Татьяна (lady_tiana) wrote in christ_civ,
Татьяна
lady_tiana
christ_civ

Categories:

Квебек и его (анти)религиозная жизнь

Поскольку мой сравнительно недавний текст о сиротах Дюплесси вызвал много вопросов, я решила ответы на них собрать в отдельную публикацию. Может, пригодится кому-нибудь на будущее.

Наверное, начинать надо с самых первых дней истории Квебека. Дело в том, что по сути своей наша провинция была теократическим государством. То есть, формально власть здесь принадлежала сначала французской короне, потом английской, но правили провинцией на самом деле церковники. Именно они определяли все основные направления развития Новой Франции, и они до сих пор являются кллючевыим фигурами квебекской истории. При всем том, что формальной столицей провинции является город Квебек, реальным центром всегда был и остается Монреаль, город, построенный монахами и ими же негласно управлявшийся до шестидесятых годов прошлого столетия.

Здесь в 1642 г. Поль де Шомеди-Мезоннёв основал город от имени и по поручению «Общества Богоматери Монреальской по обращению дикарей Новой Франции», созданного монахами-сульпицианцами Жаном-Жаком Олье и Жеромом Ле Руайе. Здесь в 1643 г. был построен первый форт, названный Виль-Мари. Общество Богоматери Монреальской приобрело право землевладения на остров Монреаль и привезло туда первых поселенцев с тем, чтобы те занялись образованием и воспитанием обращённых в христианскую веру индейцев. В связи с наводнениями приходилось переправляться с другого берега Малой реки, по северному берегу. Здесь сёстры-госпитальерки Монреаля во главе с Жанной Манс построили первую в Монреале больницу, «Отель-Дьё де Монреаль» в 1645 году. При этом власть сульпицианцев была настолько велика, что они в свое время буквально выгнали за пределы исторического центра города монреальского архиепископа и вынудили его выстроить кафедральный собор в месте совершенно нереспектабельном, фактически, на выселках. В годы Великой Французской революции сюда валом хлынуло спасающееся от репрессий французское духовенство, что тоже внесло свой немалый вклад в формирование местной "религиозной культуры". В целом же предпосылки ее формирования были следующие:

- основной контингент духовенства составляли малообразованные священники и монахи, весьма своеобразно перетолковывавшие суть религиозного учения
- необходимо было любой ценой повышать рождаемость, чтобы новая провинция смогла выстоять как перед набегами индейцев, так и перед экспансией англофонного населения, особенно усилившейся после передачи Квебека во владение Великобритании.

В итоге ключевым моментом религиозной жизни стал возведенный в абсолют лозунг "плодитесь и размножайтесь". Женщин планомерно доводили до невроза на почве того, что если у них будет мало детей, то адская участь им гарантирована. А нормой считалось наличие в семье 15 - 20 потомков, а то и больше. Соответственно, если супружеская пара не беременела вскоре после венчания, или в течение года после рождения младенца, то ее отлучали от причастия до того момента, пока беременность не наступит. От нескольких местных уроженцев я слышала и такую информацию, что кюре мог заставить супружескую пару совершать супружеский акт в своем присутствии, если он подозревал их в сознательном уклонении от соития и зачатия. Параллельно с этим самопроизвольный выкидыш приравнивался к аборту, и женщина, потерявшая младенца, автоматически считалась виновной в этом. Если она умирала от потери крови, ей отказывали в предсмертном отпущении грехов и христианском погребении.

Первенец в семье автоматически считался посвященным Богу и был обязан принять священный сан вне зависимости от того, что он сам по этому поводу думал. Это автоматом обрекало его на целибат, опять таки вне зависимости от его мыслей на сей счет.  Девочек из малообеспеченной семьи родители спокойно могли отдать в монастырь с расчетом на дальнейший постриг, при этом мнение девочек во внимание не принималось. Все это (за исключением присутствия священнника в супружеской спальне) было частью повседневной жизни квебекского общества еще 50 лет назад. Я уж не говорю о таких мелочах, что созерцание не только чужого, но и своего собственного обнаженного тела возводилось в разряд страшного греха. Поэтому для совершения гигиенических процедур существовали специальные рубахи с разрезами, позволявшие просовывать внутрь руку с мочалкой. Обязательная ежемесячная исповедь школьников духовнику учебного заведения тоже была абсолютной нормой. При этом классного руководителя в известность ставили посредством специальной записки. И не предоставивший ее в установленный срок ученик имел крупные неприятности. Да, не забудем еще и про телесные наказания в школах. Плеть, трость и страп являлись непременными участниками процесса обучения вплоть до 1960 года.

Добавим сюда контроль за печатным словом, музыкой, театром и изобразительным искусством. Во всех этих областях последнее слово всегда принадлежало церковным цензорам, а претендовавшие на независимость мнения авторы подвергались остракизму. Плюс к этому церковь действовала рука об руку с правительством даже в вопросах трудовых споров. И "рядовому квебекуа" постоянно внушалось, что он рожден для скромной участи, должен тяжким трудом зарабатывать на хлеб насущный и не претендовать ни на что большее.  Говоря лаконично, наиболее характерными чертами католической церкви Квебека были крайний консерватизм и национализм, на чем базировалась национальная самоидентификация квебекуа. При этом по состоянию на 1960 год католическая церковь практически полностью курировала образование, здравоохранение и социальные службы, определяя нравственный и эмоциональный климат в провинции. По данным социологичесикх опросов на тот момент 85% населения провинции считали себя католиками, и 88% от этого количества еженедельно посещали мессу.

Дальше случилась так называемая "Тихая революция", на которой я останавливаться сейчас не стану, скажу только о ее результатах.  Хотя революция и называлась тихой, уличных беспорядков, разбитых в хлам и сожженных церковных зданий, избитых и покалеченных церковнослужителей было более чем достаточно. И молниеносно начался отток верующих из храмов. Если в конце сороковых годов в год запросто могло произойти более 120 священнических рукоположений, то в шестидесятые это количество сократилось примерно до полутора десятков. А сейчас и того меньше. На данный момент самоидентифицируют себя католиками 45% от общего населения провинции, и регулярно посещают мессу не более 6% от этого количества. Визуально это очень хорошо заметно, поскольку огромное количество храмов либо вообще снесено, либо перепрофилировано в жилые или общественные здания. Часть из них перешла в руки альтернативных течений и сект. Скажем, из пяти приходов в моем районе сейчас остался всего один, объединяющий всех верующих округи. Один храм передан новым африканским эмигрантам, в другом поселились адвентисты, еще два просто пустуют. Секуляризация общества, начавшись полвека назад, стремительно продолжается. Причем признавать себя верующим, если ты не древняя бабуля, на публике, можно сказать, неприлично. Окружающие не постесняются скривиться и отпустить изрядное количество едких комментариев в адрес церкви и ее адептов. Католические священнослужители во многих местах провинции до сих пор не рискуют появлялться на улице не то, что в рясах, а даже просто в колоратках - могут и побить ненароком. К сестрам-монахиням, правда, отношение более снисходительное. Бабушки старенькие уже, что с них взять?

В целом те самые 45% католиков относятся в основном к т.н. категории "христиан на колесах", появляющихся в церкви три раза в жизни - на собственных крестинах, на крестинах своего ребенка  и на отпевании. Причем эти три события являются для них, скорее, красивым ритуалом и данью традиции, нежели актом веры. Ну еще можно на рождественску и пасхальную мессу сходить, тоже дабы отдать дань традиции, не больше. А самыми непристойными ругательствами из разряда тех, которые категорически нельзя произносить в обществе женщин и детей, в Квебеке являются термины, обозначающие Дарохранительницу, Чашу, Тело Христово, и их всевозможные производные. В общем, нынешний Квебек это государство воинствующего атеизма. В прошлом году даже нательные крестики пытались запретить, но эта идея все-таки провалилась, тем более, что вместе с крестами пытались запретить кипы и мохендовиды у всех госслужащих.
Tags: католичество, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments