?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Как-то раньше не обращал внимания на такой момент, как недопустимость участия в Таинствах невенчаных супругов в Римо-Католической церкви. Но на днях наткнулся на интервью с одним католическим епископом. Вот небольшой фрагмент из интервью:

[Нажмите, чтобы прочитать]"Скажите, как католическая церковь относится к тем семьям, которые зарегистрированы в загсе, но не венчаны, допускают ли их до причастия?

К исповеди и причастию мы их не допускаем. У таинства покаяния имеются свои условия: иду к исповеди, вспоминаю грехи; сожалею о своих грехах; обещаю исправиться. Есть семь таинств, одно из них– брак. "Что Бог сочетал, то Бог да не разлучает". Есть десять Божиих Заповедей. Седьмая заповедь – не прелюбодействуй. Мысль обнять, поцелуй, супружеская жизнь до венчания является грехом прелюбодеяния. Когда невенчанная женщина приходит к исповеди и кается в своём грехе, у нее нет одного условия – твердого намерения больше не грешить. Она исповедуется: я живу без церковного брака в прелюбодеянии, и здесь она должна сказать: обещаю исправиться. То есть после исповеди должна повенчаться, тогда имеет право приступать к причастию.
Для католической церкви загсы являются структурами государственной регистрации брака, но перед Богом они не живут законно, должно быть венчание. Они должны прийти в храм, подать друг другу руку и выразить словами свою готовность любить и быть верным до конца, будь то легко или сложно в жизни. Священник молится о них, благословляет их в церковном браке. Они живут уже с Божиим благословением.
Поскольку нет твердого намерения исправиться, поэтому невенчанных не допускают до исповеди и причастия. Так же, например, если вор приходит и говорит: я воровал и буду воровать, то тогда исповедь не принимается. Если каются в прелюбодеянии, то после исповеди уже должны не прелюбодействовать. В противном случае кощунство будет давать причастие. Вот так мы смотрим на это."


В то время как в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем следующее:
"Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»."

Кто-нибудь может объяснить почему в РКЦ - жизнь в зарегистированном браке без венчания является препятствием к участию в Таинствах, а в РПЦ - нет?

з.ы. картинка исключительно привлечения внимания ради! :)

Комментарии

( 23 комментария — Оставить комментарий )
naficus
23 авг, 2015 12:14 (UTC)
РПЦ, по-моему, более адекватна, и, не смотря, на всю консервативность, более сообразуется с реалиями. Не придает средневековым формам брачных церемоний сакральных смыслов сверх меры.
Или, если, один из супругов нецерковный, то второму в таинствах тоже не участвовать?
almadorus
23 авг, 2015 15:30 (UTC)
в РКЦ брак - весьма опасное занятие!
один мой товарищ развелся с женой (венчался в костеле)
ну не сошлось у них там что-то, как ни пытались, всякое бывает...
потом он как правоверный католик обратился в местную епархию с вопросом можно ли признать

брак недействительным - как оказалось это единственная возможность учавстовать в Таинствах на тот случай если он решит жениться повторно

т.е. пока он с женой в разводе он приступать к Таинствам может
но если женится еще раз, то уже никогда не сможет

собственно так и произошло - не выдержал и женился еще раз
все еще ждет ответа из Рима... там такие дела бывает по 10 лет рассматриваются

касательно вопроса участия в Таинствах при наличии неверующего супруга - тут наверное нужны градации. если так приспичило брачеваться, что и на религиозные воззрения супруга закрываешь глаза - это одно. а если уже в процессе брака к религии потянуло одного из супругов - другое :)

и кстати весьма удивительна эта адекватность РПЦ
ведь ортодоксальная церковь же!
а тут тебе и контрацепция, и повторный брак, опять таки старообрядцы признаны "в принципе нормальными пацанами"...
nama_gr
23 авг, 2015 12:36 (UTC)
Какими соображениями руководствуются синодалы РПЦ можно только догадываться. На вскидку приходят в голову две догадки: 1) Если поступить строго по канонам, как католики, то причащаться в храмах смогут только дети (в 99% случаев). 2) В неразделенной Церкви первого тысячелетия гражд. брак был нормальным явлением. Венчание установлено очень поздно (самое позднее таинство) - в 8-9 веке. А до того христиане совершали обычный гражданский брак. Христос почтил Своим присутствием и первым публичным чудом именно гражданский брак.
Так что по-своему правы и в РПЦ и РКЦ.
А вот греки сейчас поступают как-то не логично: живущих в гражданском браке (т.е. заключенном в гос. органах типа ЗАГСа) к Причастию допускают, а вот восприемком при Крещении невенчанный человек не может быть (т.к. пренебрег Венчанием). Не логично как-то: к самому великому Таинству допускают, а к меньшему нет.
almadorus
23 авг, 2015 15:37 (UTC)
т.е. у католиков с причастием именно такая ситуация (причащаются только дети)?

или все-таки это имеет какое-то педагогическое назначение и благодаря таким правилам католики всеми силами стараются сохранить свои браки?
впрочем выше я писал уже, что такая строгость не действует и на вполне себе "вокостеленных" католиков
но может быть это лишь исключение? может быть в целом это работает?

про довольно позднее учреждение Таинства Венчания я в курсе
но это как говорится "было давно, а значит неправда"

у греков вообще хитрый ход! :)
nama_gr
23 авг, 2015 15:49 (UTC)
Какая ситуация у католиков (причащаются только ли дети? ) я не в курсе. Про педагогическое назначение тоже не очень понятно. Современные христиане в большинстве своём "не воспитываются" таким образом. Вообще любая христианская Церковь отстаёт (в принятии каких-либо мер и канонической реакции) от общества лета на 100. Сожительство (когда люди нигде не регистрируют брак, но живут как семья) - явление относительно недавнее. И лишь недавно в некоторых странах узаконили сожительство, приравняв его к браку в вопросах наследства, раздела имущества и т.п. (если они смогут это доказать). Церковь же пока не "созрела" до того, чтобы отличать сожительство от блуда.

Edited at 2015-08-23 15:50 (UTC)
almadorus
23 авг, 2015 15:53 (UTC)
а ведь казалось бы все так просто
если человек решает - я буду жить только с ним (с ней) и больше ни с кем - чего еще желать?
т.е. имеет так сказать произволение благое
хотя вполне возможно, что и благими произволениями вымощена тропа ведущая в места где горит вечный огонь
almadorus
23 авг, 2015 21:30 (UTC)
кстати, касательно вопроса участия второбрачных в Таинствах нашел вот такие материалы:

Очерк Бенедикта XVI об участии в Таинствах второбрачных вызвал дискуссию в Католической Церкви
http://www.sedmitza.ru/text/5235526.html

Большинство немецких епископов — за участие второбрачных в Таинствах
http://www.sedmitza.ru/text/5309533.html

значит все-таки какой-то диалог на эту тему идет...
nama_gr
23 авг, 2015 12:53 (UTC)
Да, кстати, про фото: Примечательно, что в паспорте у молодой супруги в графе "семейное положение" не было свободного места для штампа, поэтому его поставили в графе "дети". Тогда Алла пообещала, что замуж она выходит последний раз:)) (никогда не говори никогда :))
По церковным канонам Пугачеву, для которой это был уже четвертый брак, венчать было никак нельзя. Понимая это, Пугачева и Киркоров попросили благословения сразу у председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Кирилла (нынешнего Патриарха всея Руси). И получили разрешение... Ну а Марк Головко (который венчал), конечно прекрасно понимал, что нарушает каноны, но по благословению чего не сделаешь...

И не имеет значения, что венчалась она первый раз, предыдущие браки (зарегистрированные в ЗАГСе) так же считаются браком. У греков уж точно, если человек был трижды женат (не важно в церковном или гражданском браке), то венчать никто не разрешит, даже патриарх.
057rus
23 авг, 2015 13:40 (UTC)
а как греки венчают или нет тех, кто живет в гражданском (в нашем понимание) браке, т.е. правильнее называть наверное блудной связи? Как посчитать эти связи, чтобы определять какой по счету брак?
Что касается вопроса, то брак признаваемый государством не может быть блудом, не может быть грехом, так, что надо предпринимать усилия не в его осуждении, а в государственном признании венчания, как юридически значимого, равного регистрации брака в ЗАГСе. В Латвии например так, если было венчанию государство признает этот законным браком, в нашей же стране, венчание не несет юридических последствий и вероятно именно по этой причине не венчают без регистрации до того брака в ЗАГСе.
(Анонимно)
23 авг, 2015 14:03 (UTC)
брак вообще без регистрации (нигде) у греков не считается за брак (условный блуд). Как посчитать эти связи, чтобы определять какой по счету брак сложный вопрос. Скорее, это к духовнику. Как сказано в комменте ниже, Церковь не успевает "подстраиваться" за быстро меняющимися отношениями к браку. Да, в некоторых странах (Австралия и др.) незарегистрированное блудное сожительство юридически приравнено к браку (раздел имущества, общие дети, наследство), если только его можно доказать.
almadorus
23 авг, 2015 15:42 (UTC)
прекрасный вопрос
получается, что до брака можно, в принципе, пожить с n-ным количеством женщин
а потом венчаешься и все как в первый раз! :)
nama_gr
23 авг, 2015 15:57 (UTC)
Можно, т.к. нет регистрации и никто не обличит, кроме совести. Как можно обмануть священника и в других вопросах (например, венчаться на двоюродной сестре - что запрещено - не сказав об этом священнику). Но тут дело совести. Логично было бы считать и сожительство и брак (любой: венчанный или просто гражданский) как "попытку". Число таких "попыток" Церковь давно уже ограничила тремя.
almadorus
23 авг, 2015 15:40 (UTC)
как говорил один мой знакомый фотограф: "и молодцы, что решили пожениться!" :)
т.е. само по себе желание узаконить свои отношения - это ведь хорошее дело

а каноны
суббота для человека, а не человек для субботы :)

перефразируя строки песни:
"и сколько их канонов разных
лежать осталось в тишине
у незнакомого поселка
на безымянной высоте"
naficus
23 авг, 2015 13:10 (UTC)
Из старой дискуссии:
--форма регистрации брака в разное время и в разных культурах была разная. И Церковь принимала ту форму брака, которая была нормой для окружения. Венчание же, по сути, это всего лишь молебен о семейном благополучии, и формой заключения брака стал в определенную эпоху общегосударственной христианизации.
Ныне же институт семьи претерпел массу изменений, и форма регистрации брака, соответственно тоже. В некоторых европейских странах сожительство(т.е. семья без оформления отношений) на государственном, юридическом уровн
е имеет те же права и обязанности, что и обычный брак. Церкви сейчас как-то нужно научиться учитывать изменения.
Можно возразить - что, мол, как же Таинство брака? Но, ведь, Таинство совершается не на молебне, а невидимым, таинственным образом в сердцах людей перед Лицом Творца.--
http://bednaja-liza.livejournal.com/710163.html?view=comments
almadorus
23 авг, 2015 15:44 (UTC)
странно, что никто еще не вспомнил про конкубинат :)
alkanaftpirovic
23 авг, 2015 14:16 (UTC)
Потому, что в истинной Церкви, Таинства раздают, а не охраняют.
almadorus
23 авг, 2015 15:45 (UTC)
т.е. Вы считаете, что к Таинствам можно допускать, в принципе, любого человека, независимо от его деяний, а Бог уж сам разберется, что делать с недостойно приступающими?
alkanaftpirovic
23 авг, 2015 17:55 (UTC)
Нет, не любого, а крещенного, и знающего Символ Веры, хотя бы Апостольский.
erundelle
23 авг, 2015 14:33 (UTC)
Ну а как быть в ситуациях, когда один из супругов уверовал, а другой нет? Куда неверующего супруга девать? А если у них уже внуки дети?
almadorus
23 авг, 2015 15:49 (UTC)
неверующего супруга в утиль, самому в монастырь (или самой)
и непрестанно радоваться! :)

ну а если серьзено, то что остается верующему человеку?
только молиться и надеяться, что когда-нибудь супруг тоже уверует
и вот тогда венчание, а после него долгожданная возможность участия в Таинствах
ну а если супруг не воцерковился, то всегда есть простой ответ: "ну такой (такая) ты и верущий (верующая)!"
(Удалённый комментарий)
almadorus
23 авг, 2015 21:28 (UTC)
исходя из того, что невенчанные пары не могут причащаться, а с неверующим повенчаться невозможно - безусловно возникает препятствие к причащению

я не знаю каким именно образом разрешается такой конфликт в католицизме

впрочем такой конфликт не единственный
в пору изучения сравнительного богословия я нередко недоумевал как в такой склонной к рационализму религии могут существовать столь явные логические проколы...
на всякий случай списал эти проколы на собственное бессилие постичь их логику
livejournal
23 авг, 2015 15:16 (UTC)
Зарегистрированный брак без венчания в РПЦ и РКЦ
Пользователь irina_litva сослался на вашу запись в своей записи «Зарегистрированный брак без венчания в РПЦ и РКЦ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Зарегистрированный брак без венчания в РПЦ и РКЦ [...]
Николай Лермонтов
25 авг, 2015 00:01 (UTC)
В греческом обряде католицизма также?
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel