Александр (blshn) wrote in christ_civ,
Александр
blshn
christ_civ

Про веру, про успокоительное

Всё та же тема. Её ж можно мусолить до гроба.

"Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса" - сказал изобретатель Эдисон.
Суета сует всех человеческих дел, что делаются под небом, как говорит Екклесиаст. А под небом человек много чем занят, в том числе и размышлениями о жизни, о ее смысле, назначении, качестве... Стало быть, и упражнение в раздумьях над подобными вещами - тоже всего лишь погоня за ветром?..
"Яко попечение лукаво даде Бог сыном человеческим, еже упражднятися в нем" (Еккл. 1, 13). "Попечение лукаво" на русский переведено как "тяжелое занятие". Но это занятие, по-видимому, не только тяжко как процесс, в силу постоянных претыканий и, разумеется, неохватности предмета, но и лукаво, т.е. предприятие это обманчивое и, соответственно, безнадежное по самой сути...
Но странность в том, что и зная наперед о бесперспективности этого занятия, нам всё же хочется продолжать верить в его небесполезность и продолжать изыскивать пути и способы разрешения данной проблемы. Это как, в частности, и со свободой вопрос. С одной стороны, она есть природная и неизбежная данность для меня, с другой стороны - она проблема, а с третьей - она то, за что я буду всячески бороться и что во всяком случае всегда предпочту несвободе.
Я слышал и такое изречение: удовлетворенный человек не может быть счастлив, поскольку уже достиг того, чего так вожделел; ищущий же удовлетворения и не находящий его ни в чем как раз тому и должен радоваться, что ему еще есть чего хотеть, чего искать и чего добиваться, - и в этом стремлении к никогда не достижимому и есть собственно его счастье.
Загадочное упоение Богом (т.е. смыслом, благом, любовью и т.п.), как говорят, никогда не насыщает, ибо нельзя насытиться Ненасытимым, как говорит преп.Максим. Поэтому "не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе" - это, во-первых, только некое искомое и желаемое, на что мы грешники надеемся, это только некое провизорное мнение, предположение, чаяние.., но, во-вторых, в строгом смысле слова это не есть уже итог и завершение, но всего лишь промежуточный этап на неком бесконечном пути. Выходит, "успокоение в Боге" нам только снится, - т.е., иначе говоря, получается, что с приобретением некоторого удовлетворения от причастности Жизни, полноты смысла существования всё равно будет недоставать. Но эти слова вроде как противоречат категоричному и непререкаемому слову Христа: "кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". Вечная жизнь как-то не представляется такой, чтоб в ней имели место беспокойства по поводу смысла жизни и неудовлетворенности на этой почве. Значит, "успокоение в Боге" должно быть чем-то таким, чего уже вполне достаточно для того, чтобы не задаваться подобными вопросами. Либо эти беспокойства растворяются в благости и любви - которые увидим "лицем к лицу" и "познаем", - либо они остаются вопросами, но приобретают характер детского восторга и азарта от всё более замысловатых ребусов.
Ну, как бы все резоны за то, чтобы думать о Божьем замысле о нас именно так, что постижение этого самого замысла о нас нам недоступно в принципе. Нам говорят, что мы слишком ничто пред Богом, что не нам понять Его мысли и намерения, и нужно просто довольствоваться верой в Его благость и премудрость - положиться на Него и всё тут. Ну, создали тебя - живи чо! Ну, сознаешь ты себя недоумком, от которого вилки нужно прятать, - пусть, так оно и должно быть, так правильно, потому что так оно как раз и спасительно! Радуйся и этому, ведь другие-то и этого на сознают. И Богу виднее, что нам полезнее и пр. и пр.
Вопрос в следующем: Как собственно поверить-то так крЭпко, шоб уж не заморачиваться?
Tags: вопрос, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments