hiero-archimandrite Theognost, sacerdos (abbatus_mozdok) wrote in christ_civ,
hiero-archimandrite Theognost, sacerdos
abbatus_mozdok
christ_civ

Ангелология семитов и аскетов пустыни Египта: неожиданные параллели

Ангелология семитов и аскетов пустыни Египта: неожиданные параллели
Неоплатонизм повлиял на ангелологию отцов Церкви больше, чем на что-либо еще. Первым результатом этого влияния стало "подчищенное" толкование Быт. 6:2 и отвержение книги Эноха.
* * *
Многие современные исследования пол библеистике, касаясь библейской ангелологии и демонологии, обращают внимание на то, что в ветхозаветном Тексте не встречается «развернутого» учения о сатане. Согласно книге Иова, сатана имел доступ к «небесному совету Яхве». Так что же такой сатана? Верно ли делают выводы многие современные ученые, что сатана – лишь исполнитель воли Бога?
Кто для семитов ангелы? Чтобы понять кто такой сатана, нам надо понять, кто такие ангелы.
Это существа, наделенные свободой воли. А значит и они, как и люди, стоят пред выбором и подвержены изменениям. Представление о сатане, как о "прокуроре" или "разведчике" Божьем не противоречит тому, что в самом сатане уже произошел некий разлом, некое "противоречие": Бог посылает его испытать творение, а сатана желает ...нет, не выслужиться, а с одной стороны навредить творению, с другой же – представить пред Лицом Бога творение в искаженном смысле. Внутри сатаны появилась зависть. Видимо, как и в душах людских, порочные чувства у этого ангела созревали постепенно – пока не вошли в радикальный конфликт с Творцом и творением. И тогда он был низвержен. Заметим, что в апокалипсисе об этом сказано очень интересно: "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь" (Откр.12:9-10). Тут как минимум, три важные детали:
1. До крестной победы Христа сатана еще оставался в "небесном кабмине".
2. У него были свои "подчиненные" ангелы.
3. Его пребывание на небе было сопряжено с деструктивной деятельностью относительно вселенной в целом и судеб людей – в частности. Т.е. существование ангелов и (теперь уже) демонов соотнесено с существованием временно-пространственного континуума творения и человека.
* * *
Заметим так же, что еще до низвержения сатаны (как мы видели, низвергнутого уже через Христа), были «…и ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд.1:6). Здесь автор послания упоминает о добровольном отступлении от Бога части ангелов, увлеченных «красотой дочерей человеческих» (Быт 6:2). Именно так понимали это место древние толкователи Писания. Так в «Дамасском документе» (CD II:18-20), имеющем прямое отношение к кумранской общине, присутствует повествование о «стражах небесных», ставших «рыскать помышлениями преступной мысли и развратных глаз» (CD II:16). Параллель присутствует только у Филона Александрийского и в кн. Эноха [1Энох 6-16] (тоже найденной в Кумране)! В канонических новозаветных текстах Священного Писания говорится об этом же: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2Пет.2:4-5). Заметим, что именно «эноховского» понимания держались все раннехристианские писатели: Иустин (II Apol. 3), Ириней (Доказат. ап. проп., 18), Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан (Об одеянии женщин), Амвросий Медиоланский.
И только посленикейские отцы стали активно продвигать толкование, согласно кот. «сыны божьи» суть потомки Сифа. На мой субъективный взгляд тому было две причины:
1. Антигностическая полемика (а гностики на Быт. 6:2 строили целую теологию).
2. Под влиянием неоплатонизма растущее «утонченное» представление об ангелах, как о «чистых и невещественных умах».
* * *
Итак, для платоников такая ангелология немыслима: ни «материализация», ни «помещение во временнӹе процессы». Платоники пересмотрели толкование Быт 6:2 и поместили ангелов в бытие чистых сфер, во "вневременном" и отчасти "внепространственном" вакууме "вечности". А падение сатаны из медленно развивавшейся исторической драмы превратилось в доисторический сюжет.
А теперь вспомним, что некий человек молился об ангелах, которые "превысили" свои полномочия и были за это временно "отправлены в ссылку": "Ангел Господа, придя сюда, просил немощь мою: Моли Господа, чтобы я был восстановлен на место свое, потому что исполнилось уже определение Богом касательно меня время... В некоем селении были люди, весьма согрешавшие, и я был послан, чтобы наказать их милостиво, а я, видя их нераскаянность, причинил большую язву им и многие от них погибли, и за сие удален от Лица Господа" (Древний Патерик. Гл. 20:16).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments