nama_gr (nama_gr) wrote in christ_civ,
nama_gr
nama_gr
christ_civ

О «высшей математике» в христианстве

  Книга В. М. Лурье «История Византийской философии. Формативный период» ( - СПб.: Axioma, 2006. - XX+ 553 с.) описывает два взаимосвязанных процесса: во-первых, история «перевода» христианского богословия на язык греческой философии и, во-вторых, формирование совершенно новой» но тоже «греческой» философии по мере осуществления такого «перевода». Основное внимание уделяется периоду с VI до середины IX века. Внутри этого периода рассматриваются три главных проблемных области: 1) VI век -  век необыкновенных сложности и разнообразия христианских богословско-философских направлений, 2) новый богословско-философский синтез Максима Исповедника в VII веке, 3) иконоборческие споры VIII - IX веков как попытки альтернативного, по отношению к Максиму Исповеднику, богословско-философского синтеза.
  В Предисловии автор замечает, что «слово «догматика», которое будет столь часто встречаться на этих страницах, обычно употребляется в смысле более узком, нежели это допустимо этимологически: не «учение» вообще, а только лишь учение Церкви, выраженное на языке философских формул. Если начинать в этих формулах разбираться подробно, то быстро выясняется, что они ничем не легче математических... У нас тут будет книжка для математиков... то есть... для людей, интересующихся философией и историей того, как её применяли для нужд церковного вероучения».
  Поэтому всем портным, плотникам, рыбакам и прочим обладателям апостольских профессий книгу про «сущность», «природу», «ипостась», «энергию», «идиому», «гномическую волю», «тропосы существования» и тому подобное лучше не читать, чтобы не сойти с ума.
Особое внимание в книге уделяется философскому богословию прп. Максима Исповедника (580 —662 гг.), который доказал в чём был неправ древнегреческий философ Платон (род. между 430 и 423 — умер между 348 или 347 до нашей эры). А в богословии прп. Максима Исповедника более-менее разобрались только в наше время (конечно, только узкий круг специалистов). Получается, что для критического осмысления философии Платона понадобилась тысяча лет, для осмысления философии прп. Максима Исповедника понадобилось 1400 лет.
Совершенно верно пишет автор вслед за прп. Максимом, что «свобода человека, которая дана ему изначально, - это свобода выбора: можно свободным решением продать себя в рабство греху, а можно таким же свободным решением получить ту свободу, которую имеет Сам Бог. Свобода выбора сама по себе не имеет никакой ценности, поскольку это не цель, а средство: ценность имеет лишь выбор, когда он осуществлен правильно. Целью человека является получить свободу в Боге, то есть ту свободу, которую имеет Бог, а это невозможно иначе, как в обожении - то есть при участии в божественном бытии». «Бог даровал обожение всей человеческой природе и каждому человеку в отдельности - но лишь как возможность. Осуществить эту возможность или не осуществлять - всецело в воле самого человека. «Теперь (после воплощения Христова) только от нас зависит наше спасение», - пишет св. Максим (Слово подвижническое)».
  Но каждая эпоха задает всё более сложные задачи, для решения которых необходим всё более сложный аппарат богословской «математики». Например, во времена прп. Максима не возникала дилемма «женщина или ребенок» (в случае осложнений по время беременности) т.к. медицина была бессильна что-либо сделать. Сейчас вполне конкретно врачи задают вопрос выбора: спасать женщину или ребёнка? Также прп. Максим не мог бы себе представить и в страшном сне, на что способны современные средства «когнитивной войны», т.е. оружие «массового зомбирования», например, психотропные препараты для манипуляции общественным сознанием (см. http://trueinform.ru/modules.php?file=article&name=News&sid=24932 и http://www.wakeupnow.info/index.php/one-menu-facts-opinion/1799-psikhotropnye-preparaty-kak-instrument-manipulyatsii-obshchestvennym-soznaniem-ot-evromajdana-k-massovomu-primeneniyu-na-territorii-byvshej-ukrainy). Дадут солдату таблетку, и вот он уже превращается в бездушного монстра, не знающего боли и жалости, идущего убивать со смехом. Или добавят порошочек в питьевую воду, и население бежит на «майдан» делать революцию или, наоборот, безропотно терпит упырей во власти. Как всё это согласовать со свободой выбора? Наверное, для этого понадобится ещё тысяча лет и гораздо более сложный аппарат философской «математики».
Аналогичная ситуация и в науке. Пока люди имели дело с бытовым макромиром, относительно простая классическая механика Ньютона решала все задачи. Когда стали исследовать вещество на атомном уровне, а Вселенную в астрономическом масштабе, возникла необходимость в общей и частной теории относительности и в квантовой механике с гораздо более сложным математическим аппаратом. В наше время уже и эти теории нуждаются в корректировке (или даже замене) другими теориями с еще более сложными математическими формулами.
  По мнению автора, «было бы ошибкой сейчас подумать, что вместо «сложных» объяснений Максима или хотя бы в качестве вступления к ним имеется возможность обратиться к учебникам Закона Божия для русских школ XIX века. К сожалению, это не так: не только на уроках Закона Божия, но даже и в курсах духовных академий последних веков эти темы, в лучшем случае, не обсуждались (а в худшем - обсуждались, но так, что студентам преподавали, на основе учебников, составленных под католическим и протестантским влияниями, именно то, против чего выступал св. Максим, да и вся патристическая традиция в целом). Так в области догматики проявлялся тот фатальный разрыв между номинально «православной» жизнью большинства народа и реальным учением Церкви, который, в конце концов, привел к исторической катастрофе православной Церкви в XX столетии».
  Здесь можно возразить автору. Фатальный разрыв между бытовой верой на уровне обрядов (благочестивых или суеверных) 99,99% христиан и интеллектуальной игрой в высшую философскую «математику» профессиональных богословов (которых очень мало) никак не может привести к катастрофе православной Церкви, независимо от того каким будет это богословие (криптокатолическим, протестантским или истинно византийским). Это богословие «погоды» не делает. Причина секуляризации (и в целом катастрофы) христианства последних двух веков в другом. 99,99% христиан не имеет возможности разобраться в высшей философской «математике» современного византийского патристического богословия. Поэтому им просто нечего противопоставить секулярному «духу мира сего» под натиском сложных вопросов современности.
Начало этому было положено в эпоху Каппадокийцев, когда впервые начали разрабатывать сложный категориальный аппарат богословия (было введено понятие ипостаси и др.) на основе философского инструментария Платона и Аристотеля. Сейчас эта рациональная философская наука прочно укоренилась. «Един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию», - исповедует Церковь терминами рациональной философии Аристотеля.
  Хотелось бы надеяться, что современные богословы всё же снизойдут к нуждам простых людей и, вместо сложных объяснений прп. Максима, или хотя бы в качестве вступления к ним, напишут учебники для простых некнижных условных рыбаков и плотников в русле патристической традиции в целом. При этом нужно будет учесть современные знания о мире и человеке. Задача эта очень актуальна.

  P.S. Книга «История Византийской философии. Формативный период» (- СПб.: Axioma) была издана в 2006 г. В качестве автора значится Лурье, В. М. (т.е. Вадим Миронович). Но в 2006 г. он был уже семь лет как иеромонахом. В 1999 г. он был рукоположен Архиепископом (ныне Митрополит) Суздальским и Владимирским Валентином (который принадлежал самоуправляющемуся "осколку" РПЦЗ – Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) с центром в Суздале) во диакона и пресвитера, а вскоре – пострижен в монашество с именем Григорий. Т.е. изначально он был женатым клириком, но почему-то вскоре принял монашество (до того состоял в церковном браке со Светланой Лурье - ныне профессор, специалист по этнопсихологии, имеет дочь). Жена и дочь в добром здравии до сих пор.
Получается, что одни свои книги (и публикации в интернете) он подписывает монашеским именем (ныне ГРИГОРИЙ, епископ Петроградский и Гдовский [РПАЦ(л)]), а другие мирским. Как понимать такой человеческо-монашеский дуализм? Тут уж, как говорится, или монашество снимите, или на все публикации монашеское имя наденьте.
Tags: 21 век, богословие, злободневное, книги, размышления, современная церковь, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments