Предыдущий пост | Следующий пост
В этой статье я обсуждаю, как совместить догмат о грехопадении Адама и Евы с научными данными об истории Вселенной и, самое главное, с историей возникновения и развития жизни на нашей планете. Первая статья называлась Эволюция: генезис человечества.
В итоге текст предназначается для широкой аудитории, поэтому я в том числе проговариваю, может быть, тут большинству известные истины. Но, вероятно, кто-то меня и в них поправит. Не говоря уже о самой концепции.
Содержание
- Научная и библейская картины мироздания
- Догмат о грехопадении в христианстве
- Физическое время и жизнь человеческой души
- Естественный отбор
- В качестве заключения
Научная и библейская картины мироздания
Как известно, научная картина мира предполагает, что развитие Вселенной продолжается на протяжении примерно 14 млрд. лет начиная от Большого взрыва. Планета Земля образовалась около 4.5 млдр. лет назад, незадолго до этого образовалось Солнце, а вскоре после Земли образовалась Луна. Около 550 млн. лет назад появились первые животные, а первые наземные растения появились на 60 млн. лет позже. История человечества длится значительно меньшее время: всего около 8 млн. лет назад произошло выделение того вида, который сейчас называется Homo Sapiens. Но и это время — гигантское по сравнению с историей человечества как такового, насчитывающей всего несколько десятков тысяч лет.
В представлении христианства, основанного на сведениях Библии, мир был создан из ничего Богом. За 6 подходов, которые условно называются днями, Бог сотворил материальный и духовный миры, а затем в материальном мире были сотворены Земля, Солнце, Луна, флора и фауна Земли. В 6-й день был сотворён человек как венец творения. Мир, сотворённый Богом, не содержал в себе недостатков. Однако он не предполагался быть статичным. Человеку Богом были даны заповеди для дальнейшего совершенствования самого человека и окружающего мира. Одна из заповедей состояла в воздержании от приёма в пищу плодов дерева “познания добра и зла”. Человек нарушил эту заповедь, тем самым совершив грехопадение, вследствие чего стал смертным. Собственно говоря, сейчас весь мир находится в состоянии после грехопадения, где смерть, болезни и вообще зло являются неизбежными для каждого.
Любители формального анализа книги Бытия полагают, что мир был сотворён Богом чуть более 7.5 тыс. лет назад. Эта цифра получена методом анализа данных о династии, основоположником которой является Адам и Ева, описанной в Библии до Иисуса Христа. В Библии даны возраст каждого представителя династии, когда тот родил своего наследника; в результате прямого сложения последовательности чисел получается возраст Вселенной. При этом время до создания Богом человека считается в буквальном смысле равным 6-ти земным суткам, согласно дословному прочтению переводов Библии на европейские языки. На сомнительность такого анализа указывает как то, что согласно Библии люди до потопа жили по несколько сот, вплоть до тысячи, лет, так и то, что время до сотворения человека берётся равным 6-ти суткам. Очевидно, что в буквальном смысле невозможно понимать эти библейские сведения.
Если возраст Вселенной для христианства не является принципиальным вопросом, то догмат о грехопадении является неотъемлемой частью христианского мировоззрения. Однако научная картина развития Вселенной не предполагает такого события, как грехопадение. Среди многочисленных научных фактов не существует тех, которые бы свидетельствовали о грехопадении. Наоборот, все собранные факты свидетельствуют о том, что физические законы природы оставались неизменными в течении большей части истории Вселенной, исключая первые моменты после её возникновения. Как далёкие предки человека имели ограниченный срок жизни, будучи частью животного мира, так и сейчас каждый человек проживает в среднем менее 100 лет.
Догмат о грехопадении в христианстве
Остановимся здесь более подробно на догмате о грехопадении, необходимом в христианстве.
Наблюдаемый мир, хоть и красив, но полон несовершенства. Самое главное несовершенство состоит в том, что вне зависимости от прожитой жизни, каждый человек умирает. Это противоречит пониманию человека как образа Божия, поскольку Сам Бог является Жизнью и не подвержен смерти. Христианство утверждает, что с человеком так было не всегда. Родоначальники человечества — Адам и Ева — не были исходно подвержены смерти. Тогда, будучи ещё только сотворёнными Богом, они были поселены Им в рай. Хотя уже сразу после сотворения человек был назван Богом обладателем и владыкой всей земли и всем, что её населяло, в раю предполагался дальнейший физический, интеллектуальный и духовный рост человека. Для того, чтобы достигнуть этого роста, Адаму и Еве надо было выполнять заповеди, данные им Богом. Они должны были возделывать землю в раю (физический труд), давать имена животным (интеллектуальный труд) и до поры до времени воздерживаться от употребления плодов с дерева, называемого деревом познания добра и зла (духовный труд). Кроме того, первые люди также должны были дать потомство, которое в дальнейшем должно было разрастись в целое человеческое сообщество. В этом состоянии Адаму и Еве, а также их потенциальным потомкам, смерть непосредственно не грозила.
Исполняя первые две заповеди, первая человеческая пара в какой-то момент решила не выполнять третью — плоды с дерева познания добра и зла были ими съедены. Мотив этого поступка состоял в том, что в результате съедения этих плодов человек получал новые духовные способности, ещё более возвышающие его над природой. Именно этот поступок и называется грехопадением, поскольку эти способности были получены человеком слишком рано. Они делали человека способным к полному саморазрушению с учётом его ещё не вполне окрепшего нравственного облика. В результате нормальное, т.е. запланированное Богом, развитие человека было нарушено, и в силу вступил Его запасной план.
Этот запасной план, о существования которого Адам и Ева знали ещё с момента получения заповедей от Бога, состоял в том, чтобы ограничить срок жизни, или, что может быть вернее, срок активной деятельности каждого человека. Это делалось для того, чтобы дать каждому человеку дополнительный стимул стремиться к добру и делать добро, а не зло — ведь на совершение добрых дел отведено теперь только ограниченное время. А в случае, если он выбирает всё-таки зло, ограничить его на этом пути. Теперь как целое человек оказался смертным, хотя его душа и остаётся неуничтожимой — однако существование души отдельно от разложившегося тела нельзя признать нормальным состоянием человека. Вместе с тем, изменился и весь материальный мир: апостол Павел говорит, что в результате грехопадения «... вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22-23). Изменение человека и всей Вселенной называют последствиями грехопадения. То, что теперь человек стал смертным, что он подвержен влиянию внешних материальных и душевных воздействий, обозначают словом тление, которое вроде гнили распространилось по всей природе человека.
Физическое время и жизнь человеческой души
Научная картина мира не усматривает никакой ненормальности в текущем состоянии Вселенной и человека в частности. Согласно этой картине, так, как сейчас, было всегда, начиная с Большого взрыва. Возникает справедливый вопрос: где же искать событие ‘грехопадение’?
Начнём с того, что сама концепция Большого взрыва не противоречит христианской идее создания мира Богом из ничего. Действительно, в физике понятие "до Большого взрыва" если и существует, то является на настоящий момент исключительно гипотетическим, поскольку никакими экспериментальными средствами заглянуть ‘до’ невозможно. Таким образом, не будет натяжкой сказать, что до Большого взрыва не было ничего, в том числе и времени. Более подробное сравнение научной картины мира и Библейского повествования можно найти, например, в (Лакирев).
Однако после такого сопоставления остаются вопросы, касающиеся непосредственно человека. Один из вопросов — где искать источник принципиального отличия человека от всего остального животного мира, делающего человека именно человеком — “образом Божиим”, я обсуждал в статье «Эволюция: генезис человечества». Другой, не менее важный вопрос, где в истории искать ‘грехопадение’, обсуждается здесь.
Если бы последовательность событий касающихся человеческой души, укладывалась исключительно на ось физического времени, то следовало бы считать человеческую душу частью материального мира. Но это не так, и свидетельства людей, испытавших клиническую смерть (см., например, (Милеант)), показывают, что в ходе клинической смерти с человеческой душой происходят события, которые зачастую не могут уложится в длительность этого состояния в физическом времени. Отсюда можно сделать общее заключение: попытки уложить событие ‘грехопадение’ в физическое время являются свидетельством гипертрофированного материалистического взгляда на человека.
До грехопадения весь мир был другим. Он был идеальным, от момента своего создания. Мы живём в ситуации ‘после грехопадения’, и мы знаем согласно научным исследованиям, что наблюдаемый мир был таким, каким мы его наблюдаем, от своего начала, то есть от Большого взрыва. Таким образом, после совершения грехопадения человеком изменилась вся предыстория Вселенной. Естественные науки не могут заглянуть во время ‘до грехопадения’, потому что теперь и Большой взрыв был ‘после’. Ниже на рисунке схематично представлено соответствие библейской истории человечества от создания Богом Адама и Евы и физического времени, наблюдаемого при естественно научных-исследованиях.
Необратимость истории по смыслу тесно завязана на ответственность, которую несёт только человек за свои действия, будучи существом нравственным. Для животных, и вообще для всего материального мира, понятия нравственной ответственности не существует. После грехопадения предыстория материального мира до Адама и Евы полностью строилась на законах природы, испорченных тлением. Поскольку тление в понятии христианства является исключительно недостатком, т.е. не вносит ничего принципиально нового от себя, а только портит, то по сути эта предыстория не изменилась, а лишь приобрела при нравственном рассмотрении некоторое неприятные черты.
Естественный отбор
В качестве обсуждения рассмотрим главную неприятную черту — смертность, в том и человека как части животного мира. Проявлениями смертности являются физическими недостатки отдельных особей и процессы, обобщённо называемыми процессами естественного отбора. В идеальном же мире без тления не нужна была бы смерть для того, чтобы образовался новый вид животных или растений.
В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов. С другой стороны, естественный отбор всё же является неотъемлемой частью процессов эволюции. Противоречит ли это христианским представлениям, как утверждают многие защитники христианства.
Напомним себе, что в представлении христианства мы живём с условиях после грехопадения. В этих условиях физическая смерть каждого человека является необходимой, поскольку ограничивает распространения зла. Об этом, например, рассуждает Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст). Но ведь и естественный отбор ограничивает появление и распространение особей, не приспособленных к жизни в силу физических недостатков. А неприспособленность к жизни и есть зло в мире живой природы. Конечно, это не нравственное зло, но и смерть животного нельзя назвать трагедией на столько, на сколько является трагедией смерть каждого человека. Таким образом, концепция естественного отбора не противоречит базовым представлениям христианства.
В качестве заключения
Минимальной проверкой на корректность рассуждений в этой области должно быть, полагаю, выполнение следующего требования: доказать или опровергнуть существование Бога логическими рассуждениями невозможно. У креационистов само собой получается, что можно опровергнуть. В средневековье искали способы доказательства. Лучше всего, по моему убеждению, предлагать такие теории, которые бы оставляли полную свободу самоопределения для каждого человека, при этом не содержа в себе логических несостыковок и не противореча христианским догматам. Пока полагаю, что написанное здесь и в предыдущей статье удовлетворяет этим минимальным требованиям.
Литература:
Комментарии
Кстати, по поводу "В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов" - Докинз, например, именно это и утверждает. Что только естественный отбор является фактором, создающим все более сложные организмы.
и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф.5:8). Однако вопрос -- что следует относить к "закону", что нет. Я постарался сделать так, чтобы увести все предметы веры в область невидимого не проверяемого через экспериментальные средства естествознания.
Занимаюсь ли я подгонкой -- в логическом смысле именно ею и занимаюсь. Я вообще не понимаю, почему ответы в моём стиле не могли быть даны где-нибудь во второй половине XIX века -- и тогда это было бы не залатыванием дыр, а полётом творчества (хорошо, тогда ещё не было теории Большого взрыва -- ну а прозрение-то на что?)
2. Докинз может быть и утверждает. Однако он больше популяризатор. Личное общение с генетиком из МГУ дало мне представление, которым я пользуюсь. Но не буду утверждать, что это окончательный и правильный ответ. В конце концов, моя концепция не рассыплется, если окажется, что прав больше Докинз.
Тут действительно надо поинтересоваться усреднённым научным взглядом -- пока с моей стороны этого не сделано.
Вот здесь есть некая полемика с ним креационистов:
http://www.origins.org.ua/author.php?author_id=62
тот же самый Джонатан Сарфати написал и книжку с критикой "Грандиознго шоу..." вот здесь на английском Jonathan_Sarfati_PhD]_The_Greatest_Hoax_on_Earth.pdf (24.5 Мб)
Ссылка для скачивания http://files.mail.ru/CA462CF1BB2A4BEA94C4763FF003139D
а на русском в эл. виде не нашел, только на бумаге http://www.kniga.org.ua/product/16353/ "Величайшая мистификация. Опровержение взглядов Докинза на эволюцию" Джонатан Сарфати
Однако, ошибка креационистов (того же Джонатана Сарфати) в том, что они играют с шулером (Докинзом) по его же правилам, думают в той же парадигме, что и эволюционисты, только «с противоположным знаком».
Очень хорошо, на мой взгляд, разобрал суть дела некий Александр Храмов в статье "Докинз как иллюзия" http://www.ateismy.net/index.php?catid=38:nauka&id=298:2010-12-16-07-34-29&Itemid=126&option=com_content&view=article
за ссылку спасибо. Но что-то уж сильно много написано, и несколько сумбурно. Есть полезные мысли, которые и мне близки, но они перемешаны ещё с чем-то, так что в итоге читать трудно.
Там разбираются и разные аспекты науки, философии, христианства и т.п. Рекомендую.
К сожалению, я только могу постараться показать Вам, что указанная Вами книга не заслуживает прочтения. Она не заслуживает прочтения потому, что вся она целиком без остатка направлена на опровержение какого-то там Докинза и, вероятно (не читал) ему подобных.
Я знаю, что Докинз не прав, меня в этом убеждать не надо. Но я знаю, что учёные биологи, генетики, атропологи, археологи -- не врут. Они честно делают свою работу. Основоположник теории эволюции Дарвин также является честным учёным. И я знаю, что Библия -- Божие откровение.
Я претендую на роль правильного Докинза. Моя задача состоит в том, чтобы показать, что все текущие открытия, сделанные в рамках уточнения/развития теории эволюции, не то, что противоречат Откровению. Но для вообще готовых хоть как-то воспринимать Бога, эти открытия только вторят Откровению.
Другого варианта нет и не может быть. Желание найти другой вариант, уверен, свидетельствует о слабой вере желающего -- он боится, что естественно-научное расследование истории человечества может войти в противоречие со словом Божиим.
Тогда я скачаю полную версию, и посмотрю более подробно.
Будет интересно узнать Ваше впечатление (мнение, замечания, комментарии). Может быть, посвятите этому отдельный пост и дадите ссылку?
1. Описать хронологию произошедших событий, касающихся возникновения и развития жизни на Земле. По возможности выявить все обстоятельства и условия, сопровождающие каждый новый этап и процесс.
2. Выявить глубинные причины и построить математические модели этого процесса в целом и его составляющих в частности.
Эти два вопроса пересекаются, но, тем не менее, ответ на первый вопрос не может подвергаться сомнению, если только нет желания уйти в маргиналы. На второй вопрос исчерпывающих ответов как не было так и нет, см. например интервью Евгения Кунина. Как человек советской закалки, он одновременно выдающийся учёный и ярый богоборец. Как учёный он вполне признаёт, что желаемого для него ответа на второй вопрос он дать не в состоянии.
А именно, желаемый ответ состоит в том, что их хаоса саморазвивается жизнь, и, в частности, человек. Реальность состоит в том, что, по-видимому, конкретные начальные условия (которые может сотворить только Бог) при старте Вселенной с Большого Взрыва были на столько специфичными, что это только "издалека" можно назвать состояние Вселенной хаосом, но при детальном рассмотрении там оказывается зашитой вся дальнейшая история жизни на планете Земля и судьба каждого человека в частности.
Да, это перекликается с тем, что Вы написали выше, и что говорит Храмов. Только мне лично не нравится форма изложения (у Храмова) и некоторая недосказанность мысли (в цитате выше).