45 (UTC)
1. Очень просто. Квебек был уникален тем, что в нем последние лет полтораста у руля стояли главным образом протестанты-англофоны. Им принадлежали все ключевые посты в правительстве, бизнесе и т.п. А квебекуа-франкофоны были в абсолютном загоне, и выше чернорабочих им было не подняться. Причем эту психологию им как раз успешно насаждало духовенство. Так что сложился совершенно фантастический альянс протестантских магнатов и католического духовенства. коллективно гнобивших франкофонных католиков. В результате Тихой Революции власьб полностью переменилась, на все ключевые посты вырвались квебекуа, и начали дико гнобить англофонов. Причем печально знаменитый "Закон 101 о французском языке" сыграл в этом деле ключевую роль. Поэтому более 60% англофонов спешно бежали из Квебека, бросая все, потому что им тут просто жизни не стало.

2. До Тихой Революции Квебек был процветающим местом в том числе и с точки зрения производства. Но все сливки с этого дела снимали англофоны-протестанты. А когда они сбежали в Онтарио, с ними вместе ушел и технический прогресс, и Квебек стал гораздо более аграрной провинцией.

3. Любовь взасос у них была. Просто англофоны-управленцы имели от этого альянса деньги, а КЦ - реальную духовную власть. А это почище любого наркотика будет. Сейчас англофоны-протестанты в основном существуют в роли этакого младшего братца, на которого в семье все смотрят с некоторой жалостью, типа, "ну не удался пацан, дурковат маленько, но не выгонять же его из дому?". При этом существует некоторое количество школ с преподаванием на английском языке. Раньше они были в ведении "Протестантского ГОРОНО", котрое уже при нас переименовали просто в англофонное. Но чтобы записать ребенка в эту школу, надо дико вывернуться ужом и доказать, что родители сами в аналогичной школе учились. Иначе не разрешат.

4. О независимости Квебек думал всегда, с той самой минуты, когда его по результатам Семилетней войны Франция передала Англии. Другое дело, что эти настроения очень долго подавлялись призывами к смирению и прочей промывкой мозгов. Потом случилась Вторая Миовая война, в которой участвовало изрядное количество квебекуа. Вернувшись домой, они принесли с собой дух вольнодумства и знане о том, что есть страны, где люди живут по-другому. А распространение телевидения вбило последний гвоздь в крышку этого гроба. И как раз взрыв национализма послужил причиной Тихой Революции, поскольку всю кашу заварил Фронт Освобождения Квебека (ФОК). Ну и Шарль де Голль то ли сдуру, то ли намеренно бросил спичку в канистру с бензином. Он додумался с балкона монреальской мэрии бросить в накаленную толпу лозунг ФОК "Да здравствует свободный Квебек!". тут-то оно все и началось. А истоки нашего местного национализма ищи в "Проклятых королях" и прочей истории Столетней войны. Как в те времена возникла на бытовом уровне неприязнь между англичанами и французами, так она и никуда и не делась. А когда Франция после Семилетней войны была вынуждена в счет репараций передать Квебек Англии, то эта неприязнь забушевала с новой силой. Особенно если учесть, что хорошо жили после этого в провинции главным образом англофоны.

5. После того, как все территориальные войны закончились, т.е. где-то с первой трети 19 века, отношения были вполне добрососедские. А про более ранние времена можешь у Фенимора Купера почитать. :) Когда я "Зверобоя" первый раз читала, мне и в голову не могло придти, что я когда-нибудь буду жить практически в эпицентре тамошних событий.

А что касается данных, то я их много лет собирала по крупицам, расспрашивая местных и сопоставляя информацию. Мне многие не верят, считают, что это все преувеличения. Но каждая строчка, которую я написала, фактически надиктована людьми, говорившими "вот так было с моими родителями или бабушками-дедушками". А то и с ними самим это происходило, как с тем моим приятелем из числа "сирот".

(без темы) - thomas_cranmer - 21 сент, 2014 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 20:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - thomas_cranmer - 21 сент, 2014 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 20:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - thomas_cranmer - 21 сент, 2014 20:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 20:50 (UTC) - Развернуть
Алексей Котиков
21 сент, 2014 09:28 (UTC)
Здравствуйте,

крайне страшная тема поднята в статье. Вопросы запредельного насилия, как, зачем, для чего - пожалуй один из самых страшных в человеческой истории. Квебекская история в этом смысле стоит в одном ряду с нацистскими экспериментами в концлагерях, практикой ЧК. Особая проблема в том, что квебекский кошмар тесно завязан на церковь, называющую себя христианской.
сама статья мне не понравилась, вызывает больше вопросов, чем ответов. Правда ли автор видит историю настолько двухцветной - ужас клерикализма от создания Квебека вплоть до "революции" 60-х, а потом "вдруг" все сравнительно хорошо. За скобками остался вопрос о виновности системы психиатрии Канады, ну как то сомнительно, что "не знали". Один из самых закрытых вопросов - роль спецслужб, особенно ЦРУ САСШ в этих экспериментах по исследованию психики и мозга.
Однако из главного - в любом случае в качестве поля для этих садистских экспериментов была выбрана религиозно-христианская среда, как весьма для этого благоприятная. Это факт, а факт - упрямая вещь. Что весьма ужасно.
Как такое может произойти, как в принципе церковь может переродиться в свою, так сказать, прямую противоположность? Как мне кажется, ключей к ответу два. Первое - "классик жанра", так сказать, г-н Сад (исторически стоящий первым в ряду своих коллег типа г-д Менгеле, или Чикатило, или г-жи Розалии Землячки, имя же им легион). Сей деятель использовал безграничную жестокость и предательство, как доказательство отсутствия Бога, инструмент духовного поиска, так сказать. Второе - буквалистское понимание Библии, весьма укоренившееся в христианстве в виде учений о грехах и аде. Ну действительно, если веришь в Творца, как прокурора всея вселенная, создавшего вечный ад за временные промахи, если искренне ненавидишь человеческую природу, пораженную грехом и потерявшую всякую чистоту, если веришь, что большинство идут в ад- вполне естественно, почему бы не начать создавать такой ад здесь и сейчас. Ну и третье, гипертрофирование монашества в христианстве, некий, порядком набивший оскомину образ монаха, как истинного христианина, в противоположность некому обычному христианину. И возникшая в результате весьма странная мысль, что церковные "чайльдфри" будут лучше заботиться о детях.
Тема страшная, имхо неразрешимая. Что ж, сегодня воскресенье, как говорится, опять нет повода не выпить...

magda_zitta
21 сент, 2014 10:01 (UTC)
Как интересно. Спасибо за оба текста.
tanuwa77
21 сент, 2014 10:29 (UTC)
По поводу описанного в первой половине текста сначала даже мыслей никаких не возникло - просто шок и тотальное офигение,так сказать...
Я не совсем поняла - весь этот клерикальный ад закончился до Второго Ватикана или после? И если после - неужели вообще ничего не изменилось в результате внутренних церковных перемен, а только в результате революции?
И еще такое впечатление, что описанное - это просто доведенные до логического результата мечты многих российских православных. Например, похожая культура в ПСТГУ наблюдается.
silenza
21 сент, 2014 11:11 (UTC)
мечты многих российских православных
да, сходство очевидно... и сторонникам этой культуры стоило бы ознакомиться с канадским опытом (жаль, что они этого не сделают - либо спишут все косяки на "безблагодатность" католиков)
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 13:48 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lady_tiana
21 сент, 2014 13:48 (UTC)
Угу. Живее не бывает...
frenchrus
21 сент, 2014 16:06 (UTC)
Безумно интересно, спасибо!
(Удалённый комментарий)
lady_tiana
21 сент, 2014 19:32 (UTC)
Я являлась членом РКЦ в течение достаточно продолжительного времени. В данный момент предпочитаю считать себя развоцерковленным агностиком.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lady_tiana - 21 сент, 2014 20:10 (UTC) - Развернуть
livejournal
24 сент, 2014 07:46 (UTC)
Про Квебек
Пользователь elentir сослался на вашу запись в своей записи «Про Квебек» в контексте: [...] 1960-70-х в Квебеке, ее предпосылки и последствия: http://christ-civ.livejournal.com/447919.html [...]
( 42 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel