Anđeo (cryss_hawkeye) wrote in christ_civ,
Anđeo
cryss_hawkeye
christ_civ

Покаяние для чайников


Бог не оставит тебя, доколе не сокрушит сердца твоего.

От автора бестселлера "Молитва для чайников"))
Получил первые отклики на свою статью «Молитва для чайников», и решил кое-что уточнить, написав, так сказать, «вдогонку» — о покаянии.

Дело в том, что в некоторых поступивших комментах их авторы обрушиваются с критикой на мое замечание о  том, что «борьба с грехом тоже отменяется» — мол, как же так? И, пожалуй, они правы, это следует разъяснить. Для этого предлагаю вернуться к означенному абзацу:

«И, пожалуй, вот еще что – борьба с грехом в этом случае тоже отменяется за ненадобностью. Вместо того, чтобы пугать себя и уговаривать, можно встать пред Богом во всем своем непотребстве и признаться Ему лично в том, чего вы так стыдитесь. И, может быть, Он лично вам разрешит и позволит то, что вы считали предосудительным и греховным, доверившись людской молве и человеческим мнениям – вот и не будет для вас греха в том, чего вы так боялись. Но уж если запретит – уверяю вас, вам больше не захочется».

Во-первых, уточним, что значит «в этом случае»? В каком «этом»? Напомню – в том случае если ваше общение с Богом установлено, и вы уже приобрели в нем некоторый навык, достаточный, чтобы получать простые ответы на свои недоуменные вопросы. Тогда, принося покаяние Богу, вы, вместо  того, чтобы навязывать Ему свое мнение о своей греховности и требовать от Него согласия и признания за вами именно тех грехов, которые, как вы думаете, стоят стеной между вами и Богом и не дают вам посметь «воззрети на Небо», может быть, догадаетесь наконец-то ЕГО спросить, что ОН думает о вас по этому поводу, и попросить Его даровать вам истинное покаяние, которое всегда есть Дар Божий в числе самых первых – и самых ценных, добавил бы я. А то получается, как на первой исповеди ребенка у попа: на все вопросы о перечисляемых «стандартных» грехах «нет», и наконец стыдливое признание в страшном тайном грехе – «Как-то раз лягушку видел».

Попросить-то, может, и стоит – но будьте готовы к тому, что если Бог, не дай Бог, согласится, то ничего приятного вас не ждет, не сомневайтесь  – и мало не покажется.

Как-то, будучи молодым парнем, я такую штуку выпросил себе по своей безудержной ретивости попробовать на практике всего того, что в умных книжках написано. Книжки эти обычно в семинариях изучают, и совсем не для того, чтобы написанное на практике по глупости пробовать, а вовсе для того только, чтобы богословское образование приобрести, и в богословских ученых спорах уметь к месту нужную цитату привести. Ну, а я-то, уверовав уже взрослым вполне всерьез, за чистую монету принимал церковные поучения, и старался их исполнить – удивительные, я вам скажу, получались результаты, и совершенно неожиданно я прочно оказался в дураках в глазах всех окружавших меня – но это я так, к слову. Так вот, как-то раз вдоволь надолбившись молитвенного правила и «иже с ним» еще много чего, я улегся спать с чувством собственной праведности – долго ли умеючи достигнуть совершенства? Но о покаянии, вычитанном в книжках, я Бога тоже просил – мол, дай мне покаяние всецелое и сердце люботрудное. Ну, и выпросил – наверное, надоел своим самодовольством. Лег-то я спать, сделав перед этим очень плохой поступок и по обыкновению считая себя правым – и когда проснулся среди ночи, все уже случилось. Проснувшись, я понимал, что я только что на секунду увидел самого себя со всеми своими грехами и внутренней мерзостью как бы глазами Бога, взор Которого, упав на меня мимоходом, как свет маяка, осветил Божьим светом все до донышка в грязном, вонючем, давно протухшем болотце моей души – со всей грязью, вонью, топью, с гадами, жабами, змеями, пауками, тарантулами, скорпионами и даже крокодилами, привольно расплодившимися в болотной жиже жизненного застоя и омерзительного себялюбивого бесчувствия – и если бы это продлилось на мгновение дольше, я бы умер, сгорев на месте от стыда и ужаса.

Спать я, конечно, не мог, и жить не мог тоже – нужно было немедленно что-то предпринять, попытаться хоть что-нибудь исправить. Я встал, оделся – была зима, около трех часов ночи – и пошел пешком через весь город к обиженным мной просить у них прощения.

Таково было положенное Богом «начало покаяния»: чувства души проснулись, освобожденная от обморока зазнайства совесть встрепенулась – и жизнь моя надолго превратилась в сущий ад. Стоило мне теперь согрешить: раздражиться, разгневаться, наорать на жену или ребенка – и я  ощущал страшную пустоту в душе, и начинал корчиться от невыносимого ощущения Богооставленности. И оставалось только, бежав, уединиться в укромном месте – как правило, в гараже – и ползать пред Богом на брюхе, корчась, рыдая и вопия. До тех пор, пока не простит и не удостоверит в этом душу возвращением Своего мира и благоволения. И вот так раз десять на дню – прикиньте?

Что ж, так вот и пришлось научиться не грешить – а что прикажете делать? Со временем образовался навык, как мозоль на пальце: в натертых местах душу стало не пробить, а если и случались «пробои», то практически моментально затягивались. Скажешь только, воззрев на Небо, «Господи!» — и исцеление уже наготове.

Тут следует кое-что уточнить. Человек не может исправиться – это не в его власти. «Не можете волос сделать белым или черным». И Бог не станет его исправлять, что-то в нем меняя и переделывая – потому что тогда это уже будет другой человек, не тот, каким сотворил его Бог, уже сказав о нем раз и навсегда Свое единственное Слово – настоящее имя каждого из нас, воззвавшее нас к жизни. Так что тогда есть исправление? Это, как всегда, милость Божья. Не помню уж, где сказано: «И объяли меня воды до души моей». Представьте дно моря: горы, долины, впадины, трещины, холмы и расщелины – все, как и на суше. А на поверхности – тишь и гладь. Так и с душой, язвы и шрамы которой никуда не делись и короста греховной проказы по-прежнему на дне ее, как залегшая на зиму тина – но коли Благодать Божья, вселившись, наполнила ее своим неотступным присутствием, то Она подобна той воде: заполнив впадины и покрыв холмы, она являет взору отрадную картину безбрежной глади. И даже коль скоро дойдет до бури и великих волн – уродство дна взору все равно не откроется, будучи погружено в глубокую пучину Божьих вод. Одно лишь может обнажить прежнюю греховность – коль море то пересохнет. Это бывает с человеком, когда он отрекается от Бога, отвергает Его Волю и осознанно выбирает грех, как образ жизни: «Как может ждать прощенья тот, кто тверд в грехе». И тогда, по отшествии Вод Божьих, оказывается, что все по-прежнему на своих местах – и холмы, и впадины, и змеи с крокодилами.

Поэтому, покаяние (о необходимости которого для спасения души столько написано и наговорено теми, кто за него, как правило, сам и не думал приниматься) теоретиками от христианства перевернуто с ног на голову: дескать, надо пыхтеть-стараться выжать из себя хоть одну слезу в осознании того, что все мы грешные – не выйдет, милые, выдавить воду из камня. «Без меня не можете творить ничего», — сказал Христос, и самовольное надувное покаяние может только растлить душу надменной гордыней и самомнением. И будет последнее горше первого. Так что живите себе спокойно и не пыжьтесь, а то как бы пупок не развязался. Но коль скоро совесть ваша обличит вас в дурном деле и злом помысле – вот тут не оправдывайтесь, не тратьте время попусту в самооправданиях и пререканиях, а поспешите «пасть на лица ваши и восплакать о грехах ваших» и не отступайте от молитвы и покаяния, пока не почувствуете себя прощенными Богом – и уверяю вас, Он не замедлит. Вот и будет вам покаяние пред Богом – то самое, о котором пишут в святоотеческих книжках. И заметьте, когда Бог простит вас, вы, во-первых, сразу об этом узнаете от Него самого с несомненностью, не требующей доказательств. А во-вторых – отныне вы свободны и от греха и от покаяния в нем до следующего раза, и можете со спокойной совестью и душой заняться чем-нибудь полезным, а то и приятным. Богу вовсе не нужны ваши искусственные истерики и вымученные непрестанные самоукорения, но более приятны наши радости: когда у нас все хорошо, Ему меньше заботы. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога».

Это я к тому, что написал выше: борьба с грехом отменяется. Потому, что сам человек грех побороть не может, а может только принести его Богу, Который ВСЕ может. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает».

И еще. Церковные фарисеи все талдычут нам, что нам надлежит каяться и в том, чего не совершали – а они нас будут «казнить или миловать». И еще любят по своим спискам с женщин грехи спрашивать – особенно монахи. Я в эти списки когда заглядывал, о половине того, что там перечислено со всеми интимными подробностями, и не догадывался, что такое бывает. Так и хочется спросить таковых – а веревку с собой приносить?  А вот Господь говорит нам другое: «Исповедуйте друг другу согрешения ваша и молитесь друг за друга, да исцелеете. Много бо может молитва праведного, поспешествуема!». То-есть, смысл исповедания греха вовсе не в том, чтобы поп вас «решил и вязал», а в исторжении греха через уста ради очищения души от его скверны, как рвоты  ради очищения желудка. А если еще доброжелательный свидетель пожалеет вас и о вас Богу помолится, то совсем хорошо – вот только где его теперь найти такого «праведного», чья молитва «много бо может, поспешествуема»?

И искупление грехов тоже отменяется – не нужны Богу наши самовольные самоистязания, а уж истязания одних другими и подавно не нужны. Коли Он Сам нас простил, зачем нужны еще какие-то особые наказания, которыми полны чины исповеди с росписью, что кому за какой грех положено. И поп толоконный лоб «властью мне данною» вершит свой суд без милости над доверившимся ему в поисках сочувствия, забыв, что здесь «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», Который уже простил тебя по твоей просьбе – и зачем Ему тебя еще наказывать? А если Ему это не нужно, то нужно – кому? И зачем? «Всякая власть, стремящаяся стать НАД человеком, безнравственна по своей природе».  Так что, ты, получивши прощение от Самого Христа, иди себе с миром, по своим делам, «и пусть вас не волнуют этих глупостей».

Другим аспектом «отмены борьбы с грехом» является то, что грех по самой сути своей «согрешения против Бога» – это противление Богу в том, в чем мы вообще способны воспротивиться Всемогущему, а именно – в нашей воле.  Именно и только ее мы способны поставить вопреки Воле Бога о нас – это по сути единственное доступное для нас противление и восстание на Вседержителя. То-есть, проще говоря, грех – это противление Воле Божией, вольное и невольное, намеренное или по случайности. Но как может не грешить тот, кто Воли Божьей не знает, а чаще всего и знать не хочет? К примеру, Христос сказал «просящему дай», а у тебя человек веревку выпрашивает, чтобы повеситься – давать или не давать?

Поэтому, хотите вы или нет, придется вам в затруднительных случаях к Богу обращаться за советом и благословением, как поступить в сомнительных случаях. То же касается перечня грехов – кто и с какой целью составлял эти списки, Бог весть, но свою человеческую порядочность церковники опровергали с упорством, достойным лучшего применения на протяжении двух тысячелетий истории христианства даже до сего дня и веры им нет ни на йоту – так что же делать бедному христианину?  А – я уже говорил – иметь мужество учиться самому жить пред Богом – уж лучше попытаться доверять Ему, чем всем этим прощелыгам. И то же – в отношении грехов. Придется вам самим в спорных случаях, когда совесть вас явно не обличает, но молва человеческая одолевает, обращаться к Богу за разрешением этого недоумения в отношении лично вас. Например, говорят, надо поститься, и кто не постится – грех. А вы, к примеру, читали в Евангелии, что «не могут поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених». Но наш-то Жених с нами «по вся дни до скончания века» — и для чего же тогда поститься, в чем грех? Есть тысяча мнений, одни говорят одно, другие – другое, а делать-то что? А ведь от этого зависит спасение души и жизнь вечная – и как быть? Да вот так и быть – пред Богом жить. Есть недоумение – сразу к Нему, неотступно – неужто Отец подаст детям змею вместо Рыбы?

Господь близ есть, и когда Сам скажет: «Не парься, дружок, мне все это не надо, не хочешь – не постись, но дай Мне твое сердце», – вот и не будет греха, потому что ДЛЯ СЕБЯ вы познали Волю Божию и приняли ее – а другие пусть сами о себе позаботятся, они уже взрослые.

И, напоследок, еще одно. Мне передали, что один дотошный критик «Молитвы для чайников» все приводил в пример Каина: дескать, вот, Бог его посетил,  Волю Свою ему явил, но это ни к чему не привело, Каин не покаялся, но восстал на Бога и упорствовал в своих злых делах. И потому неправильно спрашивать Бога, можно или нельзя вам то или се, что, может, люди почитают греховным, а Бог, возможно, нет. Потому что по своему пристрастию вы можете ошибиться, присвоив Богу свою греховную волю и выдав за Его Волю свое желание согрешить. Ну, во-первых, Каин вовсе не хотел ничего спрашивать у Бога, которого не собирался слушаться, потому что обиделся на Него и Его возненавидел. И потому он со своим богопротивлением здесь не в счет – мы-то с вами искренно ХОТИМ узнать у нашего дорогого  отца, что нам делать, чтобы не согрешить – и Он это знает; и, второе – даже если случится, что обманем и себя и Бога – что ж! Вот что я скажу вам, молодые люди – Бог ЕСТЬ! И Он, по своей отцовской любви к каждому из нас найдет возможность позаботиться о том, чтобы вывести нас из заблуждения. Св. Ерм, христианский писатель 1 века, сказал: Милостив Бог, и знай, что по Милости Своей Он не оставит тебя, доколе не сокрушит сердца твоего – или костей твоих».

Так-то.

Олег ЧЕКРЫГИН

Источник: http://pravtoday.ru/pokayanie-dlya-chajnikov/



Ответы на комментарии blshn присутствуют :))
Tags: Христос, молитва, покаяние, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments