fr_dionisius (seminarist_mp) wrote in christ_civ,
fr_dionisius
seminarist_mp
christ_civ

"Сила и слабость с точки зрения христианства".

Каждый из нас был рожден в индивидуальных условиях, в разных социальных и семейных обстоятельствах. Кто-то пришел в мир здоровым и окруженным заботой; другой, - слабым, с первого вздоха борющийся за жизнь в отделении реанимации младенцев. Кто-то имеет шанс получить хорошее образование и тепло от родителей, другой плачет под канонаду оружейного огня в грязном подвале.
Собственно, и отношение к слабости было очень разным в истории человека и человечества. Одни руки бросили чахлого младенца в пропасть, другие подбирали подкидыша на крыльце своего дома и растили как родного.
За века цивилизации большинство развитых обществ воспитали в себе чувство сочувствия к слабости. Хосписы, детские дома, дома престарелых, - те костыли, которые помогают идти хромому. Но, параллельно с этим, окреп и закостенел и иной взгляд на мир: право силы.
Многие люди не мыслят себе жизнь без кумиров: политических, культурных, религиозных. Сколь часто встречают со склоненной головой человека, проложившего себе дорогу к вершине по горю других людей, привыкшего подавлять слабых и считающего себя «право имеющим». И рабы, строящие памятник собственному господину, это отнюдь не метафора и в современном мире.
Культура, образование, свобода и творчество, возвышающие человека над животным миром, оказываются бессильными перед крепкой рукой тирана. Вспоминается поэт Осип Мандельштам, последние стихи в своей жизни написавший в лагере за горсть табака. Но было ли это его поражением? Или победой, родившей бессмертие?
Как я написал выше, в обществе, которое перестает быть человеческим стадом и возвышается до цивилизации, вместе с нею развивается и сочувствие. Но сочувствие бывает разным. Император Нерон, заливший кровью свое государство, испытывал удовольствие, когда сменял гнев на милость и даровал помилование преступнику. В этот момент тиран чувствовал себя богом и услаждался правом прощать.
Подобное можно заметить и ныне. Слабость бывает разной и отношение к ней диаметрально противоположно. Мы худо-бедно учимся жалеть тех, кого в сложные обстоятельства поставил злой рок, обстоятельства, независящие от личного выбора. Но малейшая личная вина убивает милосердие. Мало кто упрекнет ребенка-инвалида. Но сколь многие бросят презрительный взгляд на бомжа с пропитым лицом у церкви (не зная, что скорее всего это есть тот самый выросший ребенок-инвалид, достигший совершеннолетия и попавший в жестокий взрослый мир, не зная его правил и не умея в нем жить).
В Новом Завете перед нами открывается иное милосердие, где причиной любви является только и исключительно любовь, а не мимолетная эмоция или гордая жалость сильного к слабому. Слабый и оступившийся не перестает для Христа быть личностью: вот блудница, получившая прощение; вот мытарь, ставший апостолом. Иисус из Назарета умел не смотреть на прошлое человека, но дарить ему будущее. Бог верил и верит в человека. Прозвучит парадоксально, но именно на этой «скале» веры Христа в человека и стоит моя собственная вера в Него.
Подытоживая, скажу, что человечество стоит перед огромным нравственным выбором. С одной стороны стоит слабый и оступившийся, потерявшийся человек. Сможет ли общество увидеть в его падении свою собственную вину, сможет ли поверить в него? Ведь намного проще сказать: «Ты виноват, ты сам потерял всякое достоинство». И тогда есть другой выбор: построить памятник гордыни. Пристраститься к пьянящему вину власти и страха. Мир, где красивый и сильный лев разрывает на куски соперника под благоговейным и трепещущим взором стада.
Христос дал на кресте свой ответ на эту дилемму, отказавшись и от власти Творца мира, и от легиона ангелов.
Не в том ли сила, чтобы прикоснуться к Его слабости у подножия Голгофы?
Tags: Евангелие, милосердие, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments