filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in christ_civ,
filin_dimitry
filin_dimitry
christ_civ

Есть ли в отказе от снеди в дни поста духовный смысл?

Христос посреди нас!

Пост подходит к концу, но не завершили свое поприще те, кто подвизался в нем. И пока еще есть немного времени, к подвизающимся имеют возможность присовокупиться некоторые из братьев и сестер. Что говорю – некоторые? Имеют возможность все, и лишь по расположению своему некоторые отвергают для себя этот дар Божий. Но на то и дар, что и подается всем и без всяких условий, но и принимается добровольно, а не по принуждению…

Много уже сказано рассуждений о том, что ограничение себя в различной еде не является смыслом поста и его содержанием. Не станем повторяться и занимать ваше время и силы – по большей части это все верно и правильно. И делающий пищевое воздержание главной целью поста скорее не приобретает, а расточает, превращая способ в цель. Но по большей части, потому как и в пищевом ограничении есть некоторый духовный смысл, хотя и не явно выраженный.

И все же, мы ограничиваем себя в еде. Для чего?

изгнание Адама и Евы из Рая
(изгнание Адама и Евы из Рая)

1. Часто, напоминая о днях поста в ответ, даже от православных, слышишь подобное:

- Вы действительно полагаете, что тот, кто не постится, совершает грех? Что за ерунда!
- Да ладно, есть можно все, что угодно, надо просто преуспевать в духовном делании больше!


И тому подобное…

В богослужении Всенощной в стихирах на стиховне слышим:

«Изгнан бысть Адам из рая снедию».

Понимаем, что не снедь, то есть пища, была причиной самого изгнания, но через пищу (которая стала способом) пришло падение Адама и последующее за ним бедствие:

«…темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся!» (там же).

Получается, что накладывая на себя ограничения в пище в дни Великого Поста, мы тем самым растождествляем себя с Адамом согрешающим через снедь. Не превозносимся над ним – да не будет! Но воспоминаем его грех и с тем, согрешающим разобщаемся, чтобы соединиться с несогрешающим.

Пусть никого не смущает такое разделение. Тем самым мы не отторгаемся грешного Адама (иначе мы, множество заповедей преступившие, а не единую, как наш праотец, возведем на себя праведный гнев Божий), но отказываемся от его греха.

Как отторгаемся Савла – гонителя Церкви:

«по ревности - гонитель Церкви Божией» (Фил. 3: 6),
«Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15: 9),

но почитающие величайшего из всех мужей человеческих блаженного апостола Павла, больше других апостолов потрудившегося.

«я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15: 10).

Приходит на память подобный пример из Праздника Усекновения Честной Главы Пророка и Предтечи Иоанна, где мы также воздерживаемся от скоромной пищи и соблюдаем строгий пост, чтобы не оказаться заодно с Иродом и возлежащими с ним на том страшном пиру. Не по причине того, что вообще скоромное дурно или пир греховен – нет, но по причине того, что ТОТ пир был греховен и ТА снедь дурна.

Вот мы и нашли некоторых смысл именно духовный в том, чтобы в дни поста воздерживаться от пищи. Но этот смысл не единственный.

2. Мы разобрали, что способ, через который Адам пал был снедью. А в чем причина падения?

В непослушании.
Праотцу дана была одна заповедь послушания:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Пренебрегнув послушанием пал Адам, а с ним и весь род человеческий

«как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12),

и всякая тварь, последовавшая за царем и подвергшаяся тлению и смерти.

И в стихирах на «Господи воззвах» богослужения Всенощного бдения Недели о изгнании Адама слышим:

«Одежды боготканныя совлекохся окаянный, Твое Божественное повеление преслушав Господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся…»,

и далее:

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием…» (там же).

«Руку простер дерзостно, вкусих древа разумнаго, егоже повеле мне Бог никакоже причаститися, и Божественныя славы отвержен бых горце» (Канон утрени, Песнь 3).

Итак – причина – непослушание Адама.
Многие святые отцы ставили послушание выше поста и молитвы. Без послушания разоряется любое доброе дело, как бы привлекательно оно не выглядело со стороны.

Послушание

«Самая высшая и первая добродетель – послушание. Это – самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу» (прп. Нектарий Оптинский).

Вот мы подошли и к еще одному духовному смыслу от воздержания от пищи в дни поста – послушание Церкви.

«если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).

Святая Церковь, много заботящаяся о деле нашего спасения установила особые дни поста и многодневные посты, чтобы нам, пребывая в послушании Матери- Церкви, удобно было спасаться. Добровольно отказывая себе в некоторой пище, мы тем самым кладем в основание нашего поприща поста послушание и, как мы уже рассматривали выше, разтождествляем себя с Адамом преступившим послушание.

Падший праотец стенает и слезами орошает землю, принося покаяние Отцу и надеясь на Его Милость:

«Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго» (Канон утрени. Песнь 6, икос).

И мы знаем, что и нас, падших силен Господь поднять и возвести к Себе, но не насильно Он совершает наше спасение, а по свободному нашем произволению. Значит, чтобы Он мог нас спасти нам следует этого пожелать и положить в основание послушание Ему и Его Святой Церкви.

Сошествие во ад. Христос изводит Адама и Еву из ада
(Сошествие во ад. Христос изводит Адама и Еву из ада)

Так что не будем все мы, братья и сестры, пренебрегать установлениями Святой Церкви и положив в основание послушание удобно достигнем спасения, которое даровано нам Господом Иисусом Христом, Которому и слава и держава со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: богослужебное, православие, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments