almadorus (almadorus) wrote in christ_civ,
almadorus
almadorus
christ_civ

Category:

Митрополит Минский и Слуцкий Павел: "Начались страсти, обличения, возмущения"


В продолжение темы:
Митрополит Павел: Тема самоуправления БПЦ снимается с повестки дня
http://christ-civ.livejournal.com/478094.html

Те, кто следят за эпопеей о запросе на дарование самостоятельности Белорусскому Экзархату Московского Патриархата помнят о начале этой истории. Краткое содержание предыдущих серий - на собрании Минской митрополии митрополит Павел поднимает вопрос о преодставлении самостоятельности Белорусской Православной Церкви. Изначально предполагалось, что с таким вопросом к Патриарху и Синоду Русской Православной Церкви обратится Синод Белорусской Православной Церкви, однако в итоговом документе собрания появилась такая формулировка:

19. Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ Общего собрания епархий Минской митрополии 16 декабря 2014 года

Здесь следует еще раз пояснить определенный момент. Многие воспринимают понятие "самостоятельность Церкви", как ее полную независимость от центра, в данном случае - от Московского Патриархата. Но при всей пафосности звучания, самостоятельность Церкви - это, по-сути, возможность избирать своего предстоятеля (что в Беларуси уже позади) и подписывать самостоятельно журналы Синода. Дабы ознакомиться с остальными признаками "самостоятельности" можно обратиться к Уставу Русской Православной Церкви, в частности к "Главе XI. Самоуправляемые Церкви".

Оставим за бортом вопросы того, почему именно собрание Минской митрополии просит Экзарха ходатайствовать о предоставлении самостоятельности. Также опустим и подробности того почему такой вопрос адресуется Патриарху и Синоду, а не Поместному или Архиерейскому собору - это всего лишь признак неточных формулировок.

Однако теперь, когда митрополит Павел решил снять этот вопрос с повестки дня возник ряд вопросов, ответы на которые были озвучены на пресс-конференции 20 января 2015 года. В частности митрополит  отметил следующее:

– После того как заканчивается собрание, объявляется о принятых решениях. В этот раз у нас произошло несколько иначе. Я узнал об этом позже. Но так получилось, что один сильно благочестивый человек на этом рабочем совещании включил микрофон и, можно сказать, в прямом эфире передавал все то, что происходит. В конечном итоге получилось, что необработанный материал, неконструктивный, а только дискуссионный, был предоставлен общественности. Конечно, это каноническое нарушение, и оно вызвало ряд нездорового отношения к дискуссии, – отметил митрополит.
http://news.tut.by/society/432204.html

Как поясняет портал tut.by: "По его словам (митрополита Павла), после того как на собрании высказали пожелание обратиться к Святейшему Патриарху с вопросом о самоуправляемости, данный материал нужно было вынести на обсуждение Синода БПЦ. Если бы было положительное решение, тогда нужно составить официальный документ и официально обращаться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду. Это и есть каноническая традиция." (выделение курсивом и жирным - мои)
http://news.tut.by/society/432204.html

Прошу обратить внимание читателей на слова, выделенные жирным шрифтом. Возможности на портале не совсем правильно поняли записали слова митрополита, поскольку в них есть определенное логическое противоречие. Следует ли понимать это так, что итоговый документ собрания не является официальным документом? Почему в итоговом документе собрание просит митрополита обратиться к Патриарху и Синоду РПЦ, а не к Синоду БПЦ?

Ну и конечно самый главный вопрос - кто высказал пожелание обратиться? Думаю, для людей знакомых с тем как проводятся епархиальные собрания, не будет секретом, что предложения которые выносятся на обсуждение вовсе не возникают спонтанно в головах духовенства находящегося на собрании. Вопросы эти прорабатываются заранее, ведется предварительное обсуждение, и на собрании озвучивается только то, что может быть "принято единогласно". В связи с этим достаточно странно слышать вот такие слова митрополита:

– Я остановил вопрос на уровне епархиального совета, когда услышал, что есть разногласия. Есть люди, которые "за" это решение, а есть и те, кто "против". А есть даже такие чувства, которые можно выразить словами "страсти бушуют". Начались страсти, обличения, возмущения. Церковные вопросы так не решаются, – добавил митрополит Павел.
http://news.tut.by/society/432204.html

Таким образом можно придти к выводу, что после собрания состоялся епархиальный совет, на котором было решено отказаться от идеи, выдвинутой митрополитом Павлом на собрании. Думаю для всех не будет откровением, кто именно принимает решения на епархиальном совете...

Итак, митрополит Павел выступил с идеей о самостоятельности, получил горячую поддержку духовенства (в частности пресс-секретарь Минской епархии описал это в своем блоге именно так: "Когда речь в процессе дискуссии несколько раз заходила на тему самоуправления, то все присутсвующие начинали одобрительно хлопать в тысячу ладошек." serge-le.livejournal.com/348453.html), затем отказался от идеи самостоятельности и выступил с обвинениями в адрес духовенства: "По его словам, белорусские священники, которые выступали за самоуправление церкви, так и не смогли объяснить свою цель." http://news.tut.by/society/431875.html"

Уместным здесь будет привести еще одну цитату, в которой митрополит Павел фактически объясняет цель получения статуса самоуправляемой церкви: "Титул немножко другой. Если будет самоуправляемая церковь, то решения белорусского Синода будут окончательными. А что касается избрания епископов – у нас даже больше преимуществ, чем у самоуправляемой церкви. Вот всего 2-3 детали. А сколько шума из-за этого!" - прокомментировал Павел."
 http://news.tut.by/society/431875.html

Вполне возомжно, что финал этой истории станет известен в ближайшие дни. Но судя по комментариям митрополита Павла, может случиться так, что виновными окажутся "предатели в рясах", а именно "один сильно благочестивый человек ", который на "рабочем совещании включил микрофон и, можно сказать, в прямом эфире передавал все то, что происходит".

Можно конечно изобразить всю эту историю в совершенно фантастическом ключе: на фоне сложных взаимоотношений с Россией власти Беларуси просят митрополита выступить с просьбой о самостоятельности, митрополит выступает, затем узнает о реакции Патриарха и сворачивает кампанию по самостоятельности. Можно также предположить и что-то из раздела совершенно безумных фантазий, заподозрив, что митрополит, находясь в некотором состоянии "головокружения от успехов" лично стал инициатором самостоятельности. Но это уже область научной фантастики. Мы ведь с вами уже разобрались в том, как на самом деле предатели (а точнее предатель) в рясах, подставили митрополита:

"Коснувшись вопроса о возможном самоуправлении Белорусской Православной Церкви, поднятого на Общем собрании епархий Минской митрополии, митрополит Павел отметил, что материал, вынесенный одним из священников в публичное пространство без благословения и в нарушение церковной дисциплины, вызвал у многих людей непонимание и разногласия. Чтобы остановить нагнетание страстей и нестроения в церковной и околоцерковной среде, Патриаршим Экзархом было принято решение данный вопрос закрыть и снять с повестки дня. Митрополит Павел напомнил, что главная миссия Церкви — спасение душ человеческих. Белорусский Экзархат обладает всей полнотой церковного устроения, и каждый человек, который желает спасти свою душу, может это сделать, являясь членом Церкви." Church.by
Tags: православие, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments