hiero-archimandrite Theognost, sacerdos (abbatus_mozdok) wrote in christ_civ,
hiero-archimandrite Theognost, sacerdos
abbatus_mozdok
christ_civ

Category:

Кенотическая Экклесиология: Тиллих и Ортодоксия


В данном сообществе давно обсуждаются разные аспекты кенотической Экклесиологии. Одни считают ее чисто протестантским детищем, другие хотя и связывают ее с Тайной Креста, но не могут оторваться от тех воззрений, которые имел П.Тиллих. Возможно ли построить кенотическую Экклесиологию и оставаться православным человеком? Данным вопросам посвящен мой очерк:

СМЕРТЬ ЦЕРКВИ: кенотическая Экклесиология, Тиллих и Кафолическая ортодоксия (загружаемый файл в формате pdf на сайте Лютеранской Семинарии www.novosaratovka.org )

Содержание статьи :

1. Богословие Креста, на протяжении веков раскрываемое Церковью в форме доктринального исповедания, долгое время не касалось Экклесиологии. Крестная тема всегда была разделом Христологии с «нравственно-аскетическим приложением» (значение личного крестоношения каждым крещенным христианином). Ницшеанский вызов под названием «смерть Бога» был достойно принят богословием наших Церквей, еще на Халкидоне выработавших терминологию, которая позволяет говорить о смерти Христа как о смерти Бога-Слова: Бог оказался причастным нашему экзистенциальному опыту смерти. Но на протяжении веков было полное отсутствие понимания «голгофского» среза в бытии Самой Церкви.

2. В ХХ в. именно Экклесиологическое измерение Голгофы стало предметом богословского дискурса. Зародившись в протестантизме, «кенотическая Экклесиология» получает свое развитие и в Православии. В своем очерке я анализирую «кенотическую экклесиологию» протестантских пасторов П.Тиллиха и А.Тихомирова.

3. Библейское богословие всегда было богословием истории, а не отвлеченной философской теории (как у эллинов). Историческая же ситуация ставит перед нами массу вопросов, которые, если оставаться верными библейскому богословию, решаются не нашими логическими просчетами возможностей, а доверием Промыслу Божьему – основному понятию для библейского историзма.

4. На мой взгляд, именно эту веру в эсхатологическую перспективу истории (возвещаемую как пророками В.Завета, так и Христом) утратил Пауль Тиллих, а потому он серьезно рассматривает перспективу реального существования «постхристианского мира» - мира, в котором не просто Христианство будет выведено за рамки социо-культурного процесса, но и вообще «прекратит существование как историческое событие».

5. Возможно ли рассматривать кенотическую Экклесиологию в ином русле? – Убежден, что возможно. Апокалиптические тексты у Иоанна Богослова и у Павла ясно говорят нам, что в последней исторической схватке со злом Церковь проиграет: «И дано было ему (антихристу – арх.Ф.) вести войну со святыми и победить их (!)» (Откр.13:7). Т.е. Церковь мужественно признала это свое конечно поражение в историческом пространстве (непонятно, почему это признание оставалось незамеченным столько веков). Однако это поражение Церкви не оставляет после себя перспектив для истории: смерть Церкви будет концом истории человечества.

6. При этом это поражение имеет и Христологическую параллель: земная жизнь Иисуса закончилась на Кресте, но после этого – слава Воскресения. Аналогично и Церковь, пройдя через смерть в этом мире, войдет в славу Воскресения в Парусии Христа.

Все обозначенное тут тезисно рассматривается мною в следующих главах очерка:
1. Вопрос о смысле истории: История и Промысел.
2. Недостаточность протестантского определения «Церкви».
3. Неодолимость Церкви «вратами ада».
4. «Самоубийство» человечества как апокалиптический сюжет.
5. Смерть Церкви и Парусия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments