aisergey (aisergey) wrote in christ_civ,
aisergey
aisergey
christ_civ

Про православную цивилизацию протоиерея Всеволода Чаплина.

Предлагаю обратить внимание на важную для нашего сообщества статью протоиерея Всеволода Чаплина "Пять постулатов православной цивилизации" (http://www.soctheol.ru/osnova.php?ida=216). Статья делится на три части: вводную, основную (в которой перечислены пять постулатов православной цивилизации) и заключительную. Все пять пунктов подчиняются стройной системе:

1. Сначала вводится высший смысл – горний мир;
2. Затем показывается, как он освещает наш, падший, мир;
3. Дальше говорится об основе сосуществования двух миров и 4. наилучшем способе сохранения малого стада;
5. Наконец, даются основные приоритеты для личности, реализующей высший смысл.

Несмотря на то, что статья имеет стройный план повествования, сам текст написан небрежно. Очень похоже на продукт коллективного творчества, когда основную канву задают одни, а детали излагают другие, при слабой общей редакторской правке. Постоянно приходится продираться сквозь оговорки про личности, "взаимодействующие с Богом и ангелами тьмы", про святыни, "к которым не должна прикасаться рука мирянина", про "католический Рим, созданный варварами и папским престолом". Как будто статью писал школяр на тему: "Моя семья и другие животные". Но не будем придираться к автору за эти шероховатости, а сразу перейдем к разбору вероучительной составляющей.

Кратко о самих постулатах.

1. Главная цель христиан и христианского социума - спасение.
Очень хорошо, что Всеволод Чаплин поднял вопрос о главной цели христиан. Это действительно важнейший вопрос для каждого из нас, ответ на него – и есть ответ о смысле нашей жизни. Признаюсь честно, только ради этого пункта я и решился на написание этой статьи. Посмотрим, что главное для протоиерея: "Православный социум должен быть устроен так, чтобы он прежде всего помогал человеку спасаться - обретать истинную веру", иметь "приоритетом Царство Божие и вечную жизнь", поэтому "даже ценность временной человеческой жизни по крайней мере сопоставима с ценностью святынь". Если оглянуться вокруг, то действительно увидим огромное количество православных, которые только и делают, что спасаются. Может быть, поэтому наша проповедь не слышна? Не потому, что мир вокруг состоит из равнодушных эгоистов, а потому, что в христианах люди не видят Христа?
Главная цель христиан не спасение, а – Христос! В логике есть закон тождества: А=В означает, что В=А. Но жизнь – не формальная система, и фраза "со Христом, значит спасен" не равна фразе "спасся, значит со Христом". Первая – раскрывает закон любви, вторая – закон воздаяния; первая отменяет законы, вторая их вводит. И если мы говорим о собрании христиан, то закон любви воплощается в организме ("И вы - тело Христово, а порознь - члены" 1Кор.12:27), а закон воздаяния – в механизме. Но если наша цель – Христос, тогда в чем же смысл спасения? Спасение – это главная цель Христа ("Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" Матф.18:11). Иными словами, у протоиерея перепутано направление вектора спасения – не от человека к Христу, а от Христа к человеку.
2. Суть глобальной миссии.
Автор постулатов справедливо отмечает невозможность религиозного нейтралитета у собрания людей. Однако протоиерей сводит христианскую миссию до провинциальной любви к "отеческим гробам": "В инославных обществах задача - сохранить общинную жизнь", "религиозные меньшинства не имеют морального права мешать осуществлению религиозной миссии православного социума – хотя бы потому, что этим они нарушали бы право своих соседей на их собственный общественный выбор". Таким образом, речь идет не столько о мессианстве, сколько о разделе сфер влияния (отдайте нам наше историческое, и не будем трогать друг друга).
3. Христианский социум имеет свою власть.
Власть – особая тема для Всеволода Чаплина, она для него – то, что само собой разумеется в любом человеческом сообществе: "Власть - церковная и государственная - должна действовать в согласии с народом". И самое главное для власти не ее происхождение, а вопрос о единстве: "Вспомним лояльность церковных авторитетов римским императорам-гонителям, турецким султанам, Сталину и Гитлеру". "Опасность застоя, конечно же, существует" (а разврата?), "но в византийской и российской традициях ее уравновешивала мудрость, воля, а иногда даже эксцентричность верховной власти".
4. Соборность – функционал верховной власти.
Идея власти доводится до своего логического завершения: власть – сакральна ("царь может то, чего не может простой смертный; его поступки не всегда могут объясняться логикой, доступной обычному человеку"). Единственный контролирующий орган власти – Бог (иначе будут разделения!). Что ж, нам остается только позавидовать ангелам – у них на вершине Бог ("На Небе - один Бог и ангельская иерархия"), а "православной системе управления" не повезло: "Церковь, и государство в православном мире обычно имели... персонифицированную верховную власть: императора, патриарха", "веча, советы, думы, соборы, синоды являются непременной составной частью православной системы управления".
5. Коллективная личность.
Совершенная личность строится по прямой – от критики эгоизма, через право социума на формирование или ре-формирование своих членов, к полному бесправию этих самых "членов": "Православная Церковь всегда считала возможным и даже поощряла самопожертвование человека ради народа… Жертва своей (а в условиях защиты веры и Отечества даже чужой) жизнью, самоограничение, отказ от своих прав, свободы, достояния ради блага ближнего, ради своей общины и своего народа – это норма поведения православного христианина". И тут перевернут вектор: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян.15:28-29). Кто реально прошел искус подвигом, кто узнал, каково это, когда твое существо выворачивается наизнанку, тот никогда не пожелает испытать это другому: "Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1Тим.2:1-3).

Заключение.
Православная цивилизация протоиерея Всеволода Чаплина аристократична – сильная вертикаль ей нужна не потому, что кто-то властолюбив (царь, патриарх или президент), а потому, что иначе такая цивилизация не сможет существовать. Ничего страшного, если аристократия переродится в деспотию – "эксцентричность" деспота уравновесит систему. Совершенство может быть достигнуто, только если выстроится идеальная иерархия, где наверху – всегда избранный свыше (на благо или в наказание), а внизу – народ, вечно достойный своего правителя. Где благодать осуществляется через власть, достоинство и посвящение. Цивилизация, для которой жертва Христа – лишь образ и идеал. Цивилизация, спасающая своих подданных и вечно нуждающаяся в их жертвах и самоограничении. Цивилизация, достойная своей церкви – единой, спасающей, стройной и древней.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments