alexeikuzowov (alexeikuzowov) wrote in christ_civ,
alexeikuzowov
alexeikuzowov
christ_civ

Category:

Святая ложь.

Оригинал взят у alexeikuzowov в Святая ложь.
Ложь- это зло, а зло, грех-творение сатаны. Но существует у верующих такое понятие как вынужденная, "благая ложь" Этому есть много примеров и ,даже, у священнослужителей. Церковь во времена СССР с помощью лжи (отрицание гонений) добивались послаблений для Церкви. Преподобный Ефрем Сирин обманом получил еретические апполинариевы книги. Ну а про мирян и говорить нечего. У нас любая ложь во благо- "чтоб не волновался", "чтобы лучше ел", "чтобы лучше работал,учился" и т.д. Вообщем любым способом стараемся оправдать деяния выгодные нам.
У иезуитов есть такой постулат : "Цель оправдывает средства.Неужели христиане этот постулат принимают?

Обратимяся к иноку Всеволоду (Филипьеву):
"Как быть с теми случаями, когда вынужденная ложь используется для спасения чьей-либо жизни или, говоря шире, для церковной пользы? Тут мы встречаемся с двумя реалиями: несовершенством человеческой добродетели и с церковной практикой икономии (допустимостью уступок, ради церковной пользы). Остановимся подробнее на каждой из них.
Все случаи, – когда кто-либо прибегает ко лжи спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви – безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели. Ибо хотя во Христе человечество и усыновлено Богу, но в нашей земной жизни каждый обречен доживать свой век в теле смерти. А посему к каждому нашему доброму делу примешивается, пусть в самой малой степени, греховная нечистота. Один Христос без греха. Но именно то, что Он не совершил никакого греха (1Петр. 2:22) – будучи во всем остальном таким же человеком как мы, – не дает нам права защищать нашу несовершенную добродетель и уж тем более возводить несовершенство добродетели в нравственный закон.
И если священная история не осудила, как явно богопротивные, случаи подобные тому, что мы упомянули в начале , то основываясь на них недопустимо выводить некую “мораль” о “святой лжи”  или поощрять верующих к деланию необходимой лжи , будто такая ложь совершенно невинна.
Только высоконравственное евангельское учение Христа является непреложным нравственным законом православных христиан, а вынужденную ложь ни при каких условиях нельзя признать действием, оправдываемым Евангелием и христианской совестью. Примером для нас могут служить святые апостолы и первохристиане, а также святые отцы, которые всеми силами стремились не допускать даже малой доли неправды в своей жизни. И не только в делах или словах, но даже и в мысли.
Но если вынужденная ложь, иногда, не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь прославляли святых, не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи , а за их всежизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо вынужденная ложь это все-таки ложь, а всякая ложь – грех. Преп. авва Дорофей так говорит об этом: “Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большего смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться безпечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев”2». Иными словами святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.
Какой же путь, по учению Православной Церкви, ведет к очищению человеческой добродетели от примеси лжи, тщеславия, и прочей нечистоты? Это путь духовного совершенствования, соработничества с Богом в деле собственного спасения. По мере очищения человеческой души от страстей – очищается и человеческая добродетель. Подвижник стяжавший благодать Духа Святаго, уже почти совершенно освобождается от плена плоти и потому его дела, его добродетель становятся светом миру, светом в котором уже нет никакой тьмы. Сей путь назван святыми отцами – путем умного делания. Последнее включает в себя: борьбу с нечистыми помыслами, пожигание их огнем молитвы Иисусовой, непрестанное хождение в своей совести пред очами Божией Правды. Именно благодаря сему многотрудному духовному подвигу выше упоминавшийся авва Анувий, по милости Божией, был совершенно освобожден от греха лжи.
Крещение и миропомазание это та грань, которая отделяет ветхого человека от нового, это дорога в жизнь вечную. Но тот, кто после крещения не подвизается на поприще духовного самосовершенствования – бывает не способен удержаться на высоте нравственных требований евангельского закона, впрочем, он и не стремится к этому. Такому человеку его обновление крещением вменится в осуждение, ибо он будучи рожденным во Христе, возвращается к жизни по плоти, и тем самым становится лжецом перед Богом. Вот что говорит об этом Свят. Тихон Задонский: “лжет христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковый всяк есть, который по крещении святом беззаконует и к суете мира сего прилепляется”26(выделено – и. В.).
Итак, следует помнить, что возвращаясь ко лжи мы делаем уступку плоти и даже если эта уступка вынужденная, это все-таки, хотя и малое, но отступление от жизни в Новом Адаме – Христе.
Некий святой старец сказал: “ложь – это ветхий человек, а истина – новый человек”27. “Ложь от плотского рождения и плотского мудрования”, – писал Свят. Тихон Задонский
Каковы же плоды всякой лжи для духовной жизни христианина? По словам того же Святителя: “Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь”29.
Даже самая “лучшая” ложь – для спасения кого-либо – не может быть боговдохновенна, и в лучшем случае она есть плод человеческой душевности, но не духовности. Подобные случаи вызывают у людей понимание и даже преклонение, и справедливо, ибо совершаются они ради человеков, но не ради Бога. Ибо ради Бога можно говорить только истину, но нельзя лгать ради Бога."

По материалам : "Истина и ложь в свете христианской нравственности" . Инок Всеволод (Филипьев). Насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США Преподаватель патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments