Татьяна (lady_tiana) wrote in christ_civ,
Татьяна
lady_tiana
christ_civ

Categories:
25 апреля грустная и тягостная дата - первый год без отца Михаила Шполянского.



Несколько лет назад мы с отцом Михаилом активно переписывались, и мне подумалось, что некоторые фрагменты этой переписки могут быть интересны и полезны не только мне.  Итак, пишет о.Михаил:

"...Не скажу, чтобы в Вашем рассказе меня что-то изумило; все это вполне ожидаемое. Последней каплей, после которой мне уж совсем расхотелось читать ХХХ, была смешная мелочь: он заявил: «Мой сан не позволяет мне шутить». От такой важности в самосознании и смешно и грустно. Какое-то у него ИМХО православие прямо геометрическое, причем в лучшем случае Евклидово, если не сказать – пещерное. И при  этом – он, кажется, самый читаемый и чтимый в православном рунете. Опять же печально. В связи с этим скажу свое мнение: м.б., не так уж правильно  политкорректно молчать о таких случаях, которые Вы описали. Даже если из тысяч доверчиво внимающих благоглупостям ХХХ, хоть несколько человек будут предупреждены об обратной стороне медали, плохо ли это? Впрочем, м.б. я и ошибаюсь. Это не более чем личное мнение, причем я и сам плохо понимаю, как действительно правильно вести себя в таких ситуациях. Конечно, через меня это никуда не пойдет, Вы не переживайте."

"Кстати, священники почти никто не поститься перед службой, такая общая традиция. НО при этом жестко требовать от "чад" выполнение всех постных прибамбасов - или цинизм, или подлость, или глуполсть. Будем надеяться, что последнее. Ладно, Бог судия. Простите за резкость высказываний. Иногда от этой политкорректности под соусом "не соблазни" тошнит. Обнимаю, рад нашему взаимопониманию."

"Ваше письмо меня чрезвычайно впечатлило. И, надеюсь, многому научило. Во всяком случае, существенные выводы для себя я сделал; спасибо.Теперь позвольте несколько слов относительно «религиозной тематики». Я прекрасно понимаю, что Ваш «маятник» и Ваши «религиозные фобии» вовсе не в Вашей власти; это такой клин характера, который в большей или меньшей степени навсегда. Ну что же, у каждого, как говорится, свои тараканы, и это хорошо :) Не сомневаюсь, что тараканов нет только у совершенно пустых людей. Что сказать по этому поводу? Единственно, что мне кажется существенным, это слова Амвросия Оптинского (переписка): «Бог не судит характеры».  И еще история из его жизни. Как-то к нему обратился человек, страдавший ипохондрией (депрессивный), и страшно мучавшийся тем, что он погряз в грехе уныния. Получалось самоумножение немощи. Прп. отец сумел объяснить ему, что его ипохондрия не грех, а крест, который ему нужно нести как дар Божий, знак соприсутствия на Голгофе. И вот: этот человек до конца жизни не избавился от своей нервозности и депрессивности, но никогда более из-за этого не отчаивался, и жил, неся это попущение, но с миром в душе. Мда, еще страхи и «маятник». Что я тут могу сказать? Каждый живет, как может, и универсальных советов (других, чем дает Евангелие) нет. Могу только написать, что я думаю ДЛЯ СЕБЯ по этому поводу. Думаю, что мы очень преуменьшаем Божию любовь, и уничижаем Его, приписывая интерес к пище, ногостоянииям и прочему подобному много выше всякой меры. ИМХО посты и пр. механические правила нужны в начале пути как знаки самоидентификации в церкви. Со временем же значимым должно стать: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» и «… иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его…. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Если же остается все то же начетничество, то, я уверен, остается религия, но без христианства. Единственным критерием д.б. мир в душе, и если в одни моменты он требует пощения – постись, а в другой колбасы – колбассься :) – «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И не в каком случае не рефлексируй по этим причинам – ради мира в душе. Все на пользу, если доверять Господу: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».  Доверять Ему, доверять Его любви – ни мелочной, хозяйской любви идола ко своему имуществу, но Любви Отца."

"Я в иного Бога - не любящего Отца, а озабоченного ревностью и мелочными счетами начальника,  верить не могу. Тот Христос, которого впаривают  наши «ревнители закона», не мой Бог; я на такого не подписывался :) Это касается и загробной жизни. Прости уже, но я не верю в вечные загробные муки иначе, как педагогический оборот для вразумления жестоковыйных. Другое дело, что и принцип апокастасиса порождает много проблем; но все же он мне ближе. Кроме того, мне сейчас наиболее убедительной кажется идея, которую разрабатывают батюшки и миряне из anaphora_ru: есть вечное блаженство, а для тех, кто от него принципиально отказался (свобода неуничтожима) – исчезновение в той же пустоте, из которой и приходит каждая душа. Впрочем, и тут мне не все ясно, и это тема другого разговора. Но, в любом случае, мой Спаситель это Бог милости: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви».Не знаю, помогут Вам  хоть чем-то эти мои мысли. Дай-то Бог, не смутить. Но я надеюсь, что как-то этого не случится :)"

"Вы задумывались о том, почему и великие подвижники (например, Сысой Великий), умирая, плакали: «Братья, я еще и не приступил к покаянию»? Они не обманывали по смирненнословию, а говорили правду: они не видели в себе улучшений и возрастаний, и святость их была не в «духовном прогрессе», а в любви во Христе.
Мне сам принцип духовного возрастания таким нумерическим способом кажется сомнительным. Даже приведенная Вами мысль Десницкого сперва восхитила, но потом заставила задуматься… и не согласиться. Это мне как-то напомнило опять же письмо прп. Амвросия по поводу баптистской системы «духовного возрастания»: каждый день заполнять таблицу – мол,  что еще хорошего сделали.
Я уже и не говорю о том случае, когда мера добродетели в церкви исчисляется рецептурой продукта. Мне это видится просто маразмом и страшным уничижением Христа.
Но и простой счет вроде «я сегодня постилась хорошо или плохо, а правило читала так или этак, или я сегодня раздражалась мало и не лукавила (или наоборот)» мне кажется совершенно «из другой песни». Как я уже писал, все эти правила и мерки нужны для вхождения в церковь. Но не это жизнь во Христе. А что такое жизнь во Христе? – тут я абсолютно согласен с приведенной выше в моем  ЖЖ мыслью Трауберг: это милость и смирение. Милость – это просто повседневная жизнь, в которой мы пытаемся не забывать самую простую, и, по сути дела, общечеловеческую заповедь: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» (вот как раз – Притча о Страшном Суде!!!). А смирение – это не самоедство, но честное видение своих грехов и скорбь о них – но скорбь на фоне бесконечного восхищения милостью и любовью Отца (Он нас ТАКИХ терпит и милует!), и как плод - светлый и радостный дух, безропотное приятия ниспосылаемого Свыше через обстоятельства и людей (не могу осуждать, ибо я хуже!). Об этом писал прп. Никон Воробьев – наши немощи через рождаемое от них смирение приносят нам великую пользу. Так что «все позволительно, но не все полезно». Что умиряет душу и дарует радость бытия со Христом – то от Бога. Противное – не во Иисусе, как бы оно не называлось.
Что Вам практически делать в отношениях с о.ZZZ, с исповедью? Тут только Вам решать, только Вы знаете все нюансы ситуации. Но, во всяком случае, его способ руководства  не отождествлять со Христом и Церковью (для себя; кому-то же именно таковое и необходимо), а относиться как вынужденному попущению, в котором нужно быть равно и «чистым яко голубие, и мудрым яко змии». Не принимайте в душу его слова, если они не даруют Вам мира, но, конечно же, и не спорьте. Отнеситесь к его мировоззрению как его личному делу (предстоятель собрания вовсе не обязательно духовник!). Если же о.ZZZ. будет навязывать свое руководство, то молитесь о нем как о немощном, и ищите выход из ситуации: Господь умудрит. М.б. Вам взять благословения у о.YYY. исповедоваться только у него в его приезды, а остальное время причащаться? А вообще исповедуемся мы пред Отцом, а священник – только молитвенник и свидетель…"

Как вы знаете, матушка Алла осталась с детьми в весьма непростой финансовой ситуации. Для тех, кто хотел бы ей помочь, ниже приведены банковские реквизиты. Проживазих вне России читателей сообщества просим связаться с редакцией, мы подскажем, каким способом лучше передать помощь. Спасибо!

Для россии ЯндекДеньги номер 410012593729808

ВебМани R266261698305

Z208866756065

E766567863421
Tags: воспоминания, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments