?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

В качестве ответа на пост Фомы Кранмера Церковная Вертикаль Страха и её преодоление, копия которого была размещена и в этом сообществе. Вот мои давние мысли на эту тему, которые я ныне, благодаря Фоме, нашёл возможным собрать и более-менее аккуратно изложить.


На мой взгляд, Церкви, для выживания (даже не столько процветания, сколько разумного выживания именно в качестве Церкви, а не секты и/или милой традиции) нужны (в любом порядке) примерно следующие реформы:

Группа А
1) Каждая община зарегистрирована как независимое юридическое лицо. Храм (или часовня + антиминс) всегда принадлежит общине. Епархии, стало быть, принадлежит только собор (или соборы).
1а) Возможны также "миссионерские приходы", у которых нет прихожан, и которые содержатся за счёт епархии. Но по достижении критического уровня "местного финансирования" (что эквивалентно появлению нужного количества прихожан) миссионерский приход должен превращаться в обычный - просто потому, что такая ситуация намного здоровее.
2) Финансы прихода (но не священника лично) прозрачны для всех прихожан. Финансовые вопросы решаются на собрании прихода, в соответствии с уставом. Там же решаются вопросы о зарплате. Отчётность доступна всем прихожанам.
3) Священники (в отличие от епископов) по умолчанию работают на светской работе и содержат себя хотя бы частично. Как апостол Павел. Если священник может позволить себе не работать, а жить только от алтаря - что же, это прекрасно. Может быть в этом месте народу много, а священников мало. Однако это должно быть исключением, а не правилом.
3а) В "миссионерском приходе" священник может работать только как священник, на полной занятости, - потому что он одновременно ещё и ведёт некую культурно-образовательную работу. Но делать вид, что у нас все приходы "миссионерские" - неправильно и вредно.
4) Лишить священника сана единолично - нельзя. Только соборно. Епископ имеет право запретить священника в служении, но ввиду пунктов 1-2-3 фактически священник всегда может не уходить в запрет, если община его поддержит. Размолвки случаются, это не повод судьбы ломать.

Группа Б
5) Отмена обязательного целибата для еписокопата. Епископ отличается от священника в первую очередь своей полной занятостью (отсутствием светской работы). Епископ - это профессионал в церкви; администратор, куратор, богослов, писатель. Но это именно профессия. Епископ - вдохновенный чиновник. Половые заморочки тут совершенно ни при чём.
6) Священникам можно вступать в брак после принятия сана, а не только до.
7) Второбрачным можно становиться священниками, хотя и не автоматически (нужны какие-то рекомендации, здравое суждение о причинах прошлых бед). Такожде священники должны иметь возможность вступить во второй брак с сохранением сана (хотя и - также - в индивидуальном порядке).

Группа В
8) Отмена статуса благочинного и возведение благочинных в епископы (см. 5).

Группа Г
9) Переход с иерархической канонической структуры на "матричную". Каждый священник подчиняется двум епископам: одному по принципу "деноминации" (сербы, грузины, греки, старообрядцы, кочетковцы, рпцз, старостильники, новостильники итд итп), одному по географическому принципу. Разные вопросы решаются с разными людьми (совместный крестный ход проще решить с местным епископом; вопросы типикона - легче со "своим"). Этим выполняется правило "один епископ в одном городе / районе / микрорайоне", но при этом снимается шизофрения канонических территорий, так заметная в Штатах и Европе, хотя в некотором смысле острая и в России (см. единоверцы, кочетковцы, грузины, подворья итд). Задумайтесь также о переходе отдельных приходов на русский язык, причём на разные переводы и с разной степенью интенсивности - чего в ближайшие лет 10-20, думаю, не избежать.
10) Поскольку "местный" епископ будет по роли своей вынужден уметь мирить и совмещать, вполне вероятно, что к его помощи и поддержке не побрезгуют прибегать и армяне, копты, сирийцы, ассирийцы католики. Что само по себе может принести, в долгосрочной перспективе, неожиданные позитивные плоды. А познаётся всё именно по плодам - мы же знаем.

Вот так примерно.

Как можно догадаться (и в соответствии с тем, что Фома Кранмер написал) такая модель означает, помимо прочего, увеличение количества приходов с одновременным уменьшением их среднего размера. А также - увеличение разнообразия (культурного, языкового, музыкального - всякого). И мне кажется очевидным, что это было бы полезно, удобно, и при этом неизмеримо лучше соответствовало бы духу ранней церкви. Роль общин, священников (=старейшин), епископов и других профессионалов церкви (апостолов-пророков) была бы гораздо ближе к тем, что описаны в Деяниях и Дидахе, например. И это было бы очень, очень хорошо!

Кроме того, для меня, как по крайней мере отчасти старообрядца ("отчасти" потому, что я в данный момент являюсь прихожанином Антиохийской церкви в США, что, очевидно, делает моё старообрядчество спорным для иных более "разборчивых" старообрядцев ;) - тем не менее, для меня такая реформа (в пункте 10) была бы исключительно важна, поскольку она снимала бы это нелепое противопоставление между "объединением" и "общением". Старая каноническая система, система поместных церквей - устарела, причём сотни лет назад, а не только сейчас. Сейчас - в нынешнем глобальном мире - это всего лишь стало, наконец, предельно очевидным. Когда в городе есть сербский, греческий, антиохийский арабский, антиохийский английский, украинский МП, русинский, и три русских храма (РПЦ, РПЦЗ, ОСА) - и все они по очень запутанной схеме, основанной исключительно на личных связях священников - друг с другом "дружат" или "не дружат", то говорить о канонических структурах - смешно. Увольте. Не бывает этого, давно уже нет, и хватит делать вид. 10 языков, два календаря, и ещё квинтиллион разных музык и разных переводов. Единственный шанс привести это хоть в какое-то подобие доброты и мира - это отказаться от идеи когда бы то ни было установить в этом мире старый добрый железный иерархический порядок, и просто попробовать сделать что-то функциональное - что, однако, при этом максимально выражало бы идею одной Чаши и одной Евхаристии.

Да, и ещё: о целибате я ранее писал тут: http://komelsky.livejournal.com/160006.html
О профессиональном священстве - тут: http://komelsky.livejournal.com/131907.html
О кочетковцах, и о том, что о. Георгий - потенциально классический "матричный епископ" - тут: http://komelsky.livejournal.com/146552.html

Комментарии

( 125 комментариев — Оставить комментарий )
pfarrer_tom
24 янв, 2012 19:08 (UTC)
"Единственный шанс привести это хоть в какое-то подобие доброты и мира - это отказаться от идеи когда бы то ни было установить в этом мире старый добрый железный иерархический порядок, и просто попробовать сделать что-то функциональное - что, однако, при этом максимально выражало бы идею одной Чаши и одной Евхаристии"

Идея хорошая, но реализация - так себе. тем более, старообрядцы вас, действительно, не поймут.
komelsky
24 янв, 2012 19:13 (UTC)
Поскольку я сам себя считаю старообрядцем, предложение "старообрядцы вас не поймут" звучит для меня несколько противоречиво =)
(без темы) - pfarrer_tom - 24 янв, 2012 19:21 (UTC) - Развернуть
triponaciy
24 янв, 2012 19:39 (UTC)
Предложенная вами система требует доработка и уточнений, разумеется))) Характерно, что предложения в этом духе буквально носятся в воздухе, и не только православном)))
Главное, в чём я с вами согласен, что классическая иерархическая церковная структура безнадёжно устарела и неспособна плодоносить, жизни в ней нет. Нравится это или нет, но это факт. Следовательно, либо будет какой-то выход, либо - полный крах, система погребёт под собой жизнь....
Принципиально, думаю, следует добавить пункт об обязательной избранности епископата ( в идеале и священников) , тогда у владык и будет достаточно авторитета для решения сложных задач.

Пы.Сы. Представляю какой смех разберал бы патриархийных функционеров прочти они этот пост((()))
komelsky
24 янв, 2012 19:44 (UTC)
Ой, избранность епископата настолько САМООЧЕВИДНА, что я даже забыл о ней написать!!! =) Это Вы правильно заметили. Когда живёшь в само-выстроенной пробирке - всё время забываешь, чего ещё там в окружающем мире нет =)
areksi
24 янв, 2012 19:57 (UTC)
Все разумно, а группа А и так уже реализована, по крайней мере в приходах РПЦЗ. В целом эффект такого рода перегруппировки - укоренение церкви. В РПЦ многие сравнивают свое служение с армией, отсюда и идея безусловного подчинения, "десантирования" в места, где нет прихожан, вообще попытки построения приходов "сверху", их насаждения а не органического роста на местах. У русской эмиграции есть опыт - оказавшись в далекой стране люди собирались вместе, сначала арендовали а потом покупали здание для церкви, находили какого-нибудь священника себе, писали Митрополиту с просьбой благословить образование прихода и назначить этого священника настоятелей - вот и все дела, возник приход, он целиком самоуправляем, финансы прозрачны и регулярно ревизуются, все важные решения принимаются совместно.
komelsky
24 янв, 2012 20:03 (UTC)
Мне пока не удалось видеть за рубежом (где я ныне расположен) прекрасных и милых приходов. Люди - везде люди, те же склоки и мрак, в сущности. И всё же, действительно, ситуация тут, при всей своей дикой неурегулированности, похоже, несколько ближе к описываемому "идеалу". У них тут пп. 1-3 получше. Хотя п. 10 всё равно ужасно не хватает =)
victor_vlad
24 янв, 2012 21:07 (UTC)
Не обсуждаю деталей: с чем-то согласен, с чем-то нет. Для меня то, что Вы предлагаете, слишком радикально. Но согласен с направлением движения. А какие именно шаги нужно предпринимать – дело обсуждения. Любое начало движения будет приветствоваться теми, кому не все равно (ну, "фундаменталисты" будут, конечно, воплем вопить).

Особенно согласен, что центром всего должна быть Евхаристия и общая радость о Боге. А это переносит центр церковной жизни в приход и епархию. Остальное потихоньку приложится.

Был правильный комментарий вверху, что в заграничных осколках русской дореволюционной церкви кое-что из Вашей программы реализовано (как у антиохийцев обстоят дела не знаю). Поучиться у них не грех.
raspak
25 янв, 2012 04:43 (UTC)
Полнейшая ерунда. Если человек приходит в церковь он должен знать - это Православная церковь или ересь какая непотребная. Пусть даже в некоторой Православной церкви поселились бесы - в этом случае можно уличить эту церковь на основе Православия. Но что можно сказать бесам непойми какой церкви непонятного пастыря? Только одно - беснуйтеся дальше.
triponaciy
25 янв, 2012 07:10 (UTC)
Вы перешли на оскорбления ( о отсутствии хотя бы подобия аргументов я даже не говорю)-
предупреждение, в следующий раз - бан.
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - triponaciy - 25 янв, 2012 18:10 (UTC) - Развернуть
silenza
25 янв, 2012 08:20 (UTC)
Радикальненько;)
Но возникают вопросы.

1а) "Миссионерские приходы без прихожан" - это не приходы, а "миссионерский десант". ИМХО, не лучшее решение, поскольку усиливает разрыв между катехизацией и включением в т.н. "церковную жизнь" (и в результате - пополнение рядов "просвещённых одиночек в автономном плавании", а не оздоровление христианской общины)

Туда же - п. 3 и 3а. Полагаю, что любой приход должен быть (а не "делать вид") в той или иной степени миссионерским, а не "окукливаться" (тут можно порассуждать о смысле земного служения Церкви ;)). Соответственно, священник - это всё-таки профессия. Иначе всё сведётся к "богослужебной деятельности" и требоисполнительству - т.е. к обрядовой стороне.

Опять же, наблюдения за священниками, совмещающими уже сейчас служение и светскую работу, скорее неутешительны. Если работа отнимает много времени и сил, страдает священство, если удаётся организовать успешный бизнес (и такое видела) - возникают пересуды среди недоброжелателей, на какие деньги батюшка что-то купил для личного пользования.

Про целибат епископов мне сложно судить (помнится, отчасти он был связан с тем, чтобы не отвлекались на наследников и домочадцев), но по п. 6 и 7 реально надо что-то менять... а то бывает всё трагично.

С благочинными - местами так и есть, как Вы предлагаете (у нас в Москве, например). Да и епархии начали "разукрупняться"... так что, может, к тому и идёт.

А вот с матричной структурой может выйти полная засада - плохо она ложится на русское сознание. Даже в бизнесе её внедрение требует порой титанических усилий (и порой приводит к полному размыванию ответственности и к манипуляциям обоими начальниками со стороны подчиненных). А в церкви, да ещё с поправкой на враждебность представителей многих деноминаций ко всем остальным... страшно представить, что начнётся ;)
triponaciy
25 янв, 2012 09:26 (UTC)
Не могу пройти мимо конкретики)))
По поводу ваших замечаний на пункты 1 и 3:
Если учесть предложение , изложенное уважаемым thomas_cranmer в предыдущем посте о малых квартирно-часовенных приходах, то недоумение можно разрешить: "миссионерскими" будут приходы в больших храмах, т.е. обе формы могут быть вполне совместимы. Много народу в малый приход не придёт и у священника не будет супер занятости. С другой стороны, если приход такой станет популярным, в него вольётся много людей,то и священник ( или ещё кто из клира) сможет быть полностью обеспечен, а со временем приход может занять ( построить) и храм пообширнее и перейти в статус "миссионерского"
И я согласен во многом насчёт работы священника ( эх, надо материал подготовить о движении "работающих священников" у католиков) . Подрабатывать - нормально при служении на малых приходах, иметь другую профессию - желательно. Вообще лучше рукополагать имеющих светскую профессию людей ( возможно сделать это обязательным требованием к ставленнику) и не раньше 30 лет ( что, собственно, соответствует канонам).
Бокаччо... - triponaciy - 26 янв, 2012 11:07 (UTC) - Развернуть
Re: Бокаччо... - silenza - 26 янв, 2012 15:22 (UTC) - Развернуть
Re: Бокаччо... - triponaciy - 26 янв, 2012 15:31 (UTC) - Развернуть
мега-тема - triponaciy - 27 янв, 2012 07:05 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - silenza - 27 янв, 2012 07:39 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - triponaciy - 27 янв, 2012 08:22 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - silenza - 27 янв, 2012 08:28 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - triponaciy - 27 янв, 2012 08:33 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - silenza - 27 янв, 2012 08:40 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - triponaciy - 27 янв, 2012 08:44 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - silenza - 27 янв, 2012 09:31 (UTC) - Развернуть
Re: мега-тема - triponaciy - 27 янв, 2012 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 25 янв, 2012 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 26 янв, 2012 16:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 26 янв, 2012 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 26 янв, 2012 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 26 янв, 2012 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 20:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 26 янв, 2012 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silenza - 26 янв, 2012 21:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - thomas_cranmer - 26 янв, 2012 21:16 (UTC) - Развернуть
eksebichi
25 янв, 2012 09:24 (UTC)
Я согласен с автором. Но надо признать,что современное положение Православной Церкви связано в первую очередь не с косностью "начальства", а с состоянием мировозрения и духовным состоянием основной массы верующих. "Какой народ-такая и власть".
triponaciy
25 янв, 2012 09:30 (UTC)
Мда, а народ не согласный с мнением власти: "пошёл вон из храма!"
( от мирян до попов, и , даже, епископов, ибо и такие прецеденты случались)
Это и есть путь к "закукленности" при разговорах о "миссионерстве"....
(без темы) - eksebichi - 25 янв, 2012 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - triponaciy - 25 янв, 2012 16:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eksebichi - 25 янв, 2012 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eksebichi - 25 янв, 2012 19:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 19:32 (UTC) - Развернуть
pr_begashoff
25 янв, 2012 12:03 (UTC)
Пункт А/3
Для славянских стран, исключение и правило все-таки нужно поменять местами. Тем более, что ап.Павел, говорил о своей "самодостаточности" явно в "укор". То есть, там где есть возможность, священник должен полностью отдавать себя Церкви - и это должно быть правилом. Там же где нет или недостаточное мат. обеспечение, там священник МОЖЕТ еще и работать (тем более что выше Вы пишите о епархиальном финансировании таковых).
komelsky
25 янв, 2012 17:22 (UTC)
Я думаю детали "правила" и "исключения" решатся во многом сами. Но сейчас священникам официально нельзя работать (и по канонам, и по указаниям сверху), но при этом они не могут не работать, и работают. Только работают субкультурно зачастую. Что не всегда улучшает обстановку на приходе (ещё больше отдаляет церковь от народа).

Нужно прежде всего нормализовать это дело, а уж процент работающих как-нибудь сам устаканится, в зависимости от области, района, безработицы, среднего дохода, наличия зданий итд итп.
(без темы) - pr_begashoff - 25 янв, 2012 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - komelsky - 25 янв, 2012 23:24 (UTC) - Развернуть
Re: Требы? - mikhail_bar - 26 янв, 2012 11:33 (UTC) - Развернуть
Re: Требы? - triponaciy - 26 янв, 2012 11:39 (UTC) - Развернуть
Re: Требы? - komelsky - 26 янв, 2012 16:22 (UTC) - Развернуть
Re: Требы? - pr_begashoff - 26 янв, 2012 17:55 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
26 янв, 2012 11:23 (UTC)
Что сказать бесам?
User triponaciy referenced to your post from Что сказать бесам? saying: [...] церковь на основе Православия. Но что можно сказать бесам непойми какой церкви непонятного пастыря? [...]
d_st75
26 янв, 2012 12:21 (UTC)
Считаю методологически неправильным смешивать в одно реформы, ведущие к восстановлению канонического порядка, с другими, предполагающими его коренное изменение. Мне кажется, что сейчас важно работать на восстановление канонического строя в духе предложений группы А, т.е. в духе постановлений Всероссийского Собора. Только затем, если будет восстановлена церковная соборность, будет иметь смысл подумать о возможных изменениях традиционного порядка (например, о женатом епископате: сегодня это просто нереально).
pingback_bot
26 янв, 2012 12:24 (UTC)
Неообновленчество?
User balytnikov referenced to your post from Неообновленчество? saying: [...] Оригинал взят у в 10 реформ, необходимых Церкви? [...]
pingback_bot
26 янв, 2012 20:11 (UTC)
Грамотно написано
User vladimir_xt referenced to your post from Грамотно написано saying: [...] что так должно быть всегда. Update 2: Cross-post to http://christ-civ.livejournal.com/52207.html [...]
pingback_bot
27 янв, 2012 21:01 (UTC)
Хм... Задумалась...
User adam_a_nt referenced to your post from Хм... Задумалась... saying: [...] Кранмер отлично сказал в комментарии [...]
pingback_bot
27 янв, 2012 21:01 (UTC)
Хм... Задумалась...
User adam_a_nt referenced to your post from Хм... Задумалась... saying: [...] ко всё тому же посту [...]
( 125 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel