?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

С подачи уважаемой silenza выступали с супругой на Рожд.чтениях.
Не ради саморекламы, но ради темы, которая мне кажется важной,
копирую в сообщество текст своего выступления.

Сознание людей эпохи постмодерна – это сознание людей после смерти метафизического Бога. Сейчас у человека есть лишь личный выбор, личная ответственность и личные отношения с Богом, что часто подчеркивается в проповедях. Но выходит, что там, в личных отношениях с Богом – это выбор и ответственность, а в семейных отношениях – следование традиционной модели?

Некоторые предполагают, что изменения в семье уже зафиксированы. Например, зафиксирован переход от патриархальной к нуклеарной и децентрической семье. Но не исключено, что следующий тип в XXI веке – это семья, которая будет называться супружеской. Основная проблема состоит в том, что мы вступаем в эпоху, когда типов семьи будет много при отсутствии ведущего. Причем тип семьи будет осуществляться по внутреннему выбору.

При этом главная проблема современных многодетных семей заключается в том, что по внешнему виду православная семья выглядит идентично той картинке, что мы имеем в прошлом, но фактически – это совершенно разные продукты.

В одном варианте мы имеем тип традиционной семьи, который формируется без выбора. И человек живет так, потому что ему приходится следовать тому типу поведения, который предлагает общество. В другом случае имеем личный проект: живую, традиционную многодетную семью – и это личный выбор, а не вещь понятная и лежащая рядом на поверхности. Более того, она формируется в антагонизме, в противоречии с собственным опытом, с опытом родительской семьи. То есть это совсем не данное и понятное.

Но внутреннее и глубокое различие двух типов даже при внешней похожести не может не проявляться в повседневной жизни. Особенно тягостной, ведущей к внутренним конфликтам, является ситуация, когда люди пытаются заниматься реконструкцией. То есть создавать современную семью из реконструкторских соображений, выстраивать ее по лекалам, взятым их репринтных книг. В этом случае проблема заложена в начале. Такая семья неизбежно будет поставлена под угрозу выживания и распадения.

Очень существенно понимать и другое: что понятия «человек», «мужчина», «женщина», «семья» – не являются сегодня совершенно ясными. Потому что изменения затронули и эти базовые понятия. Описание человека, какой он, кто такой – предполагает много вариантов. Это не предуказано реальностью, как солнце или луна, например. Лексика здесь оказывается крайне важна, поскольку само Евангелие проникнуто семейной лексикой. Но когда изменения касаются базового лексического пласта, то это не может не вызывать вопросов.

Сегодня христиане попадают в ситуацию странной и пугающей свободы, которая затрагивает не только вопросы духовной жизни, но и базовые понятия: что такое семья? что такое быть мужем и женой? что такое отношения между родителями? Вещи, которые людям кажутся понятными, а ответы неизменными, на деле оказываются не таковыми, но полем личного выбора и свободы.

Недавняя шумная дискуссии вокруг статьи отца Павла Великанова – хороший повод задуматься над полемикой вокруг нее. Дело в том, что вопрос семьи не является частным подразделом большой церковной политики. Но тема семьи – центральная. Усилия должны быть направлены в этот центр, но не из практических соображений, а потому, что семья – богословская и философская проблема современного христианства. Если раньше спорили о слове Божием, то сейчас разделение христиан будет происходить по вопросам гендера и семьи.

В Церковь в конце 80-90-х годов пришли люди с советским сознанием. Это важно, но куда существеннее, что это были люди еще и с сознанием эпохи модерна и постмодерна. Приходя в Церковь, понимая, что должна произойти некоторая перемена ума, наконец, выучив слово «метанойя», они начинали осваивать лексику, формы и модели поведения и среди прочего некоторые ценности в области семьи.

Причем эти ценности, которые постулируются как христианские, скорее являются традиционными: почитание старших, крепкая моногамность, многочадие, иерархические отношения в семье, – все это мы можем найти в самых разных традиционных обществах. Они не имеют специального отношения к христианству, но описывают то состояние общества, в которое пришла некогда Благая весть.

И вот современный человек с сознанием эпохи модерна, не иерархическим сознанием, приходя в Церковь, начинает осваивать эти модели. Ладно бы шла речь о богословских вопросах и все дело заканчивалось дискуссией в интернете. Но нет же, она выходит в другую плоскость, в живую повседневную жизнь. Поскольку все это касается семьи, отношений мужа и жены, то зачастую в православных семьях возникает попытка «домостроя» и выяснения «кто главный?». И дело не в искажениях, которые можно легко объяснить, а в том, что здесь затронут вопрос ценностей, то есть того, на что людям ориентироваться.

По умолчанию идеальной предполагается модель традиционной, патриархальной, многодетной семьи. Она часто воплощается фигурой настоятеля в церкви. Выстраивается ранжировка: батюшка и матушка, он – с бородой, она – в юбке, вокруг деточки и все как свечечки. А рядом современная семья, которая сознает свое недостоинство: «У нас всего один, два, всего трое, живем обычной жизнью, но рядом есть светильники веры, которые у нас на виду». Кажется, что реальность стратифицирована, ранжирована. И хотя по разным причинам ты не можешь в эту сторону повернуться, перед тобой всегда ориентир.

Статья отца Павла, которую я упомянула, совершенно тихая и смиренная, не полемическая, затронула уровень ценностей и смыслов: действительно ли многочадная, патриархальная семья является ориентиром для современных христиан? При этом в скобочках был поставлен маленький вопрос, который вызвал такую разгоряченную полемику.

Дело в том, что люди действительно должны на что-то ориентироваться. Многие семьи, особенно многодетные и православные, понимают свое состояние как духовный путь, как служение, реализацию своего христианского выбора. Выходит, что это должно быть поставлено под сомнение, звучать как что-то необязательное?

Мне кажется, что этот вопрос нуждается во внутрицерковной дискуссии. Потому что этот вопрос совершенно не решен, хотя и кажется решенным.

Комментарии

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
gremlinmage
12 мар, 2017 14:10 (UTC)
Вот вы говорите: "Многие семьи, особенно многодетные и православные, понимают свое состояние как духовный путь, как служение, реализацию своего христианского выбора. Выходит, что это должно быть поставлено под сомнение, звучать как что-то необязательное?"
И у вас "поставить под сомнение" и "звучать как необязательное" идут через запятую, как синонимы. А это не так.

Да, положить свою жизнь на создание многодетной семьи, делать это с любовью к Богу и к людям - это один из возможных для христианина духовных путей, один из возможных выборов. И ставить под сомнение то, что многодетность таким путем может стать по-моему не стоит.

А что до обязательности - это на мой взгляд ошибка. Есть много способов, которыми человек может служить Богу. Можно пойти в монастырь, можно стать проповедником, можно просто вести праведную жизнь живя в миру и занимаясь своей профессией. Делать какой-то один из этих путей обязательным, отнимать возможность выбора - значит по сути умалять духовный подвиг, низводить его до "нормальных обстоятельств",
Поясню на примере: ограничивать себя в пище из соображенй аскезы - духовный путь, а голодать потому что тупо еды нет и достать неоткуда - просто печальные обстоятельства жизни и ни Богу ни человеку от этого ничего хорошего не будет.

Так же и с многодетностью. если люди приняли этот путь, потому что чувствуют к нему призвание и несут все тяготы с кротостью и любовью - это прекрасно и достойно всяческого восхищения. А если они вступили на него под давлением, что-де без этого ты неправильный христианин, не спасешься и в ад попадешь и мучаются и страдают и от прекращения страданий их удерживает только страх перед страданиями еще большими - хорошо ли это?




Edited at 2017-03-12 14:20 (UTC)
mikhail_bar
12 мар, 2017 14:29 (UTC)
Теоретически Ваши слова звучат правильно. Но если брать не отвлеченные понятия, а реальное
состояние христианских (православных) общин, то ситуация не такова. Мне не совсем понятно,
насколько Вы сами "внутри" ситуации?
gremlinmage
12 мар, 2017 15:35 (UTC)
То, что реальная ситуация не такова, я в курсе.

И по-моем это повод подумать о том, не стоит ли эту ситуацию поправить.
mikhail_bar
12 мар, 2017 18:21 (UTC)
Хм. Прежде всего мне было бы интересно ее (ситуацию) - понять.
Это вовсе не так просто.
А насчет "исправить"....
Для этого надо помоложе и очень хорошо знать "как надо".
А я этих двух добродетелей давно лишился...
о.Феогност Пушков
14 апр, 2017 08:50 (UTC)
Типичное лицемерие, построенное на подмене понятий: не можешь быть многодетным (или точнее – «столько, сколько Бог даст»)? – НЕ ВСТУПАЙ В БРАК! Точка! Вы правы в том, что путей много, а идти одновременно сразу несколькими путями невозможно. Не чувствуешь призвания к семейному служению? – стань аскетом и забудь про секс и семью. А иначе – лицемерие и лживость.
almadorus
12 мар, 2017 14:19 (UTC)
Я так понимаю это расширенная версия:
http://www.pravmir.ru/pochemu-opasno-zanimatsya-rekonstruktsiey-patriarhalnoy-semi/

Очень важная статья, и вопросы поднимаются крайне непростые.

Спасибо вам обоим за то, что пишете на такие темы!

Кстати, в статье упоминается ваша книга "Современная семья. Психология отношений".
Вот ее было бы интересно почитать, хотя не уверен, что в Беларуси она продается.
mikhail_bar
12 мар, 2017 14:31 (UTC)
Спасибо! А что Вы сами думаете по этим непростым вопросам?
Книгу можно заказать без проблем через Интернет.
almadorus
12 мар, 2017 17:44 (UTC)
да, книгу заказал

находясь за церковной оградой и имея крайне ограниченный опыт семейной жизни, я, пожалуй, не дерзну выражать свое сбивчивое и запутанное мнение по вопросам следования тем или иным моделям семейных отношений между христианами :)
о.Феогност Пушков
14 апр, 2017 08:50 (UTC)
***находясь за церковной оградой***
А что мешает исправить этот недочет и войти в число спасаемых словесных овец?

almadorus
14 апр, 2017 10:01 (UTC)
видимо зело понравилось быть в числе погибающих безмолвных козлов! :)
о.Феогност Пушков
27 апр, 2017 07:01 (UTC)
не думаю, что это - тема для шуток...
alexander_nv
17 мар, 2017 05:44 (UTC)
Христианство не преобразило пола, не одухотворило половой плоти, наоборот, оно окончательно сделало пол хаотическим, отравило его. Демонизм пола есть как бы обратная сторона христианского проклятия пола. Могущественная половая любовь была загнана внутрь, так как ей отказали в благословении, превратилась в болезненное томление, не покидающее нас и до сих пор. Аскетическое христианское учение допускает половую любовь лишь как слабость греховной человеческой природы. Так и осталась половая любовь слабостью, стыдом, почти грязью. Трагическая христианская вера давно уже умерла в человеческих сердцах, перестала определять ход европейской культуры, а христианские суеверия относительно пола живут еще, отравляют еще кровь нашу нестерпимым дуализмом. Мы почти примирились с тем, что пол греховен, что радость половой любви – нечистая радость, что сладострастие – грязно,и мы спокойно продолжаем грешить, предаваться нечистым радостям и грязному сладострастию, так как нам-де, слабым людям, все равно не достигнуть идеала. Мы стыдимся половой любви, прячемся с ней, не признаемся в своих переживаниях. Поразительно, что антихристианское и антирелигиозное сознание нашего времени близко в иных отношениях, в раздвоенности своей, в ложной аскетичности, к средневековому христианству, хотя бесконечно далеко от Христа и лишено средневекового трагизма. Люди нашего времени не верят в радость небесную и даже не тоскуют по небу, но радость земная, радость половой любви остается у них без благословения. Пол для людей нашего времени так же демоничен, как для людей Средневековья. Возьмем для примера хотя бы Пшибышевского, отравленного демонизмом пола, проклятием пола. Да и вся почти новая литература пишет о том, как демоничен пол, как не может с ним справиться современный человек. Поистине, трагедия пола есть самое страшное в жизни, и половая любовь не может быть оставлена на произвол судьбы; она нуждается в религиозном освящении и религиозной организации. Слова Христа о поле и любви остались не поняты, не вмещены, и пол выпал из господствующего христианского сознания, сделался достоянием эзотерических учений, господствующее религиозное сознание поставило проблему пола в зависимость от вульгарного дуализма духа и плоти, связало ее с греховностью плоти, и это была не только моральная, по и метафизическая ошибка. Ведь плоть столь же метафизична и трансцендентна, как и дух, и плотская половая любовь имеет трансцендентно-метафизические корни. *) Так называемая христианская семья есть лицемерная ложь, языческий компромисс, подобный «христианскому государству». Хаос пола так же бушует под покровом семьи, как он бушевал в крови средневековых отшельников.

Н.А. Бердяев

Новое религиозное сознание и общественность >> Метафизика пола и любви >>
mikhail_bar
19 мар, 2017 20:02 (UTC)
Ваш опыт христианской семейной жизни мне неизвестен.
Бердяев в этом вопросе....скажем так - несколько пристрастен.
В любом случае - вешать простыню текста в качестве комментария -
как минимум - несколько нетактично.
о.Феогност Пушков
14 апр, 2017 08:50 (UTC)
****Причем тип семьи будет осуществляться по внутреннему выбору***

Люди мира сего, вместе с ним обреченные на проклятие, может быть и будут выбирать, а у нас один выбор – ХРИСТОС и традиционная ПАТРИАРХАЛЬНАЯ семья с мужем во главе и с детьми «сколько Богу будет угодно».

***В одном варианте мы имеем тип традиционной семьи, который формируется без выбора. И человек живет так, потому что ему приходится следовать тому типу поведения, который предлагает общество***

Христианину на общество плевать – он должен следовать «типосу», данному Творцом. Эти все проклятые деконструкции привели к тому, что уже сожительство педиков «семьей» называют. Либо общество перестает выхватывать себе право «формировать» семью и себя, а принимает готовые формы, данные в Откровении, ЛИБО у общества перспектива – ад на земле.

***Если раньше спорили о слове Божием, то сейчас разделение христиан будет происходить по вопросам гендера и семьи.***

Это верно! Но линия маркера проходит очень точно: все, кто против классики патриархального общества суть сыны тьмы и армия сатаны. ИЛИ возврат к отцам, или – ад. Третьего не дано!

***ценности, которые постулируются как христианские, скорее являются традиционными: почитание старших, крепкая моногамность, многочадие, иерархические отношения в семье, – все это мы можем найти в самых разных традиционных обществах. Они не имеют специального отношения к христианству, но описывают то состояние общества, в которое пришла некогда Благая весть***

Не согласен! Эти ценности являются ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ и исток их – в том формате семьи и общества, который задал изначально Творец, и от которого потом люди отказались.

**И вот современный человек с сознанием эпохи модерна, не иерархическим сознанием, приходя в Церковь, начинает осваивать эти модели. Ладно бы шла речь о богословских вопросах и все дело заканчивалось дискуссией в интернете. Но нет же, она выходит в другую плоскость, в живую повседневную жизнь. Поскольку все это касается семьи, отношений мужа и жены, то зачастую в православных семьях возникает попытка «домостроя» и выяснения «кто главный?». И дело не в искажениях, которые можно легко объяснить, а в том, что здесь затронут вопрос ценностей, то есть того, на что людям ориентироваться.**

Ну так пусть эти люди совершат метаною и изменят свое мировоззрение и свои постмодернистсткие принципы зароют в сортире, и не будет никаких проблем.

( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel