triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Categories:

ПРО ЭТО. Часть 9. Заключение.

8я часть
7я часть
6я часть
5я часть
4я часть
3я часть
2я часть
1я часть

Итак, мы завершаем наш экскурс в историю отношений христиан  к девству, браку, интимному  .
В 18м и 19м веках эти темы фактически не рассматривались христианскими мыслителями, в ход шли «избранные места» из отцов древности, недавно столь популярные епитимейники с перечислениями многоразличных прегрешений тихо забывались, чтобы быть найденными на полках исследователями раритетов древности к концу 19го началу 20го века, хотя среди определённого рода «духовников»  есть любители и поныне  руководствоваться сими средневековыми монашескими писаниями.
20й век принёс сексуальную революцию и тотальное изменение мировоззрения, реальность такова, что к началу 21го некогда столь почитаемые идеалы девства стали совершенно непонятны подавляющему большинству населения некогда христианских стран, а о том, что эти идеалы были изначально революционными, что требование права на сохранение девства было фактически требованием  личной человеческой свободы ( ведь в Римской империи первых веков брак был делом обязательным, пренебрежение деторождением было почти преступлением) вообще известно единицам даже в среде активных верующих .
Честно сказать, хороших,  книг по теме историческая церковь не создала. После апостола Павла ничего существенного. Либо пафосные прославления девства или брака ( красивые, интересные по стилю, но не более) , либо плохо обоснованные  запреты и ограничения этих самых супружеских отношений.  Причин здесь две. Первая весьма банальна: после Ермы фактически все христианские авторы были безбрачными, они просто не владели темой, а борьба с собственной плотью и постоянный интерес окружающих мирян к ЭТОМУ заставляли реагировать, что-то говорить и писать. Понятно, что отцы пустынники и аскеты далеко не всегда могли быть объективными в своих оценках.  Вторая – это особый интерес человека поздней античности и средневековья к теме «скверны» ( неисчерпанный полностью и доселе). Простота Христова подхода , по которому не то, что входит, а то , что исходит из человека оскверняет его, не была до конца воспринята, что мы и видим на конкретных примерах из литературы той эпохи. Отвечать на вопросы по принципу «осквернено –не осквернено»  очень соблазнительно, более взрослый подход оказывается просто не нужен, а истинная цель воздержания, как путь НАДестественного совершенства подменяется мнимой нормой.
На практике всё это не могло не привести к множеству отклонений, недоумений и явных и скрытых неврозов. Современный нам епископ и известный церковный писатель говорил, что монашество подвиг сверхъестественный, а люди обычные , не имеющие к нему расположения, дерзая его понести впадают в грехи противоестественные.  В придачу заметим, что и практически регулировать интимную жизнь, отвечать на вопросы с ней связанные приходилось почти повсеместно безбрачным: на Западе был введён обязательный целибат духовенства, а на Востоке прерогатива духовничества  досталась монашествующим, лишь на Руси из-за нехватки чёрного духовенства женатые священники изначально были допущены до принятия исповеди. Само собой, такое накопленное веками искажение не могло не дать своих плодов. Ведь многое у Фрейда, и во всей последовавшей сексуальной революции есть ответ на последствия  псевдохристианской пуританской зажатости, воспитавшей многоэтажные психические проблемы и комплексы.
Уже по факту происходящих изменений начали появляться книги с новым, более серьёзным и взвешенным анализом проблем

. Среди русскоязычных  можно отметить таких авторов как С. Троицкий, о. И. Мейендорф, написавших монографии по данной теме. Отдельно хочется отметить католического автора  20го века ,  монаха-трапписта о. Т. Мертона. В его книги «Семена созерцания» напрямую не связанной с нашей темой, есть тем не менее очень важная для понимания проблемы глава : «Нравственное богословие лукавого», в ней автор пишет: « Лукавый начинает своё богословие с положения: «Удовольствие – это грех» и постепенно подводит к тому, что всякий грех – удовольствие». Казалось бы, не такая уж сложная для понимания идея, но сколько подвижников соблазнилось на неё?
И, увы, именно такой подход часто был в основе понимания интимного среди христиан, впрочем, бывает и сейчас…Как это выглядит на деле? Мертон: «Некоторые проповедники потому так страстно клеймят зло, что только думают о грехе и возмездии. Сами того не сознавая, они ненавидят ближних. Им кажется , что мир их не ценит и жаждут свести с ним счёты». Объяснять, как такой проповедник будет отвечать на вопросы  тонкой, интимной сфере, думаю всем понятно….
Наконец, стоит помнить простую вещь, что Христос принёс в мир понятие о Боге отечески любящем, вместо прежнего понимания об отстранённых и жестоких божествах , или Творце- тиране.  А как любящий отец ( или мать) будет относится к интимной жизни своего чада? Запрещать, всячески регламентировать , наказывать за ошибки, совершённые по неведению и неразумию? Это было бы поведением тирана, эгоиста, но не отношение любви . Вместе с тем любой  любящий родитель мечтает о том, чтобы его дети нашли бы хорошего, понимающего партнёра на всю жизнь, с которым бы родили и воспитали бы здоровых , умных, честных и добрых детей. Но если дитя , имея особые задатки, предпочтёт посвятить себя большему, чем семья, то любящий родитель будет счастлив и горд за такого своего сына или дочь
.
Tags: 20 век, аналитика, аскетика, брак и интим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments