?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Это вторая статья из серии публикаций, посвящённых христианскому пониманию теории эволюции, в моём, конечно, понимании. Мотивация планируемой серии статей состоит в закрытии уже мне порядком надоевшего "противоречия" между наукой и христианством. По профессии я физик, и мне доставляет дискомфорт некоторая, что-ли недосказанность, не позволяющая себе ясно сказать, что никакого противоречия и в самом деле нет.

В этой статье я обсуждаю, как совместить догмат о грехопадении Адама и Евы с научными данными об истории Вселенной и, самое главное, с историей возникновения и развития жизни на нашей планете. Первая статья называлась Эволюция: генезис человечества.

В итоге текст предназначается для широкой аудитории, поэтому я в том числе проговариваю, может быть, тут большинству известные истины. Но, вероятно, кто-то меня и в них поправит. Не говоря уже о самой концепции.

Содержание




Научная и библейская картины мироздания


Как известно, научная картина мира предполагает, что развитие Вселенной продолжается на протяжении примерно 14 млрд. лет начиная от Большого взрыва. Планета Земля образовалась около 4.5 млдр. лет назад, незадолго до этого образовалось Солнце, а вскоре после Земли образовалась Луна. Около 550 млн. лет назад появились первые животные, а первые наземные растения появились на 60 млн. лет позже. История человечества длится значительно меньшее время: всего около 8 млн. лет назад произошло выделение того вида, который сейчас называется Homo Sapiens. Но и это время — гигантское по сравнению с историей человечества как такового, насчитывающей всего несколько десятков тысяч лет.

В представлении христианства, основанного на сведениях Библии, мир был создан из ничего Богом. За 6 подходов, которые условно называются днями, Бог сотворил материальный и духовный миры, а затем в материальном мире были сотворены Земля, Солнце, Луна, флора и фауна Земли. В 6-й день был сотворён человек как венец творения. Мир, сотворённый Богом, не содержал в себе недостатков. Однако он не предполагался быть статичным. Человеку Богом были даны заповеди для дальнейшего совершенствования самого человека и окружающего мира. Одна из заповедей состояла в воздержании от приёма в пищу плодов дерева “познания добра и зла”. Человек нарушил эту заповедь, тем самым совершив грехопадение, вследствие чего стал смертным. Собственно говоря, сейчас весь мир находится в состоянии после грехопадения, где смерть, болезни и вообще зло являются неизбежными для каждого.

Любители формального анализа книги Бытия полагают, что мир был сотворён Богом чуть более 7.5 тыс. лет назад. Эта цифра получена методом анализа данных о династии, основоположником которой является Адам и Ева, описанной в Библии до Иисуса Христа. В Библии даны возраст каждого представителя династии, когда тот родил своего наследника; в результате прямого сложения последовательности чисел получается возраст Вселенной. При этом время до создания Богом человека считается в буквальном смысле равным 6-ти земным суткам, согласно дословному прочтению переводов Библии на европейские языки. На сомнительность такого анализа указывает как то, что согласно Библии люди до потопа жили по несколько сот, вплоть до тысячи, лет, так и то, что время до сотворения человека берётся равным 6-ти суткам. Очевидно, что в буквальном смысле невозможно понимать эти библейские сведения.

Если возраст Вселенной для христианства не является принципиальным вопросом, то догмат о грехопадении является неотъемлемой частью христианского мировоззрения. Однако научная картина развития Вселенной не предполагает такого события, как грехопадение. Среди многочисленных научных фактов не существует тех, которые бы свидетельствовали о грехопадении. Наоборот, все собранные факты свидетельствуют о том, что физические законы природы оставались неизменными в течении большей части истории Вселенной, исключая первые моменты после её возникновения. Как далёкие предки человека имели ограниченный срок жизни, будучи частью животного мира, так и сейчас каждый человек проживает в среднем менее 100 лет.

Догмат о грехопадении в христианстве


Остановимся здесь более подробно на догмате о грехопадении, необходимом в христианстве.

Наблюдаемый мир, хоть и красив, но полон несовершенства. Самое главное несовершенство состоит в том, что вне зависимости от прожитой жизни, каждый человек умирает. Это противоречит пониманию человека как образа Божия, поскольку Сам Бог является Жизнью и не подвержен смерти. Христианство утверждает, что с человеком так было не всегда. Родоначальники человечества — Адам и Ева — не были исходно подвержены смерти. Тогда, будучи ещё только сотворёнными Богом, они были поселены Им в рай. Хотя уже сразу после сотворения человек был назван Богом обладателем и владыкой всей земли и всем, что её населяло, в раю предполагался дальнейший физический, интеллектуальный и духовный рост человека. Для того, чтобы достигнуть этого роста, Адаму и Еве надо было выполнять заповеди, данные им Богом. Они должны были возделывать землю в раю (физический труд), давать имена животным (интеллектуальный труд) и до поры до времени воздерживаться от употребления плодов с дерева, называемого деревом познания добра и зла (духовный труд). Кроме того, первые люди также должны были дать потомство, которое в дальнейшем должно было разрастись в целое человеческое сообщество. В этом состоянии Адаму и Еве, а также их потенциальным потомкам, смерть непосредственно не грозила.

Исполняя первые две заповеди, первая человеческая пара в какой-то момент решила не выполнять третью — плоды с дерева познания добра и зла были ими съедены. Мотив этого поступка состоял в том, что в результате съедения этих плодов человек получал новые духовные способности, ещё более возвышающие его над природой. Именно этот поступок и называется грехопадением, поскольку эти способности были получены человеком слишком рано. Они делали человека способным к полному саморазрушению с учётом его ещё не вполне окрепшего нравственного облика. В результате нормальное, т.е. запланированное Богом, развитие человека было нарушено, и в силу вступил Его запасной план.

Этот запасной план, о существования которого Адам и Ева знали ещё с момента получения заповедей от Бога, состоял в том, чтобы ограничить срок жизни, или, что может быть вернее, срок активной деятельности каждого человека. Это делалось для того, чтобы дать каждому человеку дополнительный стимул стремиться к добру и делать добро, а не зло — ведь на совершение добрых дел отведено теперь только ограниченное время. А в случае, если он выбирает всё-таки зло, ограничить его на этом пути. Теперь как целое человек оказался смертным, хотя его душа и остаётся неуничтожимой — однако существование души отдельно от разложившегося тела нельзя признать нормальным состоянием человека. Вместе с тем, изменился и весь материальный мир: апостол Павел говорит, что в результате грехопадения «... вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22-23). Изменение человека и всей Вселенной называют последствиями грехопадения. То, что теперь человек стал смертным, что он подвержен влиянию внешних материальных и душевных воздействий, обозначают словом тление, которое вроде гнили распространилось по всей природе человека.

Физическое время и жизнь человеческой души


Научная картина мира не усматривает никакой ненормальности в текущем состоянии Вселенной и человека в частности. Согласно этой картине, так, как сейчас, было всегда, начиная с Большого взрыва. Возникает справедливый вопрос: где же искать событие ‘грехопадение’?

Начнём с того, что сама концепция Большого взрыва не противоречит христианской идее создания мира Богом из ничего. Действительно, в физике понятие "до Большого взрыва" если и существует, то является на настоящий момент исключительно гипотетическим, поскольку никакими экспериментальными средствами заглянуть ‘до’ невозможно. Таким образом, не будет натяжкой сказать, что до Большого взрыва не было ничего, в том числе и времени. Более подробное сравнение научной картины мира и Библейского повествования можно найти, например, в (Лакирев).

Однако после такого сопоставления остаются вопросы, касающиеся непосредственно человека. Один из вопросов — где искать источник принципиального отличия человека от всего остального животного мира, делающего человека именно человеком — “образом Божиим”, я обсуждал в статье «Эволюция: генезис человечества». Другой, не менее важный вопрос, где в истории искать ‘грехопадение’, обсуждается здесь.

Если бы последовательность событий касающихся человеческой души, укладывалась исключительно на ось физического времени, то следовало бы считать человеческую душу частью материального мира. Но это не так, и свидетельства людей, испытавших клиническую смерть (см., например, (Милеант)), показывают, что в ходе клинической смерти с человеческой душой происходят события, которые зачастую не могут уложится в длительность этого состояния в физическом времени. Отсюда можно сделать общее заключение: попытки уложить событие ‘грехопадение’ в физическое время являются свидетельством гипертрофированного материалистического взгляда на человека.

До грехопадения весь мир был другим. Он был идеальным, от момента своего создания. Мы живём в ситуации ‘после грехопадения’, и мы знаем согласно научным исследованиям, что наблюдаемый мир был таким, каким мы его наблюдаем, от своего начала, то есть от Большого взрыва. Таким образом, после совершения грехопадения человеком изменилась вся предыстория Вселенной. Естественные науки не могут заглянуть во время ‘до грехопадения’, потому что теперь и Большой взрыв был ‘после’. Ниже на рисунке схематично представлено соответствие библейской истории человечества от создания Богом Адама и Евы и физического времени, наблюдаемого при естественно научных-исследованиях.

Грехопадение. Эволюция.



Необратимость истории по смыслу тесно завязана на ответственность, которую несёт только человек за свои действия, будучи существом нравственным. Для животных, и вообще для всего материального мира, понятия нравственной ответственности не существует. После грехопадения предыстория материального мира до Адама и Евы полностью строилась на законах природы, испорченных тлением. Поскольку тление в понятии христианства является исключительно недостатком, т.е. не вносит ничего принципиально нового от себя, а только портит, то по сути эта предыстория не изменилась, а лишь приобрела при нравственном рассмотрении некоторое неприятные черты.

Естественный отбор


В качестве обсуждения рассмотрим главную неприятную черту — смертность, в том и человека как части животного мира. Проявлениями смертности являются физическими недостатки отдельных особей и процессы, обобщённо называемыми процессами естественного отбора. В идеальном же мире без тления не нужна была бы смерть для того, чтобы образовался новый вид животных или растений.

В теории эволюции нет утверждения, что естественный отбор является единственным механизмом порождения новых видов. С другой стороны, естественный отбор всё же является неотъемлемой частью процессов эволюции. Противоречит ли это христианским представлениям, как утверждают многие защитники христианства.

Напомним себе, что в представлении христианства мы живём с условиях после грехопадения. В этих условиях физическая смерть каждого человека является необходимой, поскольку ограничивает распространения зла. Об этом, например, рассуждает Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст). Но ведь и естественный отбор ограничивает появление и распространение особей, не приспособленных к жизни в силу физических недостатков. А неприспособленность к жизни и есть зло в мире живой природы. Конечно, это не нравственное зло, но и смерть животного нельзя назвать трагедией на столько, на сколько является трагедией смерть каждого человека. Таким образом, концепция естественного отбора не противоречит базовым представлениям христианства.

В качестве заключения


Минимальной проверкой на корректность рассуждений в этой области должно быть, полагаю, выполнение следующего требования: доказать или опровергнуть существование Бога логическими рассуждениями невозможно. У креационистов само собой получается, что можно опровергнуть. В средневековье искали способы доказательства. Лучше всего, по моему убеждению, предлагать такие теории, которые бы оставляли полную свободу самоопределения для каждого человека, при этом не содержа в себе логических несостыковок и не противореча христианским догматам. Пока полагаю, что написанное здесь и в предыдущей статье удовлетворяет этим минимальным требованиям.

Литература:




Комментарии

ssvergeles
21 фев, 2016 15:10 (UTC)
Эстетика
Ну что сказать.

Утверждаю: правильным окончательным критерием выбора того или иного толкования является не consensus patrum, а соответствие духа толкования Духу Божиему. То есть формальных окончательных критериев нет, а есть реальная Церковь, которой Дух Божий напоминает истину, исходящую от Бога. При этом, каждая эпоха имеет свой крен, и поэтому некоторые воззрения всё же оказываются несоразмерными истине. Это, кстати, камень в огород А.И. Осипова, который утверждает, что он "лишь пересказывает святых отцов". Его оппоненты вслед за ним утверждают то же самое, в результате чего создаётся патовая ситуация. А со стороны -- комичная.

Для полноты картины спросил у приходского священника -- никаких сомнений, что святые IV-V веков были не правы в этом вопросе, у него нет.

Можно предположить, что было два фактора, которые привели к такому мнению в то время:
1) влияние гностицизма -- всё же сейчас не встречается принципиальное отрицательное отношение к сексуальным отношениям, которое исповедовали разного рода гностические течения. Это общая проблема всего позднеантичного общества.
2) "каждый кулик своё болото хвалит" -- стремление найти аргументы в пользу монашества приводил к очернению брака. Это внутренняя проблема тогдашнего христианства.

Можно привести разносторонние аргументы в пользу того, что разделения на пола и текущий способ размножения имеет самоценность, в том числе без перспективы грехопадения
1) Ещё раз можно повторить, что разделение на пола было сотворено до грехопадения. В Библии нигде не говориться о том, что Бог превентивно калечит человека (а ведь именно так надо трактовать Ваш подход) ввиду грехопадения. Более того, из Вашего подхода легко можно сделать вывод, что поскольку именно эта заноза (разделение на пола) стала механизмом, запустившим грехопадение, то Бог Сам запрограммировал человека на грехопадение.
2) Тление и смерть принципиально ничего не добавляют к творению. По воскресении каждый будет иметь то же самое тело, которое у него было при земной жизни. Таким образом, есть непрерывность трёх времён -- до грехопадения, нынешнего земного существования и будущего века. В том числе, Иисус Христос имеет половые гениталии, а Дева Мария имеет женские половые органы. Последнее не означает, что человек по воскресении будет размножаться. Но сесть одесную Отца человеческое естество в составе Ипостаси Иисуса Христа могло только без последствий грехопадения.
3) Нынешняя проповедь христианства будет сильно затруднена, если вместе с реальной проповедью Христа держать в кармане кукиш с пренебрежительным воззрением на центральный способ существования, развития и достижения успехов подавляющего числа населения планеты. Поскольку в отстаивании Вашего подхода нет ни малейшей рации, а есть только эстетическое предпочтение, то это воззрение является однозначно вредным в текущих условиях.

Таким образом, я, член Русской Православной Церкви, верую и публично исповедую, что разделение на пола, брак и текущий способ размножения имеют непреходящее значение, исходно сотворённое Богом как отображение Его троичности. Отношение к будущему грехопадению этот акт творения не имел никакого отношения.

Уверен, что теперь, после частного суда и попадания в рай, вышеобсуждавшиеся святые только похвалят меня за эти мои слова. И не похвалят Вас.

romanr
21 фев, 2016 17:16 (UTC)
Re: Эстетика
Ни о каком калечении человека и очернении брака (бл. Иероним - исключение) не идёт речь у св. отцов. Но вот текущий способ размножения никак не может иметь "самоценности" и "непреходящего значения" (!). Если бы это было так, то и в Царстве Божием по воскресении продолжал бы существовать секс. Однако Христос говорит, что там люди будут как "ангелы Божии" см.Мф.22,24-30. Сам Христос, будучи совершенным человеком, не вступал в брак, не занимался сексом и одобрял то-же и для людей, могущих "вместить". По -Вашему Он и все святые, прожившие в девстве, были неполноценными? Не были "отображением троичности Бога"?
Св. Григорий Нисский говорил, что если бы не произошло грехопадения, размножение человека происходило бы через общение мужчины и женщины, но каким-то бесстрастным образом, без сексуальной похоти и чувственного наслаждения.

Ну и про "соответствие Духу"... А как Вы решаете, какое толкование соответствует Духу Божию, а какое нет? Чтобы давать такую оценку, Вы сами должны обладать Духом Божиим (что в идеале и должно быть с каждым христианином, но на практике это далеко не всегда так). Вы считаете, что отвергаемые Вами отцы не имели достаточно Св. Духа, чтобы осознать несоответствие своего толкования Духу Божию, а Вы имеете столько благодати Духа, что осознали это несоответствие? А вот я наоборот, считаю, что толкование отцов нисколько не противоречит Духу Божию, а соответствует ему. Об этом мне свидетельствует та благодать Духа, которая есть во мне. Так где же критерий истины? Вы на той стороне, где Зизилуас, Давыденков, названный Вами священник. Я же на той, где св. отцы, святость и авторитет в вероучительных вопросах которых засвидетельствован Церковью, которая есть "столб и утверждение истины" (1 Тим.3,15) Поэтому Ваша уверенность в своей правоте представляется мне излишне самонадеянной.
ssvergeles
21 фев, 2016 18:18 (UTC)
Re: Эстетика
Странный мысленный ход -- если ты не участвуешь в создании одного из образов первообраза, то ты не имеешь отношения в первообразу. Иисус Христос не нуждался в браке потому. что Он уже был Одним из Лиц Святой Троицы -- Первообраза. Точно так же святые девственники могли непосредственно быть в общении со Святой Троицей, не прибегая к созданию Её образа. В каждом пути есть свои плюсы и минусы.

"Продолжал бы существовать секс" ... А почему бы не продолжал существовать труд, также заповеданный ещё в раю? А будет ли продолжаться наименование животных именами в жизни будущего века? А может быть эта программа исчерпаема, и в жизни будущего века будет то, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку"?

Да, я претендую на то, что кое-что я понимаю лучше, чем святые отцы первого тысячелетия. Собственно, с этого начался мой пост -- я не планирую копировать их представление о происхождении человека, даже самые комплиментарные научной картине мира варианты из известных. Не только потому, что я также имею некоторую часть от Духа Святого, но и потому что вообще время изменилось -- по воле Божией, а не случайно, и, тем более, не по дьявольской.

... соответственно, вот так вот и решаю. Выше приведены некоторые обоснования, меня вполне устраивающие, про которые считаю, что они более чем достаточны. Но это не математика, тут обязывающей логики-то нет -- ЛЮБЫЕ доводы можно назвать неубедительными и недостаточными.
ssvergeles
23 фев, 2016 14:46 (UTC)
Re: Эстетика
Добавлю, что конечно речь идёт об очернении брака. Во-первых, другого способа размножения человечеству просто неизвестно; а отсюда простой и правильный вывод -- другого не существует. Во-вторых, например, человеческое достоинство закреплено именно тем, что человек является образом Божиим -- то есть человек имеет прописку в вечности.

Поэтому утверждение о том, что наблюдаемые брачные отношения не являются закреплёнными в вечности, а являются следствием греха, ошибки, порока -- и есть ни что иное, как очернение. Потому что получается, что по статусу брачные отношения являются чем-то вторичным, наносным. Происходит девальвация брака.

Эта девальвация дальше ручейком перетекает в современные явления типа транс-гендерности, гомосексуальности и т.д. Поскольку не очень-то притягательно из высших соображений участвовать в том (в браке), что не пойми что -- что-то терпимое, но не более того, от которого вообще в перспективе надо избавиться. Так ведь логично начать избавляться прямо сейчас!

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel