triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Categories:

Лихой человек

Прекрасная , можно сказать, программная статья Михаила Эпштейна. . Первая серьёзная попытка осмыслить происходящее с философской и культурной точек зрения, всем советую.А для уже прочитавших предлагаю несколько замечаний.

Интересно, что к таким же совершенно выводам , можно прийти не только через Достоевского. Например, через Э. Фромма. Некрофилический тип мировосприятия до неправдоподобия соответствует той картине , что мы сейчас видим с экрана и в жизни. Далее логическая цепь совершенно по подпольщику Фёдора Михайловича , который, собственно, и есть идеальное отображение мировоззрения этого типа описанное почти за 100 лет до Фромма со всей его психологией.
Но можно взять ещё современней, через кинематограф. Давно не секрет, насколько просмотренные в 80е в видеобарах в стремнейшем качестве под гнусавые переводы Володарского американские боевики и прочая поп-кино-классика повлияли на мировоззрение будущей руссийской « элиты» . « Крёстный отец» стал просто инструкцией, а вместе с этим и сам тип «плохих парней» из американского фильма стал путеводной звездой. Ну а что делают «плохие парни» в тех самых классических боевиках, когда их прижимают к стенке ? Правильно, грозятся всех взорвать и всячески показывают готовность сделать это без шуток. Окружным путём и без заходов в более глубинную психологию «бобка» приходим к тем же выводам.

Говоря о мире Достоевского, мы конечно говорим о русской « неотмирности», выражаемой в первенстве богоискательства или искания правды,  и о связанной с ней «лихости», том самом « лихом человеке» , что ходит с дубиной по лесу и полю, и не важно деревянная она или ядерная. И впрямь, лихость неотъемлемая часть и в сочетании с исканием правды ( или Бога) даёт эффект, который мы условно назовём « лихость –удаль». Про это:
Партизан спалил в п**ду родную хату
Завязался узел , ремешок
Распирает изнутри весёлую гранату
Вот чем всегда кончается вот такой стишок.
Это знает моя свобода!
Это знает моё поражение
Это знает моё торжество. ( Е. Летов)
Об этом русские блаженные и юродивые, об этом лихой св. Никита, летящей на бесе в Иерусалим, условный Александр Матросов , об этом лучшие из « безбожных» героев Платонова, половину русской истории и литературы, об этом пьяные русские мужики, которым мало разговоров о футболе, бабах и машинах, обязательно надо о Боге и правде.
Мы часто думаем, что добро противоположно злу, и это так, но нередко мы забываем насколько они близко… Всё меняющая мелочь, та самая, в которой прячется дьявол. Так и с лихостью. Совсем рядом с «лихостью –удалью» стоит « лихость – бобок», то , о чём непревзойдённо написал тот же Фёдор Михайлович и о чём нам напоминает в своей статье М. Эпштейрн. Проблема в этом « совсем рядом». На деле легко подменить удаль» за други своя» и за праведную  идею , на « пусть весь мир погибнет , лишь бы мне чаю попить», что гениально , и даже не знаю насколько в каждом конкретном случае осознанно , делает современная российская власть и пропаганда. « Русские своих не бросают» - говорят о Крыме, « русские не сдаются!» отвечают окружённые « зелёными человечками»  солдаты под украинским флагом. Неслитные « Лихость – удаль» и « лихость –бобок» , кажется, нераздельно смешались во многих русскоговорящих головах.
И именно поэтому, я не согласен с эпштейновским делением на три. Т.е. на «агрессивно- депрессивное» большинство, плохих « бобков» и правильное , здоровое меньшинство. Не замечена ( или слишком грубо объединена с первой) уважаемым автором огромная 4я часть. Это именно те, у кого смешалось в голове , те, кто не мыслят себя в тихом западном сытом «либерализме» ( когда в «» , когда без), кто не может без лихости, как очень своего, неотъемлемого, но нигде так и не найденного , кроме как в этой «бобковой» подделке. И именно прозрение или уже полнейший самообман этой 4й  части вероятно решит судьбу России , а , может, и судьбу мира. Совсем по Достоевскому , да и не только по нему одному. Россия родина антихриста или место спасения христиан , явление откровений правды? Этот вопрос и у католиков поляковможно  найти, не у одних русских философов и богоискателей.
Tags: злободневное, литература, психология, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments