sibeaster (sibeaster) wrote in christ_civ,
sibeaster
sibeaster
christ_civ

Category:

Exultet в амвросианском обряде

Год назад мы с вами подробнейшим образом разбирали миланский обряд на примере литургии Богоявления (6 января), в которой мне посчастливилось принимать участие лично: http://sibeaster.livejournal.com/141968.html и http://sibeaster.livejournal.com/142083.html. Затем мы посмотрели две литургии Великого четверга: утреннюю с освящением мира и елея http://sibeaster.livejournal.com/154892.html и вечернюю - in coena Domini, то есть собственно Воспоминание Тайной вечери http://sibeaster.livejournal.com/155407.html. В этом году я вам покажу литургию Навечерия Пасхи, но предварительно отдельно послушаем и изучим один из красивейших и содержательнейших элементов - т.н. Exultet, то есть Провозглашение Пасхи.

Exultet римского обряда нетрудно изучить: в сети выложены десятки римских месс Навечерия Пасхи, в том числе и возглавлявшихся римскими епископами; текст римского Exultet'а очень хорошо переведен русскими католиками (текст есть даже в Википедии). Миланский Exultet пресекается с римским только в первой трети, далее же там идет великолепнейший самобытный текст. Да не сочтет кто-нибудь себя оскорбленным в религиозных чувствах, но миланский вариант мне представляется гораздо более интересным.

Пение Exultet'а в Миланском соборе в 2012 году можно увидеть и услышать здесь:

Здесь можно ознакомиться с официальным латинским текстом: http://www.unipiams.org/stampa/76 Именно его поет диакон на видео.

Есть и официальный итальянский вариант: http://www.unipiams.org/stampa/84
Между двумя текстами есть небольшие различия, но они не слишком-то существенны. Русского перевода я не нашел, а потому взял на себя смелость перевести сам (переводил с итальянского, конечно, Гугл; я же "причёсывал" результат, устранял очевидные ляпы и, насколько мог, поэтизировал). Первая треть (до "Достойно и праведно") совпадает в римским вариантом, а посему эту часть я позаимстовал из официального русско-католического перевода.

"Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского!

Посему и вы, возлюбленные братья и сестры, представ перед чудесным сиянием этого света, призывайте вместе со мною милосердие Всемогущего Бога, чтобы Он, удостоивший меня незаслуженно быть в числе Его служителей, наполнил меня сиянием Своего света и сподобил воспеть славу этой свечи)

Через Христа Иисуса Господа нашего, который живет и царствует со Отцем в единстве Духа Святого во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Господь с вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: ГорЕ имеем сердца.

Имеем ко Господу.

Диакон: Благодарим Господа Бога нашего

Достойно и праведно есть.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий и вечный Боже. Ты уготовал всем народам Пасху, не с жертвой тучных животных, но Телом и .Кровью Христа, Сына Твоего Единородного. Ты упразднил ветхозаветные обряды и исполнил ветхий закон благодатью Твоею. Ты принес величию Твоему единую Жертву, и ею Ты искупил грехи всего человечества. Эта Жертва – Агнец, прообразованный в Писании; сошедший с небес, а не от стад взятый; сам Пастырь, а не от рук пастырей избранный. Он претерпел смерть и воскресенье, чтобы через уничижение Божие человек обрел сердце чистое и славу в великой надежде. Перед мучителями Своими Он не возопил и не возвысил гласа Своего, но пророчески сказал: "Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией". Его жертвой Ты, Отче, примирил с Тобой детей Твоих и Божественным могуществом Твоим даровал нам прощение, ибо все древние пророчества ныне исполнились во Христе.

Се, в эту ночь Ты в столпе огненном вёл избавленных Тобой водами спасительными; этими водами Ты погубил и потопил врага, и ими же спас народ Господень и освободил его от рабства. Во Адаме мы были рождены в смерть, но, обновленные водою и Духом Святым, во Христе мы возродились к жизни. Празднуем ныне спасение наше: Христос, наш пасхальный агнец, заклан за нас. Его Плоть – истинная пища живая, Его Кровь – истинное питие; Его кровь – единственная, которая не обличает, но дарует вечное спасение всем, пьющим Ее. Вкусим этого бесквасного хлеба, памятуя, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Это хлеб, сшедший с небес, многоценее манны, которая некогда подобно росе сходила на землю. Та манна питала Израиля, но не спасала от смерти. Но тот, кто ест от Хлеба сего, будет жить вовек. Се, древнее упраздняется, и начинается новое. Нож моисеева обрезания притупился; народ Христов более не получает ран в обрезании, но обновляется Духом Святым в миропомазании, получая святое крещение.

Этой ночью мы бдим, ожидая пришествия Спасителя нашего. Будем стоять с горящими светильниками, как разумные девы, ибо грядет наш Господь и не умедлит. Воистину Он придет во мгновение ока, подобно молнии, освещающей небо от края до края. Оставим земные попечения, да в этом святом бдении узрим тайну нашего спасения. В быстром течении этой ночи исполняются предвозвещения и пророчества тысячелетий. Подобно звезде волхвов, пусть ведет нас в ночи свет воскресения Христова, как апостольским гласом возвестил всем ныне священник. Как иорданские воды некогда освятились Христом, в них сошедшим, так погружением в воду возродимся и мы к новой жизни. Да исполнится таинство, и верные да насытятся трапезой Христовой. По молитвам и заслугам Амвросия, первосвященника и епископа нашего, вводит нас в день воскресения Господня милосердный Отец наш небесный, Ему же подобает слава и честь во веки веков"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments