sibeaster (sibeaster) wrote in christ_civ,
sibeaster
sibeaster
christ_civ

Categories:

Там убоятся они страха, где нет страха

Если кто не узнал, это была цитата из Пс. 52:6. Уж коли я взялся писать новый синаксарь, то этот стих как нельзя лучше подходит к размышлениям о Страшном суде. Уже, помнится, однажды говорил по этому поводу: http://sibeaster.livejournal.com/116234.html

Обратите внимание, что в читавшемся в минувшее воскресенье Евангелии (Мф. 25:31-46) слов "Страшный суд" нет. Нет их ни у Даниила (Дан.7), ни в Откровении - в тех источниках, на которые мы привыкли ссылаться в своих мысленных реконструкциях предстоящего конца мира. Это словосочетание, пора признать, просто выдумано, причем выдумано достаточно поздно, если рассматривать христианскую историю как единое целое. Я  неоднократно показывал моим читателям виденные мною (а к ним еще нужно прибавить еще невиданые) ранние мозаики и фрески, посвященные Парусии - Второму пришествию Христа. В них, в этих живописных свидетельствах веры древней Церкви, нет ни ужаса, ни страха - одно лишь торжество, исполнение чаяний. "Восклонитесь и поднимите главы ваши, ибо приблизилось избавление ваше" (Лк. 21:28). "Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, - и придет Желаемый всеми народами" (Агг.2:6-7). Видите, не к ужасу, не к непрестанным земным поклонам и крикам "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" нас готовит Писание, а к радости, к исполнению и завершению наших надежд и ожиданий.

Что же получилось в итоге? Шли века, Христос все не возвращался, и поскольку непрестанно "сидеть на чемоданах" в ожидании все откладывающегося Пришествия было затруднительно, кем-то был сделан гениально-демонический вброс в умы христиан. Отныне Пришествия не ждут - его боятся, его отодвигают, его рисуют в самых мрачных красках. Христиане, ежедневно говорящие Богу "Да приидет Царствие Твое", на самом деле не желают просимого, а страшатся и содрогаются. А как называется состояние, когда человек двоится в своих мыслях и желаниях? Невроз, шизофрения, психопатия - все, что угодно, но только не здоровье. Сколько здоровых людей было ввергнуто в отчаяние, ужас, болезненную мистику, потому что им внушили бояться Страшного суда, а не ждать с надеждой возвращения благого и милосердного Спасителя. Так здоровое и радостное ожидание было подменено животным страхом и психозом. При этом я сознательно не вдаюсь в тему, сколько приятных земных состояний было прикарманено Матерью-Церковью у простаков, напуганных и забитых фантомами.

Вернемся к Мф. 25:31-46. Где там страх, где там кошмары? Христос возвращается и призывает к Себе всех, кто последовательно жил и/или стремился жить по Его заповедям. Он не пытает их воспоминаниями о непосещенных  богослужениях, о нарушенных постных днях или опущенных стихирах и канонах. Кормили и поили ли нуждающихся, одевали и помогали ли оказавшимся без крова над головой и покрова, посещали ли вырванных из обычной жизни несчастных - вот и все вопросы. Те, кто всерьез приняли евангельское учение, так и живут и боятся им абсолютно нечего. Тем, кто пока что не смогли начать жить по-евангельски, мягко напоминается о необходимости наконец решиться. Всё.

Конечно, и тут умелые толковники вклиниваются: а что делать тем, кто по небрежности, черствости, слабости не помог ближнему? И, разумеется, теми же толкователями дается благой совет: плакать, поститься, бояться и т.д. И все это самоуничижение и психоз предлагаются вместо того, чтобы посоветовать по возможности исправить сделанные ошибки, а в случае невозможности исправления (всякое бывает, поезд ушел) не повторять этих ошибок в дальнейшем.

Очень любят при этом ссылаться на аграфу (не попавшее в Евангелия цитату) Спасителя: "В чем застану, в том и сужу". И это толкуется в том же духе: Он придет, а вы тут ревете белугой и синяки на лбу показываете - вот, мол, как мы сожалеем о своих ошибках. Странное толкование, потому что в Мф. 25:31-46 нет ни слова о слезах и стенаниях, а лишь о сделанных или несделанных добрых делах. Христианин, живущий по Евангелию, и будет застан в день Суда поступающим такожде. Христианин, некогда ошибшийся и поспешивший исправиться, тоже в день Суда будет найден действующим праведно и свято. Ну а что, кроме пролитых слез и вычитанных покаянных текстов, смогут предъявить фанатики поста и покаяния, я не понимаю. Это, кстати, и мудрость предков четко усекла: глагол "каяться" (наш любимый в церковной среде) - несовершенного вида (что делать?), а "покаяться" - совершенного (что сделать?). Т.е., покаяние - это результат, а не процесс; это исправление, а не истерика о своей неисправимости.

К чему я все это? Мы вплотную приблизились к пучине Поста (как ее в какой-то из стихир называет Триодь). Можно предстоящее время провести в рыданиях, ногоутомлениях, коленонатираниях и (по непопытности или по большой "ревности") лборазбиваниях. А можно просто попробовать делать то, что Христос предлагает нам в Мф. 25:31-46. И тогда кошмар неотвратимого Страшного суда рассеется, а вместо него где-то на горизонте заалеет заря долгожданной Парусии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments