webpadre (webpadre) wrote in christ_civ,
webpadre
webpadre
christ_civ

Касательно документа о подготовке ко Причащению

Документ «Об участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. В целом я считаю этот документ неплохим. Он действительно упорядочивает практику, пытается пресечь существующий на некоторых приходах канонический «беспредел». Для многих приходов следование рекомендуемым в документе нормам будет существенным шагом вперед. Но все же документ несовершенен, причем, на мой взгляд, в существенных вопросах. Какие основные моменты так и остались не прояснены. И для части приходов нормы документа представляют шаг назад.

Прежде всего, несмотря на правильное название (не «о подготовке к Причащению», а «об участии верных в Евхаристии»), причащение в документе преподносится как индивидуальное дело каждого христианина. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, что причащение неотъемлемо от всего чина Божественной литургии, ради которого, собственно, она и совершается, внимание снова переключается на индивидуальные «правила подготовки». Конечно, об индивидуальном говорить тоже необходимо, но когда Причастие остается делом сугубо индивидуальным, мы теряем что-то очень важное — а именно, наша литургия, что в переводе значит «общее дело», превращается в «дело некоторых подготовившихся». Лучше было бы, на мой взгляд, написать о том, что сам строй литургии предполагает причащение, как, например, приглашение на праздничную трапезу предполагает, что все гости как минимум попробуют угощение. Причащение за каждой литургией, в которой участвует христианин — это не недостижимый идеал и не «сверхчастое» причащение, как говорят некоторые, но норма, вытекающая, прежде всего, из самого строя богослужения.

Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, — совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. Именно этот смысл выражается в молитвах литургии. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Это богослужение — общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Хотелось бы, чтобы в документе было отражено главное условие причащения: мы принимаем Святые Дары не потому, что мы постились, исповедовались, вычитали правило и пр., но по единственной настоящей причине — потому что нас призывает к этому Иисус Христос. Подходя к Чаше, мы отвечаем на Его призыв, который звучит на литургии: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…». Владыка Филарет (Зверев) в одной из бесед о Причастии, отмечая этот литургический возглас, комментировал: «Слышите, что сказано? Не „постившиеся, вычитавшие правило…“, но — вси!». Это не значит, конечно, что причащаться могут все без разбора. Но все христиане, живущие ответственно по своей вере, призваны всегда подходить к Чаше. И тут задача духовника — объяснить это и вдохновить причащаться чаще!

Документ отводит духовнику чересчур исключительную роль — определять для каждого верующего требования подготовки ко Причастию. И это в наше время, когда среди всех христиан как никогда заметен кризис ответственности. Наши верующие очень часто стремятся переложить ответственность с себя на кого-то другого, и в роли этого другого оказывается священник. Да, духовник должен подсказать и направить, однако задача духовника — чтобы духовное чадо росло и укреплялось, и уже не требовало каждый раз от священника принимать решение вместо себя.

Из второстепенных «технических» деталей:

Совершенно нелепа норма об обязательном 6-часовом евхаристическом посте для ночных литургий, в частности, на Рождество. Ведь часто на приходах такое ночное богослужение состоит из всенощного бдения и литургии, а одна из характерных отличительных черт всенощного бдения — лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта пища благословляется для подкрепления сил молящихся во время длительной службы, и потом раздаётся всем во время богослужения (после вечерни по уставу, на практике — после помазания). Что же, вкусившим благословенного хлеба и вина нельзя причащаться?! Да и логика устава в отношении времени совершения литургии такова, что в дни строго постные она отправляется вечером, так что евхаристический пост длится весь день, а в дни особенно праздничные — рано утром, и пост, соответственно, уменьшается. Нелогично уравнивать подготовку к Преждеосвященной с подготовкой к литургиям Пасхи и Рождества…

Так же при условии нормы 6-часового евх. поста неясно, откуда требование ничего не пить после полуночи, напр., перед воскресной Евхаристией. Логично было бы и тут применить норму 6-часового, не более, обязательного воздержания (ведь в воскресный день евх.пост никак не может устанавливаться более продолжительным, чем в дни постные!).

Молитвенное правило. Авторы документа посчитали необходимым закрепить обязательность «Последования ко Св. Причащению», включающего канон и молитвы. О том, что сама литургия является достаточной молитвенной подготовкой ко Причащению, как-то вообще не задумываются… Как прокомментировал один мой друг, в этом документе — «мир правил и уставов, в котором о свободных сыновних отношениях с Богом даже подумать боязно»…

Исповедь, превратившаяся в «билет на Причастие». В документе сказано: «В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди». Получается, что когда причащаешься раз в неделю или реже — исповедоваться нужно обязательно каждый раз. Такого не знает греческая традиция, где даже не каждый священник имеет право принимать исповеди. И у нас есть священники, которые рекомендуют, в соотвествии с греческой практикой, исповедоваться по потребности — раз в месяц, или раз в два месяца, а причащаться всякий раз, когда участвуешь в литургии. Следовало бы описать возможность и такого подхода. Ведь еженедельная исповедь в конце концов тоже может стать профанацией и вредной для духовной жизни: не все готовы к «откровению помыслов» — практике монашеской, и не от всех надо требовать такого, да и не каждый священник может подобные откровения помыслов принимать…

Важно, что в документе указано на недопустимость совершения исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия (но почему только Евангелия?! и Апостола тоже!) и евхаристического канона. А вот у греков немыслимо вообще совершение исповеди во время литургии. «Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии», — говорится в документе. Не просто желательно, а это должно становиться всеобщей нормой. Вместо этой порочной практики, когда литургия идет сама по себе, а люди ждут очереди на исповедь, важным является предложение установить на приходах фиксированные дни и часы, «когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем».

Наконец, в таком концептуальном документе было бы хорошо отойти от средневековых пережитков в отношении дней женского очищения, которые в документе именуются «нечистотой». Да, в каноническом наследии Церкви легко отыскать правила, запрещающие женщине причащение во время месячных. Но эти правила — еще не все Предание. Как убедительно показала сестра Васса (Ларина), «внимательное рассмотрение источников и природы понятия «ритуальной нечистоты» обнаруживает достаточно смущающее, и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия».
Tags: Евхаристия, Московская патриархия, РПЦ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment