nama_gr (nama_gr) wrote in christ_civ,
nama_gr
nama_gr
christ_civ

«Практические» ереси как «семя тли»

  Продолжая тему предыдущего поста, хотелось бы подробнее разобрать ключевые понятия. Термин "ересь" (гр. αίρεση) с течением веков претерпевал метаморфозы. В апостольскую эпоху он означал просто «ответвление, отделение, другое течение», с нейтральным эмоциональным значением. Ересью называли любое идеологическое течение, отличающееся от «мэйнстрима», не важно положительное или отрицательное. «Ересью назорейской» в книге Деяний названо учение апостолов. С ереси Ария началось преследование инакомыслящих (т.е. еретиков) при помощи государственной власти и термин стал резко отрицательным. Накал страстей при преследовании еретиков был разным в разные века, но общая тенденция отождествления еретиков с врагами Бога сохранялась и в Византии до её падения и на католическом Западе и в Российской империи примерно до конца 18 века. В новое время инакомыслящие уже не преследуются как раньше, более того, католики официально покаялись за инквизицию, и термин «ересь» чаще используется с оттенком насмешки или как некая болезнь мышления, ума.
Болезнь мышления стала присуща людям вследствие грехопадения прародителей, когда к человеческой природе примешалось «семя тли» (по образному выражению церковной поэзии), выражающееся в энтропии, распаде, ошибках и в тенденции к саморазрушению. Понимание грехопадения является ключевым к антропологии. «Грех» в славянском языке (но не в греческом!) имеет ещё одно значение – ошибки[1]. Ошибки-грехи могут быть двух видов: ошибки воли (лат. Lapsus voluntas) и ошибки природы (лат. Lapsus naturae). Примером вольных ляпсусов являются грехи против 10 заповедей Моисея или злонамеренные софизмы, смешивающие правду с ложью и выдающие белое за чёрное. Невольные ошибки-грехи мышления обусловлены немощью природы. Это всевозможные логические тупики и неразрешимые парадоксы (антиномии и апории). Они присущи именно человеческой ограниченной природе после грехопадения. Для Бога в принципе нет никаких антиномий и апорий. Бог без затруднений может «связать узел Хима и разрешить узы Кесиль» (Иов. 38:31), вернуть солнечную тень на десять ступеней назад (4 Цар. 20:10-11), ходить с плотью по воде и проходить через стены, воскресить четверодневного Лазаря, соединить в Себе тварное и нетварное. Были ли свойственны неразрешимые парадоксы для мышления прародителей до грехопадения, остаётся вопросом. По крайней мере, прародители поверили клевете диавола. Можно ли считать веру клевете ошибкой мышления?
  В отличие от грехов воли, грехи-немощи плоти не являются предосудительными. Христос воспринял природу Адама без греха, но со всеми последствиями греха (такими как голод, жажда, усталость и т.п.). Апостол Павел эти немощи тоже называет грехом: «Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори» (2 Кор. 5:21)[2].
  История язычества разных стран и народов показывает, как возникает и развивается язычество под влиянием ошибок воли и ошибок природы. Но вот появляется богооткровенная религия. Сначала Ветхозаветная, затем Новозаветная Церковь. Продолжая метафору Самого Христа, «сеятель слово сеет» (Мк. 4:14) – пророки и апостолы насаждают доброе семя божественного Откровения. Но враг (диавол, падшая природа) незамедлительно сеет между добрым семенем словесной пшеницы и плевелы (Мф. 13:25) – грехи-ошибки воли и природы тоже присутствуют на духовном поле. И вот возникает дилемма: выдергивать или не выдергивать делателям эти плевелы? В притче принимается решение не выдёргивать, чтобы, выбирая плевелы, не выдернуть «вместе с ними пшеницы» (Мф. 13:29). Но история Церкви говорит о том, что делатели всегда предпочитали «выдёргивать», т.е. преследовать еретиков за неверное с их точки зрения мышление. Инквизиторы совершенно искренне считали, что сжигание еретиков согласно с Евангелием, и они тем самым служат Богу. Проблема в том, что в богословии многие вопросы формулировались и изучались в течение многих веков, а сами «делатели» (католические инквизиторы и подобные им ревнители в Византии и России) тоже довольно часто ошибались.
  С другой стороны, если поступить как в притче (Мф. 13:30) - просто засеять поле и не выдёргивать сорняки, то «доброе семя» не даст вообще никакого плода – терние очень быстро убьёт его. Конечно, всё ещё зависит от почвы и климата, но, например, в Греции это именно так: сорняки за неделю вырастают густой стеной на полметра, а культурное растение растет довольно медленно. Поэтому нужно либо вручную полоть каждую неделю (что требует большого труда) или поливать всё пестицидами.
  Возвращаясь к теме «практических» ересей (из предыдущего поста), или, лучше сказать, ошибок-грехов мышления, опишем ситуацию с помощью тех же метафор. Святые отцы посеяли доброе семя учения об иконопочитании, разъяснили различие между «служением» и «поклонением», сказали, что икона возводит ум к горнему посредством земного, и «почитание образа восходит к первообразу». Но, если не заниматься постоянным напоминанием народу богословия иконы, не «пропалывать» сорняки суеверий, то можно со временем прийти к языческому идолопоклонству, т.к. человеческая природа склонна к этому.
Так всегда происходило и происходит в истории. Мы рассмотрели иконопочитание просто в качестве примера. То же самое можно заметить и в других аспектах христианства.




[1] Католический догмат о безошибочности официальных изречений римского Папы на славянский перевели как «догмат о безгрешности».
[2] По-гречески: τον μη γνόντα αμαρτίαν υπέρ ημών αμαρτίαν εποιήσομεν.
Tags: богословие, вселенское православие, наблюдения, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments