?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оригинал взят у alexander_nv в Эдвард Фудж об аде и конечной участи грешников. Часть 2.


Вторая часть конспекта лекции Эдварда Фуджа, первая часть вот здесь

Что же на счет дальнейших фраз, которые интерпретируют, как указание на вечные мучения? «Скрежет зубов» встречается семь раз в Евангелии. Три раза говорится об извержении во внешнюю тьму, в двух об изгнании из Царства, еще в двух о печи огненной. Во всех случаях люди изгнаны, исключены. У них у всех есть причина быть довольно опечаленными их состоянием, и они все скрежещут зубами. И что значит, в данном контексте, «скрежетать зубами»? Это значит испытывать невероятные муки? Но в Деян. 7-54 сказано:

«Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами». Это было сказано о реакции иудеев на обличение Стефана. Как мы видим скрежетание зубами – это не символ мук, а символ ярости и злости. Те, кто будут изгнаны вон, буду биться в бессильной ярости".

Тоже самое мы встречаем в Ветхом Завете.
«С завистью посмотрит на это нечестивец, заскрежещет зубами и растает. Желания нечестивцев не сбудутся!» Пс.111-10

То есть «скрежетание зубов» - это символ гнева, а не боли!

Иисус использует слово «вечный» (aion, aionios. Что оно означает?
1)Вечное спасение (Евр.5-6)
"Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека".

2)Вечное уничтожение
"Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его". (2 Фес. 1-9)
3) Вечное наказание.
«Учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном». (евр. 6-2).

В данном случае вечный употребляется по отношению к будущему веку. Вечный - значит будущий в грядущем эоне. И в этом смысле мы должны понимать Мф. 25-46
«И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную».
И также важно понимать, что в данном случае "вечный" употребляется к результату, а не к действию как такому.

Очень важно тут отметить, что в русском переводе Мф. 25-46 есть одна особенность: греческое слово «колассин» переведено, как мука. Об этом есть хорошая и подробная статья на портале Богослов. ру Виталия Мигузова. Но греческий перевод данного слова – наказание.
Вот цитата из статьи Виталия Мигузова.

«Вторая ошибка понимания фразы связана с переводом на русский язык слова κόλασιν не в словарном значении. Причина такой ошибки кроется в ориентации на привычное, понятное церковнославянское слово «мучeніе». Трудно догадаться, что «мучeніе» – «κόλασιν (коласин)» является церковнославяно-русским паронимом, то есть словом, которое «физически» (своим звуковым и морфемным составом) совпадает с русским словом, но несёт другое значение[3]. В Библии насчитывается девять разных греческих слов, которые переводятся на русский язык как «мука, мучение». Это: βασάνος (Лк.16:23; 28); ὀδύνη (Лк.16:24; 25); θλῖψις (Мф.24:9); ἀποκτείνω (Мф.24:9); ετυμπανίσθησαν (Евр. 11:35); τιμωρίω (Деян. 26:11); κακουχούμενοι (Евр. 11:37); εκάκωσας (Числ.11:11), εκδίκησιν (2Фес.1:8)[4]. Ни одно из этих слов не применяется для определения эсхатологической участи грешников в Мф. 25:46».

То есть, людей ждет «вечное наказание», а не «мука». Но что значит «вечно наказывать»? Наказание одно, а вот последствие его вечно, то есть окончательно и неизменно. Точно также, когда мы говорим о «вечном спасении». Это не значит, что Бог нас будет вечно спасать, это говорит о результате спасения нас Богом. Именно в этом смысле, и нужно тут понимать, по мнению Эдварда Фуджа, данный стих.

Также, когда Писание говорит о «вечной погибели» (2 Фес 1-9), то здесь говориться не о том, что человек будет погибать вечно, это невозможно, а о последствиях этой гибели.
Также, когда в Евр.6-2 говорится о «вечном суде», то это не значит, что суд будет длиться вечно, а это значит, что решения этого суда будут неизменны и навсегда. То же самое и с «вечным наказанием», здесь говорится об итоге этого наказания, а не о самом процессе.
То же самое говорится в 2 Фес. 1-9

«Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его».

Грешники погибнут навеки, это будет результатом наказании, и ничто это уже исправить не сможет.

Интересно говорит бл. Августин, хотя он как раз является сторонником «вечных мук», тем не менее, он говорит следующее.
«Когда очень серьезное преступление наказывается смертью, и исполнение приговора занимает минуту, то никто не думает, что именно эта минута и есть наказание, но наказанием является сам факт исключения преступника из сообщества живых».

В Мф. 25-41 говорится о «вечном огне».
Здесь снова два значения «вечный».
1) Относящийся к грядущему веку.
2) По отношению к результату.
«Так Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною, поставлены как пример, подверженные наказанию огнем вечным» (Иуд.7).
Разве Содом и Гоморра до сих пор горят или это говорится об их полном и окончательном уничтожении?

Что говорит Иаков об участи грешников?
Смерть 1-15.
Погибель 4 - 12.
Съест плоть вашу, как огонь 5 – 3.
Вы упитали сердца ваши на день заклания 5-5.
Смерть 5 – 19.
Эти места говорят о вечных муках, о том, что грешник не умрет и будет вечно испытывать страдания или здесь говорится о том, что грешник сгинет навсегда?

В книге Деяний только три раза говорится об последнем суде.
Деян. 17 (30-31)
Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности, чрез Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Деян. 24-25
Но так как он говорил о праведности и обладании собой и о будущем суде, то Феликс, придя в страх, ответил: пока иди, а при случае я тебя вызову к себе.
Деян. 3-23
Будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа.
И здесь, как мы видим, ничего о вечном аде.


Теперь обратимся к ап. Павлу. Что он говорит о конечной участи грешников.
Смерть. Рим. 6-23
"Ибо плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".
Обратите внимание, что здесь смерть противопоставляется вечной жизни. Не вечные мучения, а именно смерть.
Погибель. Рим. 2-12
"Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены".
Разрушение. 1Кор. 3-17
"Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы".
Фил. 1-28
"И не поддаваясь ни в чем устрашению со стороны противников; это для них есть признак гибели, а для вас спасения, – и это от Бога".
В 1Фес. 1-9 говорится о вечной гибели.
Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его.
Также в Рим.
Гнев, ярость, скорбь, теснота.
Анафема в Гал. 1-9
Недопуск в Царство в Еф. 5-5

Нигде не говорится о вечном аде.

Павел и Платон используют одни и те же слова, чтобы для обозначения смерти (Thanatos), разрушения (apolea), гниение (phthora), гибель (olethros), умирать (apothnesko).
Павел использует эти слова по отношению ко всем, кто живет и умирает, отвергая Бога. Платон никогда эти слова не употребляет по отношению к бессмертной душе.

Петр и Иуда говорят об уничтожении
«Они же, как бессловесные животные, которые по естеству рождены, чтобы быть уловленными и уничтоженными, хулят то, чего не знают; они будут уничтожены, как и те уничтожаются». 2 Пет.2-12
О вечной тьме
"Они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек". Иуд.13

Давайте посмотрим, что об участи грешников говорится в Откровении.
«Малодушных же, и неверных, и осквернённых, и убийц, и блудников, и волшебников, и идолослужителей и всех лжецов - участь их в озере, горящем огнем и серой: это – смерть вторая» 21-8.
Эти же слова «огонь» и «сера» употребляются в Быт. 19 (24-25), когда говорится об уничтожении Содома и Гоморры. Поэтому огненное озеро, горящее огнем и серой - символ уничтожения.
В Откровении говорится о «книге жизни», куда записаны все жители Небесного Града. Кто не записан в книге жизни, тот оказывается в огненном озере.

Откуда же в церкви появилось учение о вечном аде, если Писание об этом ничего не говорит, а говорит вещи противоположные?
Из греческой философии.
«Каждый человек обладает смертным телом, в котором обитает бессмертная душа». Библия же описывает человека абсолютно смертным".

В Писании же говорится совершенно иное.
«Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил». Быт. 2-7.

Только Бог бессмертен, говорится в 1 Тим.6-16. У нас нет бессмертных душ, наше существование зависит от Бога каждую секунду, и если Господь не будет поддерживать в нас жизнь, то мы не будем жить.

Когда Писание говорит о бессмертии, то три вещи всегда правда и три нет.
1) Бессмертие всегда относится к спасенным, никогда к заблудшим.
2) Всегда ко всему человеку, никогда отдельно к душе или духу.
3) Бессмертие человек обретет после воскресения, но не сейчас и не при сотворении.

Теперь обратимся к отцам. Для начала рассмотрим писания мужей апостольских: Дидахэ, Игнатий, Варнава, Климент. Все они учат об уничтожающем огне.

После апостольских мужей идут апологеты: Афинагор, Тертуллиан. Они были греческими философами, обращенными в христианство, и они привнесли учение о бессмертной душе в церковь. Тертуллиан вообще писал: « Душа вообще не нуждается в спасении, так как она изначально бессмертна».

После апологетов идут александрийцы: Климент и Ориген. И они предлагают учение об «апокатастасисе» или «универсализме» - учение об всеобщем спасении, то есть, что, в конце концов, все люди будут спасены и войдут в вечное блаженство.

Первый, кто начинает говорить об вечном мучении – это бл. Августин. В Средневековой Европе эту идею широко развивает Ансельм. Он использует феодальные отношения, чтобы объяснить отношения человека и Бога. Если человек нарушает законы бесконечного существа, то за это он должен терпеть бесконечные муки. Наказание должно быть соразмерно преступлению. В Средневековье было разное наказание за обиду феодалу, купцу, смерду или рабу.
Фома Аквинский также говорит о вечных мучениях. Сначала начинает мучиться душа, потому что она первая грешит, потом к ней присоединяется и тело.

Далее идет Данте со своей «Божественной комедией». Интересно отметить, что на самом нижнем уровне ада у него ледяной мороз.

Как мы видим, Эдвард Фудж убедительно доказывает, что Писание говорит не о вечном мучении, а об уничтожении, аннигиляции человека, который отказывается от Бога. Бог – источник жизни, и кто с Богом, тот живет вечно. Человек, отвергающий Бога, отрекается от источника жизни и уходит в небытие.

Учение о вечных муках, как и учение о всеобщем спасении (апокатастасис) возникли в христианстве в следствии проникновения в него философского учения о бессмертии души. Поэтому как идея о вечном аде, так и идея о всеобщем спасении имеют одно основание. Писание же, и ранние отцы учат нас о том, что жизнь возможна только с Богом, без Бога наступает смерть – которая есть прекращение всякого существования.












Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
paroikea
14 июн, 2017 21:56 (UTC)
пИчаль
Кристцив сАвсем мёртвый журнал стал
dmatveev
15 июн, 2017 11:56 (UTC)
Re: пИчаль
Сапсэм пачты аннигилировал, аднака!
punk_lowliness
20 июн, 2017 13:26 (UTC)
Re: пИчаль
а всё пачиму? патаму што все всё поняли!)
alexey_pl
14 июн, 2017 22:50 (UTC)
"Где червь их не умирает и огонь их не угасает"
Кажется эта цитата нигде не упомянута.
dmatveev
15 июн, 2017 11:49 (UTC)
Посильные соображения.
1.Как раз на философию легче свалить именно идею аннигиляции: ведь она предполагает такое абстрактное понятие, как "ничто". Современному сознанию, на которое влияет целая цепочка философских традиций, "ничто" уже легко представить, оно и боится именно небытия, а не сковородок, в которые ему верить нелепо (я говорю о мейнстриме: встречается-то нынче что угодно).
А вот дофилософское, чисто мифологическое сознание "ничто" с трудом представляет. Не случайно концепт "творения из ничего" в Библии появляется только очень поздно, во 2 Макк., она и написана известно на каком языке. А в Бытии - тьма, бездна и т.д., сплошные образы и никакого "ничто" или "небытия". Соответственно, и смерть в ВЗ описывается либо как шеол или что-то аналогичное, либо как мучения (т. е., в условиях непредставимости небытия - как бытие без блага, только случай мучений густо замешан на идее возмездия и педагогике страха). Вечная мука - это никакая не философема, а мифологема: мощно воздействующий образ. А вот "ничто" - философема.
И не случайно в приводимых Вами цитатах о смерти понятия небытия, по-моему, не найти. Попробуйте, кстати: может, у Вас получится, тогда обсудим. А вот понятие вечной муки - ходить далеко не надо: Мф: 25 или тот же "червь".

2.>>жизнь возможна только с Богом, без Бога наступает смерть – которая есть прекращение всякого существования.<<
"Без Бога" в нашей эмпирике мы еще можем как-то худо-бедно помыслить. В конце концов, наша эмпирика - это и есть ситуация "без Бога", или, точнее, ситуация радикальной неопределенности относительно Него. Здесь же невозможны ни доказательства, ни опровержения, возможны только вера и надежда.
А вот что такое "без Бога" в эсхатоне? Эсхатон мы мыслим как-то так, что Бог в нем является в очевидности, так или нет? И Вы считаете, что перед лицом этой очевидности кто-то будет способен Его отвергнуть?

Edited at 2017-06-15 20:49 (UTC)
punk_lowliness
20 июн, 2017 13:26 (UTC)
хорошие новости - мучать не будут!
"Человек, отвергающий Бога, отрекается от источника жизни и уходит в небытие."

Слава тебе, Господи!!!
(без темы) - huseyn_gurbanov - 9 июн, 2018 13:25 (UTC) - Развернуть
Константин Спиридонов
15 фев, 2019 20:45 (UTC)
То есть. Твори что хош. А потом просто исчезнешь? Как то легко отделался не кажется? Вечные муки совести вне царства Божьего. Что ты никогда-НИКОГДА не будешь уже прощен. Не страшно?
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel