aleksy_n (aleksy_n) wrote in christ_civ,
aleksy_n
aleksy_n
christ_civ

Categories:

Адам, ты где?

Анализ сложностей религиозной жизни — ссылка

С подачи punk_lowliness и Silenza.

Милый такой психологический анализ сложностей религиозной жизни. И во многом, пожалуй, даже очень точный. Только вот вопросов жизни духовной он не касается никак. А если посмотреть?[(взглянуть)]По (1) и (2). Не «люди приходят в церковь с неоправданными ожиданиями...», и не «церковная среда их травмирует...», но приходят в поломанную субкультуру, а ничто поломанное и нездоровое ничего кроме травм дать и не может. Вопросы жизни духовной — вопросы культуры, а не про хороший или плохой приход.

По (3) и (4). Не «начинают абсолютизировать догматы и ритуалы...», но начинают о себе много думать. Нельзя абсолютизировать, чего не знаешь. Духовность предполагает узнавание важного для жизни. Не «срабатывают обесценивание и рационализация», но не вполне понимают, куда пришли. Святость и без понимания случается, осознание же своего пути и разумное движение по нему как-то не всегда :-)

По (5) и (6). Не «посмотрев на догматику критически, замечают уйму нестыковок...», и не «придут к зрелости и осмыслят без истерик...», но не познакомившись с самой верой, не знакомятся, конечно, и с её догматикой, а если «придут в зрелость», то осмыслят сперва самих себя, а с тем услышат уже и Иное. А иначе так и не найдут себя ни в первом месте, ни во втором.


Психология не затрагивает духовного. Она рассматривает механизмы, примерно одинаковые, что у человека, что у муравья. Психологический анализ плох одним — пути за ним не видно. Где ты, куда и как стремиться. Духовное, оно — всегда про жизнь.

Чуть о духовном

Первый вопрос о духовном — «Адам, ты где?» (Быт. 3:9). На этот вопрос не ответить, пока человек не найдёт себя. Не в смысле что посмотрит, ах, что ж у меня там «в глубинах»? Но — что тебе своё, самое родное. Духовное всегда особо, штучно, каждому не так же, как другому. Психология занимается лишь общим. Да и по личной жизни — не «берёт».

Духовное приходит, как захочет, и когда захочет (Ин.3:8). Но его не слышно, когда человек нагородил себе кучу мнений, «богатство» духа. Весь этот ОБВМ (*), который так ценит в себе человек, мешает слышать, что и правда нужно. Его бы, всё это глупое «богатство» — выкинуть и обнулить, перестать бы держаться. «Блаженны нищие...» (*) — как раз про то.

Когда же человек приходит в церковь, и приходит неудачно, он хоть и выбрасывает часть ОБВМ-а, но, вместо веры, закладывает в себя другое, тоже глупое. И спасения не происходит. На место изгнанного беса приходит ещё худший бес (Мф.12:43). Но если при том человек ещё не окончательно попался, то, сколько может, сознаёт задачу и, как умеет, пробует решить. Или откидывает новое «духовное», с чем и был вначале. Или просто снова вопрошает: кто я и где я? где то, ради чего всё лишь и нужно? как его расслышать и как не потерять?

Путь. Но от начала было сказано, от слышания вера (Рим.10:17). То есть чтобы путь, дух, свет сыскать — нужно слушать, и, при том, расслышать. Для этого, ещё раз, нужно выбросить «духовное». Выбросить свои глупые мнения, ложные предпочтения и прочее пустое. Тогда ты и начнёшь чуть различать.

Но от чего же так бывает в церкви, неужели же за столько лет не разобрались? Разобраться — разобрались. Но невнимательность к накопленному опыту, нежелание слышать и неумение слушать — те «бесы», от каких и надо бы бежать. :-)

Уже ж сначала сказано: «приблизилось, покайтесь» (Мф.4:17).. То есть обратитесь, выкиньте всё лишнее. И средства от начала предлагались. Уверуйте, то есть услышьте Небо. Креститесь, то есть не оставьте всё как есть (Мк.16:16 и Рим.6:5). А дальше — пребывайте в слове. И Он не оставит, но поможет. (Мф 28:20). Казалось бы, чего ещё? Всё ж дали. Но нет, всё хочется хоть как, но по другому. А потом печальки. Что да куда, да мы не, как...

Чуть о жизни :-)

Как живёт человек? Усваивает культуру, в какой ему пришлось родиться. Язык, обычаи, понятия, умения. Среди того и навыки «духовного». Тут много значит, окружение, семья.

В житейских ситуациях человек принимает решения. Вот, скажем, он идёт со школы с двойкой. Признаться или спрятаться, по правде иль с обманом? Всё тот же, ведь, вопрос: ты где? ау, ты где? И выбирает, спрятаться или не обманывать. И с каждым ложным выбором закрывает для себя возможность жить в доверии. Плотней, плотней. И тише уже то «ты где?». Ну, или и не прячется. Тогда чуть веселей.

А позже он полюбит девочку. И снова, жить в любви или её использовать? А позже, уже вырастив детей, и понимая, что те выросли, опять стоит вопрос, любя их отпустить, или пилить, уже и взрослых поучать. Открыться, верить, или самодурствовать. Опять, расслышать что-то свыше, или, опять, не услыхать?

Или, что ещё наделает человек ужасного, или вдруг придёт какое горе, беда, болезнь. И каждый раз снова перед выбором: принять, простить, любить, искать дорогу дальше; или же ходить путем неверным и неправедным (с). То есть ломать других и самому себе ломать.

И вот однажды, вволю нагулявшись, но смутно чувствуя, что что-то тут не так, спешит он к церкви. Предварительно наслышавшись: там знают, там помогут. А может, просто возле Неба постоять...

Чуть о церкви

А есть ли в церкви нужных инструментов? Есть. И даже их немало. Да только пользоваться, ведь, ещё умеючи бы нужно. А не всегда, есть рядом тот, кто может это подсказать и показать:-).

Есть исповедь. Не путать с покаянием. На ней учиться можно думать (о духовном). Вопрос всё тот же: где же ты? где ты? И если правильно ходить на исповедь, то может выйти всё не так уж плохо. И жизнь расправится. Но только если правильно ходить. Когда вопрос не в том, где грех. Но как же жить.

Есть таинство крещения. Здесь можно отложиться старой жизни, и обратиться к новой. Ведь смысл не только в том, чтобы оставить прежнее. Но также в том, что дальше, с чем ты будешь. И если правильно пройти крещение, тоже может выйти всё не так уж плохо. И тоже жизнь расправится. Когда вопрос не в том, где встать, как поклониться. Но в том, что ты уже нашел своё святое. И вот ты вместе с ним теперь и хочешь жить.

Есть «службы». Вечером, где поминаются святые. Утром, где читают Марка и Матфея. И дальше, утром же, где вспоминается уже, без всяких книжек, как жил, чему учил Тот Человек. Но всё это, опять, полезно, только если делать правильно. Не где, чего поют, кто входит и выходит. Но набираясь опыта и духа чистой жизни. Тогда её ты и услышишь, жизнь :-)

И вне прихода. Жизнь везде всё та же. Где грусть, где радость, где надежды, где печаль. И если слушать их, то можно слышать Небо. Он, Бог не только же Бог церкви, но и улиц, и дворов, и школ, и города и поля. Везде живое есть, когда в тебе самом живое. А его есть в тебе всегда хоть чуть. Пожалуйста, поверь :-)
Tags: Евангелие, пастырство, психология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments