alexander_nv (alexander_nv) wrote in christ_civ,
alexander_nv
alexander_nv
christ_civ

Эдвард Фудж об аде и конечной участи грешников.

Оригинал взят у alexander_nv в Эдвард Фудж об аде и конечной участи грешников.


В христианстве распространено три представления об аде и конечной участи грешников.
1) Наиболее распространенный взгляд: вечные мучения. Грешники будут вечно мучаться в адском огне. Своими корнями восходит к бл. Августину.

2) Универсализм или апокатастасис. Всеобщее спасение. Это гораздо менее популярная теория, восходит к Оригену, свт. Григорию Нисскому. В наше время ее придерживается проф. А.И. Осипов, за что часто сторонниками вечных мук обличается как еретик.

3) Наименее известная у нас в стране версия. Аннигиляция. Полное уничтожение грешников, уход их в небытие.

Первая, наиболее популярная версия, на мой взгляд, в своей сути совсем не христианская и абсурдная, тут можно согласиться с Бердяевым.

Идея вечного ада как справедливого воздаяния за ложные догматические мнения и ереси есть одно из самых жалких и безобразных порождений торжествующей социальной обыденности.
Вторая версия мне кажется более приемлемой и христианской, но тут я тоже могу согласиться с Николаем Александровичем.

Кошмарна идея вечных адских мук, кошмарна идея бесконечных перевоплощений, кошмарна идея исчезновения личности в божественном бытии, кошмарна даже идея неизбежного всеобщего спасения.

И в другом виде мы видим, что Н.А. Бердяев придерживается версии аннигиляции.

Освобождение от адского кошмара и мучительных грез, которые есть пребывание между бытием и небытием, есть или победа целостного сознания (можно сказать, и сверхсознания) личности, возвращение ее к истинному бытию и переход ее в вечность, или окончательное уничтожение раздробленного сознания и переход к окончательному небытию.

Совсем недавно я познакомился с ученым Эдвардом Фуджем, главной темой которого является ад и аннигиляционная теория. В своих книгах и лекциях он на основе Писание убедительно доказывает, что именно аннигиляционная теория является библейской, в отличии от двух вышеприведённых. Здесь я привожу краткий конспект первой части его лекции, в которой он на основе Писания доказывает состоятельность аннигиляционной теории.

Ветхий Завет не говорит ничего об аде!Но он говорит о конце грешников!О конце грешников говорится в псалмах.
Не завидуй злодеям, пусть не волнуют тебя удачи злых. Как трава, они скоро будут скошены, словно зелень полей — увянут.
Пс.36, 1-2.

Злодеи уничтожены будут, земля достанется уповавшим на Господа. Пс.36-9
Уповай на Господа, следуй пути Его, и Он хозяином земли тебя сделает! И ты увидишь, как погибнут нечестивые.

Пс. 6-34

Жезлом железным народы ты сокрушишь, разобьешь, как глиняные горшки! Пс. 2-9
О, если бы Ты, Боже, сразил злодея! Удалитесь от меня, убийцы! Пс. 13, 8-19
Он их зло обратит против них же самих, Он истребит их за их преступление, Он — Господь, наш Бог — истребит их!
Пс. 93-23

Пусть будут стерты из книги живых, пусть не числятся там вместе с праведными.
Пс. 68-28

На злодеев обрушит Он дождь горящих углей и серы. Вихрь огненный — вот их участь.
Пс. 10-6

Не таков удел нечестивых: они — мякина, гонимая ветром.
Пс. 1-4

Пусть исчезнут — как пролитая вода, пусть увянут — как вытоптанная трава.
Пс. 57-8

Как трава, они скоро будут скошены.
Пс. 36-2

Когда вы читаете эти строки создается ли у вас впечатление, что эти грешники когда-то будут восстановлены, чтобы терпеть вечные муки или создается ощущение, что эти люди исчезли и их больше нет?

Общее сообщение ВЗ: грешников больше не будет! Сторонники вечных мук: грешники будут жить вечно.

Можно рассмотреть вокабуляр, которым пользуется Писание. Когда Писание говорит о погибели, то это означает исчезновение. Например, потоп. Поэтому, когда в Новом Завете используется слово гибель, то в него авторы вкладывали в ветхозаветное содержание, то есть, полное уничтожение.

Ибо от них, когда они того хотят, остается скрытым, что небеса и земля были издревле из воды и водою составлены Божиим словом; чрез них тогдашний мир погиб, затопленный водою. А нынешние небеса и земля сохранены тем же самым словом для огня, будучи сберегаемы на день суда и гибели нечестивых людей.
2 Петра 3, 5-7.

Петр тут проводит прямую аналогию между потопом и концом света. Можем ли мы сказать, что погибель через воду будет значит что-то противоположное погибели через огонь?
Содом.

И обрушил Господь на Содом и Гоморру, словно дождь, серу горящую — с небес, от Господа —и уничтожил оба города, и всю Долину, и всех жителей, и все, что росло на земле.
Быт 19(24-25)

И города Содо'м и Гомо'рру осудил на разрушение, обратив их в пепел — в назидание будущим нечестивцам.
2 Пет 2-6

Так Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною, поставлены как пример, подверженные наказанию огнем вечным.
Иуд. 7

Содом и Гоморра были уничтожены, от них ничего не осталось, то же самое будет и с грешниками.
Господь по правую руку Твою. В день гнева Своего Он сразит царей; свершит суд над народами, все наполнит трупами, по всей земле головы сокрушит.

Пс. 109 (5-6)

[Псалом Давида.] Сказал Господь господину моему: восседай по правую руку Мою, а Я повергну Твоих врагов под ноги Твои. 109-1 – самый цитируемый отрывок в НЗ и ВЗ.

А выходя, все будут видеть трупы людей, восставших против Меня: червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет, и с отвращеньем будут взирать на них все живущие».
Ис.66-24

Вот очень яркий образ из ВЗ последней участи, который Иисус использовал в Евангелии. Обратите внимание, что червь и огонь будет сжигать не живых людей, а их трупы.

Скоро придет тот день, жгущий, словно раскаленная печь, и станут все дерзкие и все злодеи соломой, и спалит их день грядущий», — сказал Господь Воинств, — и не останется у них ни корня, ни ветвей. А для вас, боящиеся Моего имени, взойдет солнце справедливости, и в лучах его — исцеление. И тогда вы будете прыгать, как тельцы откормленные. И растопчете нечестивцев, и будут они прахом под вашими копытами в день, который Я назначил, — сказал Господь Воинств.
Мал 4(1-3)

И когда вы читает эти места из Библии, какое у вас рождается впечатление? Что кого-то ждет вечная мука, что все в конце концов спасутся? Или что грешники исчезнут, будут уничтожены?
В апокрифической литературе межзаветного периода, что в православной традиции называется неканоническими текстами, тоже говорится об уничтожении грешников, а не о вечных мучениях. За исключением.

Юдифь 16-17

Горе народам, восстающим на род мой: Господь Вседержитель отмстит им в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно.
Иудифь 16:17

Здесь мы наблюдаем традиционный взгляд на ад с вечными муками живых людей. Мы видим, что здесь используются образы из Исайи, но уже сильно измененные. У Исайи говорится о трупах, а тут о живых людях. У Исайии о сожжении, а в Юдифь о вечных мучениях. У Исайи внешний огонь, у Юдифь внутренний. У Исайи – это картина стыда и отвращения, у Юдифь – боли.
Свитки мертвого моря тоже нам говорят об уничтожающем огне.

Обратимся теперь к Евангелию.

В руке Его лопата, и Он будет веять зерно на току, и хлеб Свой соберет в закрома, а мякину пожжет огнем неугасимым.
Мф.3-12

Что значит «неугасимый» - это значит, огонь, который нельзя потушить. А что обычно делает огонь? Уничтожает. Здесь говорится обо огне, который уничтожит полностью, без остатка, потому что его нельзя потушить. Никто не ассоциировал огонь с вечной жизнью в те времена, огонь – это образ уничтожения. Неугасимый огонь – образ окончательного уничтожения. Именно это и должно произойти с мякиной. Никто не думал, что это образ означает, что мякина будет гореть вечно, и при этом все не сгорать и не сгорать.

Часто говорят, что все это образы и их нельзя понимать буквально. Это, конечно, так. Но если что-то сказано с помощью образа, это не значит, что сообщение, спрятанное в этом образе будет противоположно самому образу. Если представлен образ окончательного уничтожения грещника, то это не значит, что это означает, что нам самом деле грешник не будет уничтожен, а будет жить вечно.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Мф.10-12

Здесь тоже однозначно говориться о гибели души, а не о ее вечной жизни. В греческом употребляется apokteinai – убить.

Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Ин. 3-16

Мы видим, что здесь противопоставляется вечная жизнь с одной стороны и погибель с другой.
Традиционисты говорят, что глагол apollymi не обязательно нужно понимать буквально как «погибель» или «уничтожение», что это можно понимать, как что-то что пришло в плохое состояние. Но Фьюдж приводит много примеров, где apollymi употребляется именно в смысле окончательной гибели.

И не разумеете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб.
Ин. 11-50

После него явился Иуда Галилеянин в дни переписи и увлек народ за собой. Погиб и он, и все, кто следовали за ним, рассыпались.
Деян. 5-37

Не будем и искушать Господа, как некоторые из них искусили, и гибли от змей.
Кор.9-10

Фьюдж приводит цитату другого ученого, специалиста в греческом языке R. F. Weymouth.
«Мой разум не может представить себе большего неправильного толкования, чем когда пять или шесть сильнейших греческих слов, обозначающих «уничтожение» и «уничтожить», объясняются как достижение вечного но несчастного существования. Перевод белого, как черное не идет никакое в сравнение с этим».

Продолжение следует!

Tags: Евангелие, Писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment