?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Это вторая статья из серии публикаций, посвящённых христианскому пониманию теории эволюции, в моём, конечно, понимании. Мотивация планируемой серии статей состоит в закрытии уже мне порядком надоевшего "противоречия" между наукой и христианством. По профессии я физик, и мне доставляет дискомфорт некоторая, что-ли недосказанность, не позволяющая себе ясно сказать, что никакого противоречия и в самом деле нет.

В этой статье я обсуждаю, как совместить догмат о грехопадении Адама и Евы с научными данными об истории Вселенной и, самое главное, с историей возникновения и развития жизни на нашей планете. Первая статья называлась Эволюция: генезис человечества.

В итоге текст предназначается для широкой аудитории, поэтому я в том числе проговариваю, может быть, тут большинству известные истины. Но, вероятно, кто-то меня и в них поправит. Не говоря уже о самой концепции.

Содержание




Научная и библейская картины мироздания


Как известно, научная картина мира предполагает, что развитие Вселенной продолжается на протяжении примерно 14 млрд. лет начиная от Большого взрыва. Планета Земля образовалась около 4.5 млдр. лет назад, незадолго до этого образовалось Солнце, а вскоре после Земли образовалась Луна. Около 550 млн. лет назад появились первые животные, а первые наземные растения появились на 60 млн. лет позже. История человечества длится значительно меньшее время: всего около 8 млн. лет назад произошло выделение того вида, который сейчас называется Homo Sapiens. Но и это время — гигантское по сравнению с историей человечества как такового, насчитывающей всего несколько десятков тысяч лет.

В представлении христианства, основанного на сведениях Библии, мир был создан из ничего Богом. За 6 подходов, которые условно называются днями, Бог сотворил материальный и духовный миры, а затем в материальном мире были сотворены Земля, Солнце, Луна, флора и фауна Земли. В 6-й день был сотворён человек как венец творения. Мир, сотворённый Богом, не содержал в себе недостатков. Однако он не предполагался быть статичным. Человеку Богом были даны заповеди для дальнейшего совершенствования самого человека и окружающего мира. Одна из заповедей состояла в воздержании от приёма в пищу плодов дерева “познания добра и зла”. Человек нарушил эту заповедь, тем самым совершив грехопадение, вследствие чего стал смертным. Собственно говоря, сейчас весь мир находится в состоянии после грехопадения, где смерть, болезни и вообще зло являются неизбежными для каждого.

Любители формального анализа книги Бытия полагают, что мир был сотворён Богом чуть более 7.5 тыс. лет назад. Эта цифра получена методом анализа данных о династии, основоположником которой является Адам и Ева, описанной в Библии до Иисуса Христа. В Библии даны возраст каждого представителя династии, когда тот родил своего наследника; в результате прямого сложения последовательности чисел получается возраст Вселенной. При этом время до создания Богом человека считается в буквальном смысле равным 6-ти земным суткам, согласно дословному прочтению переводов Библии на европейские языки. На сомнительность такого анализа указывает как то, что согласно Библии люди до потопа жили по несколько сот, вплоть до тысячи, лет, так и то, что время до сотворения человека берётся равным 6-ти суткам. Очевидно, что в буквальном смысле невозможно понимать эти библейские сведения.

Если возраст Вселенной для христианства не является принципиальным вопросом, то догмат о грехопадении является неотъемлемой частью христианского мировоззрения. Однако научная картина развития Вселенной не предполагает такого события, как грехопадение. Среди многочисленных научных фактов не существует тех, которые бы свидетельствовали о грехопадении. Наоборот, все собранные факты свидетельствуют о том, что физические законы природы оставались неизменными в течении большей части истории Вселенной, исключая первые моменты после её возникновения. Как далёкие предки человека имели ограниченный срок жизни, будучи частью животного мира, так и сейчас каждый человек проживает в среднем менее 100 лет.

Догмат о грехопадении в христианстве


Остановимся здесь более подробно на догмате о грехопадении, необходимом в христианстве.

Наблюдаемый мир, хоть и красив, но полон несовершенства. Самое главное несовершенство состоит в том, что вне зависимости от прожитой жизни, каждый человек умирает. Это противоречит пониманию человека как образа Божия, поскольку Сам Бог является Жизнью и не подвержен смерти. Христианство утверждает, что с человеком так было не всегда. Родоначальники человечества — Адам и Ева — не были исходно подвержены смерти. Тогда, будучи ещё только сотворёнными Богом, они были поселены Им в рай. Хотя уже сразу после сотворения человек был назван Богом обладателем и владыкой всей земли и всем, что её населяло, в раю предполагался дальнейший физический, интеллектуальный и духовный рост человека. Для того, чтобы достигнуть этого роста, Адаму и Еве надо было выполнять заповеди, данные им Богом. Они должны были возделывать землю в раю (физический труд), давать имена животным (интеллектуальный труд) и до поры до времени воздерживаться от употребления плодов с дерева, называемого деревом познания добра и зла (духовный труд). Кроме того, первые люди также должны были дать потомство, которое в дальнейшем должно было разрастись в целое человеческое сообщество. В этом состоянии Адаму и Еве, а также их потенциальным потомкам, смерть непосредственно не грозила.

Исполняя первые две заповеди, первая человеческая пара в какой-то момент решила не выполнять третью — плоды с дерева познания добра и зла были ими съедены. Мотив этого поступка состоял в том, что в результате съедения этих плодов человек получал новые духовные способности, ещё более возвышающие его над природой. Именно этот поступок и называется грехопадением, поскольку эти способности были получены человеком слишком рано. Они делали человека способным к полному саморазрушению с учётом его ещё не вполне окрепшего нравственного облика. В результате нормальное, т.е. запланированное Богом, развитие человека было нарушено, и в силу вступил Его запасной план.

Этот запасной план, о существования которого Адам и Ева знали ещё с момента получения заповедей от Бога, состоял в том, чтобы ограничить срок жизни, или, что может быть вернее, срок активной деятельности каждого человека. Это делалось для того, чтобы дать каждому человеку дополнительный стимул стремиться к добру и делать добро, а не зло — ведь на совершение добрых дел отведено теперь только ограниченное время. А в случае, если он выбирает всё-таки зло, ограничить его на этом пути. Теперь как целое человек оказался смертным, хотя его душа и остаётся неуничтожимой — однако существование души отдельно от разложившегося тела нельзя признать нормальным состоянием человека. Вместе с тем, изменился и весь материальный мир: апостол Павел говорит, что в результате грехопадения «... вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22-23). Изменение человека и всей Вселенной называют последствиями грехопадения. То, что теперь человек стал смертным, что он подвержен влиянию внешних материальных и душевных воздействий, обозначают словом тление, которое вроде гнили распространилось по всей природе человека.

Физическое время и жизнь человеческой души


Научная картина мира не усматривает никакой ненормальности в текущем состоянии Вселенной и человека в частности. Согласно этой картине, так, как сейчас, было всегда, начиная с Большого взрыва. Возникает справедливый вопрос: где же искать событие ‘грехопадение’?

Начнём с того, что сама концепция Большого взрыва не противоречит христианской идее создания мира Богом из ничего. Действительно, в физике понятие "до Большого взрыва" если и существует, то является на настоящий момент исключительно гипотетическим, поскольку никакими экспериментальными средствами заглянуть ‘до’ невозможно. Таким образом, не будет натяжкой сказать, что до Большого взрыва не было ничего, в том числе и времени. Более подробное сравнение научной картины мира и Библейского повествования можно найти, например, в (Лакирев).

Однако после такого сопоставления остаются вопросы, касающиеся непосредственно человека. Один из вопросов — где искать источник принципиального отличия человека от всего остального животного мира, делающего человека именно человеком — “образом Божиим”, я обсуждал в статье «Эволюция: генезис человечества». Другой, не менее важный вопрос, где в истории искать ‘грехопадение’, обсуждается здесь.

Если бы последовательность событий касающихся человеческой души, укладывалась исключительно на ось физического времени, то следовало бы считать человеческую душу частью материального мира. Но это не так, и свидетельства людей, испытавших клиническую смерть (см., например, (Милеант)), показывают, что в ходе клинической смерти с человеческой душой происходят события, которые зачастую не могут уложится в длительность этого состояния в физическом времени. Отсюда можно сделать общее заключение: попытки уложить событие ‘грехопадение’ в физическое время являются свидетельством гипертрофированного материалистического взгляда на человека.

До грехопадения весь мир был другим. Он был идеальным, от момента своего создания. Мы живём в ситуации ‘после грехопадения’, и мы знаем согласно научным исследованиям, что наблюдаемый мир был таким, каким мы его наблюдаем, от своего начала, то есть от Большого взрыва. Таким образом, после совершения грехопадения человеком изменилась вся предыстория Вселенной. Естественные науки не могут заглянуть во время ‘до грехопадения’, потому что теперь и Большой взрыв был ‘после’. Ниже на рисунке схематично представлено соответствие библейской истории человечества от создания Богом Адама и Евы и физического времени, наблюдаемого при естественно научных-исследованиях.

Грехопадение. Эволюция.



Необратимость истории по смыслу тесно завязана на ответственность, которую несёт только человек за свои действия, будучи существом нравственным. Для животных, и вообще для всего материального мира, понятия нравственной ответственности не существует. После грехопадения предыстория материального мира до Адама и Евы полностью строилась на законах природы, испорченных тлением. Поскольку тление в понятии христианства является исключительно недостатком, т.е. не вносит ничего принципиально нового от себя, а только портит, то по сути эта предыстория не изменилась, а лишь приобрела при нравственном рассмотрении некоторое неприятные черты.

Естественный отбор


В качестве обсуждения рассмотрим главную неприятную черту — смертность, в том и человека как части животного мира. Проявлениями смертности являются физическими недостатки отдельных особей и процессы, обобщённо называемыми процессами естественного отбора. В идеальном же мире без тления не нужна была бы смерть для того, чтобы образовался новый вид животных или растений.

В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов. С другой стороны, естественный отбор всё же является неотъемлемой частью процессов эволюции. Противоречит ли это христианским представлениям, как утверждают многие защитники христианства.

Напомним себе, что в представлении христианства мы живём с условиях после грехопадения. В этих условиях физическая смерть каждого человека является необходимой, поскольку ограничивает распространения зла. Об этом, например, рассуждает Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст). Но ведь и естественный отбор ограничивает появление и распространение особей, не приспособленных к жизни в силу физических недостатков. А неприспособленность к жизни и есть зло в мире живой природы. Конечно, это не нравственное зло, но и смерть животного нельзя назвать трагедией на столько, на сколько является трагедией смерть каждого человека. Таким образом, концепция естественного отбора не противоречит базовым представлениям христианства.

В качестве заключения


Минимальной проверкой на корректность рассуждений в этой области должно быть, полагаю, выполнение следующего требования: доказать или опровергнуть существование Бога логическими рассуждениями невозможно. У креационистов само собой получается, что можно опровергнуть. В средневековье искали способы доказательства. Лучше всего, по моему убеждению, предлагать такие теории, которые бы оставляли полную свободу самоопределения для каждого человека, при этом не содержа в себе логических несостыковок и не противореча христианским догматам. Пока полагаю, что написанное здесь и в предыдущей статье удовлетворяет этим минимальным требованиям.

Литература:




Комментарии

( 43 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
ssvergeles
31 янв, 2016 13:56 (UTC)
Пожалуйста!
ssvergeles
31 янв, 2016 13:33 (UTC)
Вопрос модераторам
Могу ли я исправлять опечатки/неточности в тексте (технически да, но с точки зрения редакционной политики)?
silenza
31 янв, 2016 17:43 (UTC)
Re: Вопрос модераторам
Да, можете - но не меняя основного смысла. И пожалуйста, поставьте заголовок (не на греческом))
romanr
31 янв, 2016 14:24 (UTC)
Тема очень важная и практически не разработанная в русскоязычном богословии. Поле не паханное. Не совсем понятна Ваша мысль о грехопадении - после изменилась предыстория земли? Как-то слишком фантастично. Не логичнее ли предположить, что мир, в котором тварь "покорилась тлению не добровольно" создан изначально в предвидении Богом грехопадения, как и различие полов по учению св. отцов? А Рай - это уникальное место на земле, ограниченное в пространстве, где законы тления не действовали и куда были помещены две бывшие обезьяны, после вдыхания в них "дыхания жизни", т.е. благодати Св. Духа? А вполне возможно, что и в раю были смертные животные, как и везде, и люди оставались смертными по физической природе, иначе зачем им было нужно "древо жизни"? Смертью же Адама являлось лишение его благодати Св. Духа и эта смерть произошла в день грехопадения, хотя Адам жил физически ещё потом много лет.
ssvergeles
31 янв, 2016 14:37 (UTC)
1. Да, у меня нет идей на данный момент, как интерпретировать выделение Эдемского сада от все остальной Земли. Тут мне было бы особенно интересно услышать мнения других.

2. "В раю были смертные животные ..."
Может быть. Но что же сейчас "вся тварь мучается и стенает доныне"? Когда она начала стенать? Если отталкиваться от научной картины мира, то с момента её появления. Но если исходить из книги Бытия, то когда были сотворены животные, стенания не было, потому что "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт.1:25б).

3. " ... как и различие полов по учению св. отцов [созданы изначально в предвидении Богом грехопадения]"
Не сомневаюсь, что такие учения есть, но можете ли указать, у кого и где это написано (если у Вас под рукой)? На сколько я себе представляю, это утверждение всё же не является нормативным в Православной Церкви.

4. "Смертью же Адама являлось лишение его благодати Св. Духа и эта смерть произошла в день грехопадения, хотя Адам жил физически ещё потом много лет."
Тут по сути у меня возражений нет.

Edited at 2016-01-31 14:37 (UTC)
(без темы) - romanr - 2 фев, 2016 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ssvergeles - 2 фев, 2016 08:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ssvergeles - 7 фев, 2016 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - romanr - 8 фев, 2016 10:30 (UTC) - Развернуть
Эстетика - ssvergeles - 21 фев, 2016 15:10 (UTC) - Развернуть
Re: Эстетика - romanr - 21 фев, 2016 17:16 (UTC) - Развернуть
Re: Эстетика - ssvergeles - 21 фев, 2016 18:18 (UTC) - Развернуть
Re: Эстетика - ssvergeles - 23 фев, 2016 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ssvergeles - 31 янв, 2016 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dmatveev - 31 янв, 2016 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ssvergeles - 31 янв, 2016 20:44 (UTC) - Развернуть
sadovnik40
31 янв, 2016 18:06 (UTC)
Я тоже в прошлом физик.
Посмотрите, Вам будет интересно.
http://gtrubnikov.ru/dnc_soc_2.htm
http://gtrubnikov.ru/dnc_soc_3.htm

Георгий Иванович Трубников, СПб
Живой журнал: http://sadovnik40.livejournal.com/
Сайт: http://gtrubnikov.ru/
Творчество Вознесенского: http://voznesolog.ru/
https://www.facebook.com/george.trubnikov.1
http://vk.com/gtrubnikov
gtrubnik2004@yandex.ru

ssvergeles
31 янв, 2016 18:08 (UTC)
Спасибо. Ознакомлюсь.
n_vilonov
31 янв, 2016 20:12 (UTC)
Вопросы
Если позволите, задам Вам два вопроса (скорее к первой статье, чем ко второй).
1. Вы пишете, что "образ Божий в человеке", данный Адаму и Еве, но не данный другим предкам людей - биологически идентичным с Адамом и Евой высокоорганизованным животным, не есть что-то материальное, и не может быть обнаружен методами науки. Но тогда почему Вы считаете, что он передался - чисто материальным путём, через совокупление и зачатие, вместе с генами, от Адама и Евы их чистокровным потомкам, а потом, путём спаривания чистокровных потомков Адама и Евы с высокоорганизованными животными - всему современному человечеству? То есть, мой вопрос в том, почему некая нематериальная реальность передается так же, как вполне материальные гены? И, кроме того, каким образом это утверждение - о нематериальной и не подлежащей научному исследованию реальности - можно обосновать/проверить?

2. Почему Вы считаете, что признав Адама и Еву собирательным образом (в отличие от Иисуса Христа - реальной исторической личности Иисуса из Назарета), мы разрушим христианское учение о грехопадении? Что мы потеряем от этого учения, если признаем, что Адам и Ева - это каждый из нас? Что грехопадение - это не то, что произошло однажды, но то, что происходит всегда? Что каждый из нас впадает (и не может не впасть) в грех недоверия Богу, из которого проистекают все прочие грехи?

Наоборот, признав, что первородный грех - это то, что вновь и вновь совершает каждый из нас, мы избавляемся от необходимости строить вычурные и хлипкие интеллектуальные конструкции, долженствующие объяснить, почему мы, потомки Адама и Евы, наследуем от них не только поврежденность природы, но и вину за грех, который они совершили, а мы нет?
ssvergeles
31 янв, 2016 20:41 (UTC)
Re: Вопросы
1. Передаётся по заповеди-обетованию "плодитесь и размножайтесь". Я бы, кстати, предпочёл считать, что если бы Адам и Ева не совершили грехопадения, то они бы были единственной парой в человеческом виде -- но это в целом конечно фантазии.

1а. Утверждение, что человек не может быть сведён к животному (даже самому высокоразвитому), является исключительно предметом веры. То, что человек -- это животное, которое получило призвание от Бога стать богом (св. Василий Великий), -- в это можно только верить. Или не верить.

Например, те, которые выступают за "реабилитацию" гомосексуализма, очевидно, не верят -- поскольку они при определении, что такое хорошо и что такое плохо, исходят исключительно из анализа материальной части дела.

1б По поводу ассимиляции потомками Адама и Евы человеческого вида. На данный момент я не имею каких-то подкреплённых мыслями авторитетов доказательных рассуждений. Поскольку вообще я не видел нигде в качестве реконструкции событий отмену инцеста между детьми АиЕ в пользу картины типа моей. Просто скажу -- я не вижу других вариантов. Мой вариант -- "демократичен". Т.е. если в семье один из супругов является образом Божиим, то и все его дети также -- по заповеди-обетованию "плодитесь и размножайтесь".

2. Я склонен признавать все относительно стабильные утверждения науки об истории человеческого вида. С другой стороны, мне надо где-то найти источник принципиальной несводимости человека к животному. Но согласно научным данным в материальном аспекте этого источника не существует. Далее, свойства этого источника: i) этот источник появился во времени; ii) он передаётся по наследству. И, как установлено, iii) он нематериален.

В рамках моего разумения возможен только один конкурирующий вариант -- это если этот источник разом появляется во всей популяции. Поскольку ап. Павел сравнивает Одного и одного -- то я выбираю мой вариант. Ну и мой вариант стандартно принимался в христианской традиции.

2а Если пойти по Вашему пути, то получается, что у человека нет свободной воли не грешить -- уже рождено несколько десятков миллиардов человек и все начинают грешить. Из этого следует, что Бог несколько ошибся в "проектировании человека" -- он исходно создал нечто, что всегда даёт сбой. Ангелы -- из них всё-таки только часть пала, а человек 100%-но падает. Получается, что Бог ошибся, а теперь пеняет каждому человеку свою же ошибку. Я так не думаю.

Вину за грех вроде в рамках православного понимания не наследуем, наследуем повреждённую природу, которая с 100% вероятностью толкает человека на совершение греха.
Re: Вопросы - n_vilonov - 1 фев, 2016 08:39 (UTC) - Развернуть
Re: Вопросы - ssvergeles - 1 фев, 2016 08:59 (UTC) - Развернуть
Re: Вопросы - n_vilonov - 1 фев, 2016 09:32 (UTC) - Развернуть
Re: Вопросы - ssvergeles - 1 фев, 2016 10:06 (UTC) - Развернуть
bluehamster
31 янв, 2016 22:23 (UTC)
идея про изменившееся после грехопадения прошлое в чем-то даже изящна, но по сути лукава и является не чем иным, как старательной подгонкой условий задачи под заранее имеющийся ответ. Почему бы просто не признать, что условия задачи ДРУГИЕ, а ответа у нас нет? Неужели Бог такое хрупкое существо, что от этого сразу рассыпется в пыль?

Кстати, по поводу "В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов" - Докинз, например, именно это и утверждает. Что только естественный отбор является фактором, создающим все более сложные организмы.
ssvergeles
1 фев, 2016 06:41 (UTC)
1. Да, есть убеждённость, что ответы на кое-какие вопросы даны раз и на всегда. "... доколе не прейдет небо
и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф.5:8). Однако вопрос -- что следует относить к "закону", что нет. Я постарался сделать так, чтобы увести все предметы веры в область невидимого не проверяемого через экспериментальные средства естествознания.

Занимаюсь ли я подгонкой -- в логическом смысле именно ею и занимаюсь. Я вообще не понимаю, почему ответы в моём стиле не могли быть даны где-нибудь во второй половине XIX века -- и тогда это было бы не залатыванием дыр, а полётом творчества (хорошо, тогда ещё не было теории Большого взрыва -- ну а прозрение-то на что?)

2. Докинз может быть и утверждает. Однако он больше популяризатор. Личное общение с генетиком из МГУ дало мне представление, которым я пользуюсь. Но не буду утверждать, что это окончательный и правильный ответ. В конце концов, моя концепция не рассыплется, если окажется, что прав больше Докинз.

Тут действительно надо поинтересоваться усреднённым научным взглядом -- пока с моей стороны этого не сделано.
punk_lowliness
1 фев, 2016 09:13 (UTC)
Почему бы просто не признать, что условия задачи ДРУГИ
Да, мне вот такое предложение кажется более приемлемым, чем попытки подгонки ответов под готовую древнюю схему...
punk_lowliness
1 фев, 2016 09:21 (UTC)
я бы ещё сказал, что в Вашей статье, в таких поисках решения под неизвестно кем заданные древние условия, присутствует совершенно определённое понимание Бога. Где-то между рационализмом святых отцов и современным научным рационализмом... И в этом понимание чувствуется ("имплицитно присутствует" - как любил говаривать старина Тиллих)), что Бог - это тоже такое рациональное существо, пользующееся человеческой логикой...
Как правильно мне заметили в предыдущей теме, я всегда пишу о том, в чём ни капли не разбираюсь, но, мне кажется, что могут существовать (и существуют) какие-то совершенно другие подходы к пониманию Бога, творения, взаимоотношений Бога и человека...
ssvergeles
1 фев, 2016 10:11 (UTC)
Ну в определённом смысле Вы правы. Я решаю проблему в первую очередь для себя и себе подобных научников. Мне, как члену Русской Православной Церкви, хотелось бы иметь некоторую логику, которую я могу предъявить для моих братьев по вере, которые, однако, изрядно меня достали со своими "противоречиями", "лукавыми умами" и "доказательствами, основанными исключительно на святых отцах".

Может быть, это покажется полезным и для кого-то другого. Но минимум, который бы я хотел получить на выходе в результате, в частности, публикации в этом сообществе -- это критику, которая позволить вычистить из концепции несуразности (если, конечно, концепция сама по себе всё-таки окажется жизнеспособной).

При удачном исходе я бы не хотел (да и не ожидаю), что такая концепция станет нормативной для, скажем, Русской Православной Церкви. Пусть себе будут в том числе и деятели вроде свящ. Константина Буфеева
( 43 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel