hiero-archimandrite Theognost, sacerdos (abbatus_mozdok) wrote in christ_civ,
hiero-archimandrite Theognost, sacerdos
abbatus_mozdok
christ_civ

Category:

ХРИСТОЛОГИЯ Иринея Лионского


Два варианта перевода (Ириней Лионский. Против ересей 3: 20:2):
1. В пер. Преображенского: "Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека принимать Бога и Бога обитать в человеке, согласно с волею Отца"
2. В ККЦ 1992, § 53: "Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога обитать в человеке, по воле Отца".

Этот текст сохранился только на латыни, и занимаемое место имеет звучит так "assuesceret hominem percipere Deum, et assuesceret Deum habitare in homine" (PG 7a: 944). Для нас имеют значение два слова: "assuesceret" [assuesco – приучаться к чему-либо, вырабатывать в себе искусство и навык] и "percipere" [percipio – получать, охватывать, занимать, понимать, постигать, принимать, ощущать].

Текст очень важен богословски, поскольку предполагает духовно-нравственное развитие человеческой индивидуальности (!) в Лице Иисуса Христа. По дерзновенной мысли Иринея не только человек должен был приучиться к жизни в Боге, и Бог приучиться "ощущать" Себя в нашей шкуре. Для этого Логосу мало было вочеловечиться, надо было прожить нашу жизнь, побывать в житейских обстоятельствах человека. Экзистенциально изведать человеческую жизнь. Это "привыкание" происходило постепенно – в этом-то как раз и новый ракурс для рассмотрения взаимоотношения человеческих и божественных энергий и актов Христа: Его человечество вполне реально алкало, а действующий в Нем Логос вполне реально утолял этот голод (как на колодце Иакова) и даже совершал чудеса. В этом и только в этом контексте следует рассматривать учение о том, что Отец "не пощадил" Своего Единородного, но "предал" Его на страдания – на все страдания жизни, которые Он, Бог Слово, должен был вкусить "как обычный человек". Единство Правды Божьей и человека совершилось в делах человеческих, достигших своего совершенства в человеческой деятельности Иисуса. Но Правда в том и состоит, что она не будет абсолютной правдой, если будет осуществляться только при благоприятных условиях (ср. слова сатаны об Иове в Иов 1:9-11). Правда и совершенство должны были пройти "тест на прочность" страданиями. Божество во Христе должно было "приучаться" не только жить человеческой жизнью Иисуса и творить чудеса, но и страдать за Правду. Если бы Сын прошел путь человеческой жизни в совершенстве и праведности, но в покое и святости, то это было бы «создание искусственных условий», а значит, нее было бы в Его праведности всей полноты Правды: Он так и остался бы «непричастным» всем экзистенциальным реалиям человеческого жития. Он так и не стал бы «во всём» одним из нас – в жизни, в страдании, в смерти. Но, благодаря страданиям Иисуса Христа, «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен [πεπειρασμένον - от «πειρασμός» (испытание, проба, проверка)] во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
Tags: богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments