alexander_nv (alexander_nv) wrote in christ_civ,
alexander_nv
alexander_nv
christ_civ

Category:

Сектанты или братья-христиане?

Оригинал взят у alexander_nv в Сектанты или братья-христиане?



(Взято с сайта ПСМБ)
6 июня в Нижневартовске встретились члены разных христианских церквей города, чтобы вместе почитать и поразмышлять над Священным Писанием. Встреча происходила на территории Христианского центра, возглавляемого пастором Вадимом Ковжуном. В ней участвовали представители христианского центра, баптисткой церкви, реформатской церкви православного обряда, церкви «Благодать», пятидесятнической церкви, а также члены Свято-Екатерининского малого православного братства – прихожане храма Рождества Христова.

Еще на Архиерейском соборе РПЦ МП в 2000 году были приняты принципы отношения православных к инославию. Там, в частности, говорится, что «важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17:21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия».

Этот же взгляд отражен и в принципах жизни Преображенского братства, членом которого я являюсь. В них говорится, что «признавая единство всех христиан заповедью Спасителя (Ин 17:21), братство не стремится к затушевыванию конфессиональных различий, но вместе с тем не снимает с себя ответственности за общий грех конфессионального разделения. Члены братства открыты для личного общения в духе любви с представителями других христианских конфессий, как с нашими братьями и сестрами во Христе»

Меня уже давно интересовал вопрос поиска пути преодоления того разделения, что сейчас есть в христианском мире». В прошлом году как-то особенно остро перед нами встал вопрос о ненормальности состояния разобщённости и разделения, царящего в христианском мире, в частности, в нашем городе. Мы вдруг подумали, что тут есть много христианских общин, а мы даже с ними не знакомы и не знаем, чем они занимаются, чем живут, что делают. Это как если бы у меня в городе жили родственники, а меня это совсем бы не интересовало, я жил бы, как будто их нет. Такое разделение – это состояние греха всех христиан. Но мы призваны бороться с грехом, его преодолевать, именно поэтому мы не можем ничего не делать по отношению к разделению в христианском мире. Тут опять невозможно не согласиться с Архиерейским собором, в принципах которого говорится, что «безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, "искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные"».

Межцерковный диалог уже давно идет среди лидеров церквей: проводятся встречи, семинары, разрабатываются документы. Но что можем сделать мы, обыкновенные миряне? И тут на помощь пришел опыт католической церкви. После II Ватиканского собора католики искали путей общения с иными деноминациями. Как же возможен диалог при отсутствии на данный момент евхаристического, доктринального единства? Таким объединяющим началом оказалось Священное Писание. Стали создаваться межцерковные группы по совместному чтению Писания. Нас очень вдохновила это идея, действительно, многое может быть у нас по-разному, но Писание то у нас одно, и что может быть лучшей основой для диалога!

Когда мы предложили Нижневартовским христианским общинам провести такую неформальную встречу, куда могут прийти любые желающие из любой церкви, они с радостью откликнулись на эту инициативу. Встреча, по мнению всех участников, была очень глубокой и насыщенной. Было радостно видеть, как протестанты из разных церквей и православные в мирном духе размышляют над строчками Евангелия. В этот вечер читали Мф. 28:16-20, так называемое Великое поручение Христа.


Было очевидно, что у церквей есть чему поучиться друг у друга. Например, пастор Владимир из реформатской церкви обратил внимание, что в Мф. 28:10 Господь говорит «возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Ученикам, чтобы услышать Великое поручение, сначала нужно было проявить послушание и пойти в Галилею, что, как известно, не ближний путь от Иудеи, и что нельзя служить Богу без послушания Ему. Думаю, это размышление пастора Владимира было по духу очень православным. Пастор Вадим, в свою очередь, с большой для себя радостью отметил то, что по его словам, он раньше и не замечал, хотя много лет читает Писание. Олег Глаголев, председатель Свято-Екатерининского православного братства, отметил, что в Евангелие единственное чему Христос призывает научиться именно от Него – так это кротости и смирению: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Как сказал пастор Вадим: «Возможно нам есть о чем поспорить с Олегом в том, что касается веры, но когда он мне что-то говорит и подтверждает это строками Писания, разве могу я что-то сказать кроме "аминь"».

Я знаю уже немало протестантов, которые, чувствуя какие-то лакуны в своей традиции, обращаются к православию, читают святых отцов, религиозных философов, находят в православной традиции много для себя важного и полезного. Нам тоже есть чему у них поучиться: надо признать, что самая активная миссия сейчас протестантская, в самых сложных и опасных регионах мира о Христе чаще всего свидетельствуют протестанты, и мученически заканчивают свою жизнь за свидетельство о Христе чаще всего опять-таки не православные, а протестанты.

Да, между нами есть различия и делать вид, что их нет или, как говорится в принципах Преображенского братства, «затушевывать» их нельзя, так как это не поможет преодолеть разделение, а только его усугубит. Поэтому мнения некоторых христиан о том, что нам нужно вообще эти различия игнорировать, и просто слить все церкви в одну – это, конечно, крайнее заблуждение. Эти различия требуют осмысления, диалога, это дело не одного года, и даже не десяти лет. Но говорить о том, что нас разъединяет, мы можем только на основе того, что все-таки гораздо больше, на основе того, что нас объединяет. Это Господь Иисус Христос. Здесь мы можем и должны руководствоваться словами святителя Филарета (Дроздова): «Держась слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной». Поэтому позицию некоторых православных христиан, состоящую в том, что в инославных церквях «все ложь, и нет там благодати» мы православной назвать не можем.

В постановлении Архиерейского собора 2000 года говорится, что «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах». Действительно, РПЦ МП признает благодатность таинства крещения у протестантов, а у католиков мы признаем и евхаристию со священством, то есть, при переходе католического священника в православия он остается в «сущем сане».

К сожалению, у нас в обществе, в том числе и церковном, очень часто отношение к инославным одно: еретики и сектанты. Но этот взгляд является неправославным и противоречащим тем принципам, по которым живет наша церковь. Я не могу назвать сектантом пастора Вадима из Христианского центра, который регулярно ездит в Бирму, где служит в детских домах в беднейших районах страны. Это трудно, это опасно для жизни, но человек из далекой Сибири ездит и спасает детей в буквальном смысле от смерти. Также и здесь в Нижневартовске протестанты занимаются помощью бедным, людям, попавшим в сложные ситуации, содержат реабилитационные центры, кормят бомжей. И когда какой-нибудь дядя Вася, вся религиозность которого заключается в том, что он на Пасху освящает кулич, вдруг начинает поносить таких как Вадим, Владимир и др., называя их сектантами, мне это видится, как минимум, странным. Самое настоящее сектантство – это когда ты всех несогласных с тобой называешь еретиками и сектантами, это закрытость и противопоставление себя другим. А нормальная церковная община, хоть и соблюдая свои границы, всегда ищет диалога, всегда открыта к общению и сотрудничеству во всем кроме «дел тьмы».

К счастью, «ксенофобной» позиции придерживаются не все: было радостно увидеть в Христианском центре благодарственную грамоту от православного прихода Рождества Христова за труд в благотворительной сфере. Клирик этого прихода священник Владимир Захаров читал в Христианском центре лекции о православии, и его там с радостью принимали и слушали.

Хочется верить и надеяться, что этот диалог будет продолжаться, что мы все вместе будем созидать Церковь Христову, продолжая дело Христа, Который умер за всех, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.19-52).


Tags: протестантизм, экуменизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments