alexeikuzowov (alexeikuzowov) wrote in christ_civ,
alexeikuzowov
alexeikuzowov
christ_civ

Category:

Христианский фанатизм или "Бить или не бить"

Оригинал взят у alexeikuzowov в Христианский фанатизм или "Бить или не бить"
Часто в личных беседах, в статьях, да и просто в репликах , оказавшихся рядом с тобой граждан, слышишь о том, что все религии кроме Христианства от бесов и все последователи этих религии «не Бог есть кто». Сам я человек крещеный в Православной Церкви никогда об этом не задумывался, да и как-то повода в этом не было. Часто сталкивался с мусульманами по работе. Никогда не спрашивал у них о отношении к христианству, да и вообще к другим религиям. Но в последнее время меня этот вопрос заинтересовал из-за частого с ним столкновения.
Рассуждая сам, пришел к выводу, что каждый человек, верующий в единого Бога, не повинен в том, что он относится к какой-то определенной конфессии. Особенно если он не богослов или служитель своей веры, а простой верующий мирянин. Всякого рода экстремистов я в пример не беру. Значит, обвиняя нехристианские религии в бесовстве, мы обвиняем порядочных, искренне верующих, добрых людей в поклонению дьяволу?
А это обвинение, осуждение и оскорбление. Христианин проповедями помогает достичь истины. Человек же не решает где ему родиться и, какой национальности быть. А вот вопрос истинного верования Бог может дать и перед самой смертью.
Тех люди, которые так относятся к «нехристям», по-моему, или фанатики или сами одержимы. Решил поискать ответ на этот вопрос у св Отцов и священников.
Вот немного из того :

1)Я понимаю фанатизм как духовную гордость, ориентирование на самого себя, убежденность не в истине, а исключительно в справедливости собственного мнения. Фанатизм – это дефицит и даже отсутствие любви к другим людям, фанатизм – это убеждение, как определенная поза, при отсутствии желания понять другого человека; фанатизм – это непробиваемая духовная оболочка, через которую человек неспособен увидеть ничего другого; фанатизм является в некотором смысле саморелигией. Кредо людей, исповедующих ее: «Мое мнение всегда правильно!» Человек, имеющий свои религиозные убеждения, способен объяснить и отстоять их; способен ответить на вопрос, почему именно они стали для него истиной и жизнью. Человек принципиальный, но не фанатичный, умеет указать на самую суть, самую основу своих убеждений.

Архимандрит Рафаил (Карелин)


2) Апостол Павел писал: «… наша брань (борьба) не против крови и плоти (людей), но против мироправителей тьмы века сего»
А духи злобы не угрожают нам автоматами или поясами шахидов, они входят в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью. Там где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба с «Человеком», а не с дьяволом и бесами и не со своими страстями. Тут и начинает проявляться религиозный фанатизм.


По материалам игумена Игнатия(Душеин).

3) «О.Серафим: В наше время, по причине всеобщего духа самости и гордыни, в людях очень сильно возросло самомнение. По этой причине, мой тебе совет, борись с самомнением и мнительностью, ибо ты очень часто приписываешь человеку то, чего у него нет в голове, и о чем он даже и не думает. Причина этому – самомнение, мнительность. Но ты как раз с этими главными воевать. Если ты не будешь бороться с этим, то все познания, которые ты будешь приобретать, будут употребляться тобою на то, чтобы двигаться в обратную сторону. Главная причина фанатизма – это одержимость самомнением. Если человек избавится от самомнения, то никакой фанатизм не пристанет к нему. Самомнение, так же, – есть начало шизофрении.
Все разбирательства между расколами в синодах не могут разрешиться именно по этим причинам, а так же по причине того, что привязанны к обрядам, буквам канонов и правил и организациям. И на этом самоутверждаются и полагают свое спасение. Христианство, православие – не ощущается как дух: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, "Поучение в неделю Торжества Православия"). На сегодняшний момент времени, христианство, православие – потеряли, как дух. В этом и вся проблема.


Ну а вот и самое интересное, что мне попалось из «Слово об осуждении еретиков преподобного Иосифа Волоцкого»:

4) Мы же теперь побеседуем о том, что говорит божественный Иоанн Златоуст. Говорит он, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика. Этот великий и равный апостолам муж говорит и указывает, что эти повеления связаны со временем. Не было Божией воли, чтобы так было всегда, как свидетельствует сам великий Иоанн Златоуст, говоря, что нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе. Ведь так поступают и пастухи: до тех пор, пока дикие звери не доставляют им забот, расположившись под дубом или под кедром, играют они на дудке, позволяя всякой овце пастись на воле. Но как только заметят они, что приближается волк, тотчас, отбросив дудку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и каменьями, - встав впереди стада и издавая угрожающие крики, зачастую еще до нападения отгоняют они зверей. Точно так и нам, пастырям и учителям, пасущим Христово стадо, следует поступать. Ведь если увидят они неверного или еретика, никакого вреда не приносящего душам верных, то, вбирая мудрость на лугах книжных сказаний, с миром и кротостью пусть поучают неверных и еретиков. Но если увидят они проклятых еретиков, более коварных, чем все волки, стремящихся погубить Христово стадо и растлить его еретическими иудейскими учениями, следует им тогда высказать ревность и старание, чтобы ни одна овца стада Христова не была похищена дикими зверьми. Вот как говорил об этом священный Иоанн Златоуст. Когда не обольщают никого из православных неверные и еретики, не следует тогда творить им зло или их ненавидеть, но когда мы видим, что неверные и еретики хотят обольстить православных, тогда следует не только ненавидеть их или осуждать, но и предавать проклятью, наносить им раны и тем освящать свои руки.

Вот и думай тут- «бить или не бить». Решать и выбирать человеку, ведь каждый из этих отцов и праведников по сути своей тоже люди, а значит, и для них свойственно ошибаться. А время, действительно, делает свое дело. Наверное мы никогда не узнаем о первоначальных учениях Христа.







Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments