?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Прежде, чем говорить о христианстве и религии, целесообразно вкратце сказать о самом понятии «религии», т.к. в ходе полемики собеседники зачастую понимают под «религией» совершенно разные феномены.
До эпохи средневековья термин «религия» имел очень узкий смысл, и обозначал богобоязненность, благочестие, поклонение Богу или что-то в этом роде.[1] Религией назывались только конкретные идеи и связанные с ними практики. Но пока ещё никому не удалось корректно сформулировать объединяющее начало, делающее систему идей и практик «религиозной» (вера в сверхъестественное, «предельная забота» человека или что-то ещё?). Всегда находятся какие-либо исторические примеры, не вписывающиеся в теорию и в определение религии.
Широкое и универсальное значение термину «религия» стали приписывать лишь с XVIII века, когда в европейской культуре созрела идеология богоборческого атеизма.[2] Термин «религия» понадобился как абстракция, обозначающая всё, что противоположно атеизму. Но этот термин является очень неудачным именно по причине своей абстрактности, поскольку абстрактной «религии» не существует. Более-менее корректно можно говорить лишь о какой-либо конкретной исторической «религии», о её контексте и её особых индивидуальных характеристиках.
Для решения проблемы определения религии мы предлагаем следующие рассуждения. Любая идея в области мировоззрения, социальных отношений и культуры обычно материализуется и внешне выражается посредством каких-либо церемоний, обрядов и ритуалов. Как правило, эти церемонии и обряды следуют за своей идеей в случае её эволюции, но иногда могут и отрываться от неё, замыкаясь в себе. Таким образом, формирование условного «тела» религии происходит аналогично формированию государственных и культурных традиций, т.к. при этом действуют одни и те же законы психологии.
Например, византийских императоров во время каких-либо мероприятий всегда сопровождали воины-копьеносцы (дорифоры). По существу это была не охрана, а почётный эскорт в качестве выражение высшей чести. Христианское понятие о Боге, как Небесном Царе, стало выражаться через аналогичные символы.
Например, на Литургии в херувимском гимне[3] рисуется образ Бога - Всеобщего Царя, окружённого ангельскими чинами дорифорами. В Библии ничего не говорится ни о каких ангелах дорифорах, эта метафора вошла в христианское богослужение из византийского придворного церемониала.
Со временем подобные внешние выражения идей могут изменяться. В наше время уже нет дорифоров, но отдание высшей чести особо значимым лицам по-прежнему выражается через почётное сопровождение. У римского Папы есть швейцарская гвардия, президентский кортеж сопровождает почётный эскорт из мотоциклистов.
Таким образом, условное «тело» религии - её выражение в социальной и культурной сфере, формируется по тем же психологическим законам, что и нерелигиозные феномены, например, искусство. Поэтому, можно находить параллели и аналогии религиозных феноменов с нерелигиозными, и это облегчит понимание процессов, происходящих в какой-либо исторической религии.
Также следует принять во внимание тот факт, что по разным причинам к основной идее могут подмешиваться и параллельно с ней сосуществовать другие идеи, паразитические и даже противоположные. Например, цель искусства - само искусство. Если художник начинает думать о коммерции, то он теряет вдохновение и чувство прекрасного. Но существует целая индустрия, которая вынуждает художников писать не по вдохновению, а то, что пользуется спросом. Это не есть творчество в подлинном смысле.
Аналогично, в христианстве одними из фундаментальных являются идеи нестяжательности и смирения: «не можете служить Богу и маммоне», «даром получили, даром давайте», «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 6: 24; 10: 8; 20: 26) и т.п. Но историческое христианство даёт множество примеров, когда христиане были всецело поглощены жаждой власти и богатства.
Что же происходит? Почему христиане очень часто живут совсем не так, как учит их Св. Писание? Кстати, тоже самое можно сказать и об иудеях, мусульманах и буддистах. Этот вопрос иногда задают атеисты, но больше всего он волнует самих верующих.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) рассказывает на эту тему очень примечательный случай. Однажды он проводил трёхдневные беседы о духовной жизни для группы студентов, которые должны были быть рукоположены в Англиканской Церкви. На заключительном собрании один из студентов от имени других при всех преподавателях поставил вопрос: «Как нам вновь найти ту веру, которая нас привела в богословскую школу, и которую богословская школа разрушила?» Вот каково положение. Вот где острие меча! Это ключевой вопрос для судьбы современного христианства!
И Дарвин и Сталин собирались стать священниками, но церковное учебное заведение подорвало в них веру и сделало богоборцами. Подобных примеров так много, что невозможно отнести всё это лишь к частным случаям и исключениям. В конце XIX - начале XX века в России был расцвет богословия: многие достижения церковной науки остаются непревзойдёнными до сих пор. Однако, четыре Духовных Академии и сотни Семинарий погубили веру во многих своих выпускниках. Атеистическая революция 1917 года была бы невозможна без активной поддержки выпускниками церковных учебных заведений.
В Библии некоторые регионы, страны и народы иногда характеризуются, как будто это один человек. Употребляя такую же метафору, можно задать кардинальный вопрос англиканского студента уже в масштабе всей Европы: «Как в Европе вновь возродить ту веру, для лучшего понимания которой христиане полторы тысячи лет создавали богословие и учреждали богословские школы? Почему эти богословские школы разрушили веру и привели Европу к атеизму?» Где была скрыта мина замедленного действия? Может быть, причина в том, что греческие богословы пытались изложить Откровение на языке античной философии? Или причина в западной схоластике, также пользовавшейся логикой Аристотеля?
В самом деле, страны с «молодым» христианством, такие как Гана или Самоа, отличаются искренностью и живостью веры. Никакого кризиса веры и тем более атеизма там нет совсем. В тоже время в Европе, с её двухтысячелетней христианской историей, доминирует атеизм.
Скорее всего, причина этого не столько в богословии и не столько в превращении христианства в религию, сколько в измене фундаментальным принципам христианства. Очень часто внимание христиан акцентировалось на этике и нравственном совершенстве: как стать лучше, справедливее, воздержнее и добрее. Но всё это не является той великой целью, ради которой Бог сотворил человека. Основная идея христианства заключается в том, что Бог стал Сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим. Разные св. отцы писали эту фразу немного по-разному, но смысл именно такой[4]. То есть Творец, будучи Богом по природе, призывает человека стать богом по благодати. Человек был сотворён по образу Божию и по подобию, чтобы достичь не только нравственной, но и личной связи со своим Творцом.
Поэтому, центральный нерв христианской жизни - это ощущение Бога и живые отношения с Ним[5]. Буквально об «осязании» (ψηλάφηση) Божества проповедовал ап. Павел[6] (Деян. 17: 27).
Хотя ощутить Бога можно и вне религиозного контекста, но элементы религии либо сразу же за этим следуют, либо присутствуют как фон, предпосылка (background). Например, в житии католического святого священника Кюре из Арса[7] повествуется такой случай. Приходя в свою деревенскую церквушку, он заставал там старика крестьянина, который часами сидел по-видимому даже и не молясь. И как-то священник спросил старика: «Что ты здесь делаешь, часами сидя в церкви? Я заметил, что губы твои не двигаются в молитве, и пальцы твои не бегают по чёткам, ты просто сидишь и смотришь прямо перед собой. Объясни мне, что происходит?» И старик ответил с улыбкой: «Я на Него гляжу, Он на меня глядит — и нам так хорошо друг с другом!»
Другой характерный пример приводит митро­по­лит Сурожский Антоний. К нему в храм пришёл человек передать посылку одной из прихожанок. Он был убеждённый атеист и хотел прийти после богослужения, но пришёл слишком рано. Потом после службы он остался и обратился к священнику с вопросом: «Что происходит у вас в храме? Я пришёл сюда, зная, что Бога нет, зная, что всё это выдумки. Но я просидел часть службы, и меня что-то поразило. Мерцание ли это свечей, пение или что-то другое?» Священник ему ответил: «Если бы вы были верующим, я бы сказал, что это Божие присутствие. Но если вы знаете, что Бога нет, то я ничего не могу сказать». Он тогда подумал и сказал: «А можно мне прийти как-нибудь, когда в этом храме не будет никого, когда и вы уйдете, чтобы ничто не влияло на меня? Я хочу побыть один, посмотреть и учуять, есть ли здесь что-либо или просто пустота, пустое помещение». Он приходил несколько раз и потом сказал: «Я не знаю, есть ли Бог, но точно знаю, что здесь что-то есть, потому что когда я один в храме, я чувствую какое-то непостижимое для меня, непонятное присутствие». Этот неверующий человек сумел почувствовать то, чего часто не чувствуют верующие, посещающие храм регулярно.[8]
С одной стороны, и верующий крестьянин и атеист смогли ощутить Бога в пустом храме. И богослужение, и религиозное образование, и богословие, и обряды им бы только помешали. С другой стороны, они ощутили Бога именно в храме, а не в музее, театре или университете. Благодаря богословию и литургической традиции возник этот храм, как место встречи с Богом. Богослужения в нём стали тем фоном, предпосылкой, благодаря которому стало возможно почувствовать Божие присутствие и в тишине пустого храма.
Все эти примеры показывают, что христианство не тождественно религии, но при попытке отделить одно от другого есть риск потерять нечто существенное, важное. Однако ревизия богословия и литургической традиции необходима. Дно кораблей обрастает моллюсками, которые увеличивают трение корабля о воду. Из-за этого корабль теряет скорость и понапрасну тратит горючее. К тому же, обрастания в большом количестве отяжеляют корабль[9] и увеличивают его осадку. Поэтому, периодически корабли ставят в док, скребут, чистят днище и красят. Нечто подобное требуется и христианству.
Например, в православной Церкви давно назрела ревизия богослужебных текстов. Зачастую прихожане не понимают в полной мере того, что они слышат на богослужении, вследствие архаич­ности языка. Некоторым нравится такая ситуация, и своё непонимание они делают сакральным. И они счастливы в своём неведении. Если же сделать перевод и объяснить смысл этих текстов, то прихожане придут в ужас и сделают печальное открытие: за две тысячи лет корабль Церкви оброс не только огромным количеством балласта, но в этом балласте находится ещё и много еретического и чуждого христианству.
Например, множество песнопений византийской эпохи содержат молитвы о даровании победы императору над варварами. Под варварами византийцы понимали всех иностранцев, в том числе славян. И Византия многократно вое­вала со славянами, православные христиане воевали с православными христианами. Это совершенно противоречит Евангелию. И потом, Византийской империи нет уже почти шесть веков, так что нет никакого смысла молиться за несуществующего императора. Однако, в Греции эти песнопения мумифицировались и повторяются до сих пор в своём неизменном виде.
Кроме того, почти все церковные гимны написаны монахами. И это накладывает отпечаток на то, каким образом написаны гимны, каким святым даётся предпочтение и какие взаимоотношения они проповедуют. Но главная проблема в том, что значительная часть монашества находилась под влиянием идей неоплатонизма и оригенизма. Поэтому в церковных песнопениях акцентируется внимание на оригенистической Экклесиологии[10]. Неоднократно церковные соборы осуждали Оригена, однако его учение в той или иной степени снова возрождалось в монашестве.
В заключение ещё раз отметим, что центральный «нерв» христианства - это ощущение Божьего присутствия. Оно зависит не от образованности, не от теоретического знания, и даже не от количества молитв, а оттого, как человек открывается Богу. Религиозная составляющая в христианстве может быть как благотворной, так и вредоносной. Поэтому каждый религиозный феномен необходимо рассматривать отдельно.

[1] Например, Деян. 17:22.
[2] Иными словами, абстрактное понятие «религии» создали атеисты XVIII века для идентификации себя самих. Поэтому термин «религия» такой неточный и чужеродный для людей, верующих в Бога. В христианстве, исламе, иудаизме вместо понятий «религиозный/нерелигиозный» всегда использовались понятия «верный/неверный» (по отношению к Богу).
[3] Χερουβικὸς ὕμνος, греч. текст: Οἱ τὰ Χερουβεὶμ μυστικῶς εἰκονίζοντες, καὶ τῇ ζωοποιῷ Τριάδι τὸν τρισάγιον ὕμνον προσᾴδοντες, πᾶσαν τὴν βιοτικὴν ἀποθώμεθα μέριμναν, ὡς τὸν Βασιλέα τῶν ὅλων ὑποδεξόμενοι, ταῖς ἀγγελικαῖς ἀοράτως δορυφορούμενον τάξεσιν. Ἀλληλούϊα. Ἀλληλούϊα. Ἀλληλούϊα.
[4] См: Ириней Лионский (Adversus haereses, III, 10, 2 и в Прологе пятой главы); свт. Афанасий Александрийский (Contra Arianos I, 39). Примерно то же самое говорили Василий Великий и Григорий Богослов.
[5] См.: Скабалланович М. «Что мы ждем от обновленных монастырей?», Свободное слово христианина 1 (1918), 20.
[6] Ζητεῖν τὸν Κύριον, εἰ ἄρα γε ψηλαφήσειαν αὐτὸν καὶ εὕροιεν, καί γε οὐ μακρὰν ἀπὸ ἑνὸς ἑκάστου ἡμῶν ὑπάρχοντα (Πράξ. 17,27).
[7] фр. Saint Curé d’Ars (1786-1869) св. Жан Батист Мари Вианней - французский священник, покровитель приходских священников и исповедников. англ. Curé of Ars.
[8] См.: Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Труды. Книга первая. — 2-е изд. — М., «Практика», 2012, с. 821-822.
[9] Для большого корабля добавочный вредный груз может составлять несколько сот тонн.
[10] Подробнее об этом см.: Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь как икона Царствия Божия. Лекции по Экклесиологии / Пер. с греч. К. Г. Волкодав. — Киев: Богуславкнига, 2013, с. 62-63.

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
tozhe_kot
9 сент, 2017 22:47 (UTC)
Я понимаю, что статья не об этом, но пример настолько плохой, что просто глаз режет: ...существует целая индустрия, которая вынуждает художников писать не по вдохновению, а то, что пользуется спросом. Это не есть творчество в подлинном смысле. До Нового времени все художники работали исключительно на заказ. На заказ были сделаны все мировые шедевры
А то, что христиане бывают поглощены жаждой власти и богатства, следствие государственного христианства, во время гонений такого не наблюдается
nama_gr
10 сент, 2017 07:29 (UTC)
1) другой пример как-то не могу подобрать. На мой взгляд, шедевры на заказ получились потому, что художника изначально спонсировали и он не думал о деньгах, но ему никто не указывал как писать, т.е. была свобода творчества. Я имел ввиду, что творчество угнетает несвобода, необходимость писать то, что пользуется спросом.
2) государственное христианство - лишь один из факторов. В Росии уже 100 лет Церковь отделена от гос-ва, однако, жажда власти и богатства одолела большинство епископата. То же самое у греков в Иерусалиме, Стамбуле. А вот в Греции, где Элладская Церковь - часть государства, как раз это проявляется намного меньше. Все финансовые потоки (кроме продажи свечей) контролируются государственными чиновниками (в основном атеистами), перемещение на должности - тоже. Так что в государственном христианстве гораздо меньше лазеек для карьеристов и стяжателей.
tozhe_kot
10 сент, 2017 07:53 (UTC)
1. Нет, тут вы не правы. Заранее не спонсировали. Был заказ, требования, сроки и оплата после выполнения, просто до нашего времени дошли шедевры, а второстепенную живопись и музыку знают только специалисты. Но шедевры были созданы в тех же жестких условиях.
2. В СССР, пока Церковь действительно была отделена от государства, этого не было, но как только в России Церковь снова кинулась в его объятия, все снова заверте... В Иерусалимской церкви положение очень странное, епископат и скажем так: просто христиане, это абсолютно непересекающиеся множества. То есть епископат это предприятие по эксплуатации недвижимости (что повелось еще с времен Порты), а христиане вполне себе христиане. И даже говорят они на разных языках, уже не пытаясь понять друг друга
nama_gr
10 сент, 2017 08:45 (UTC)
2. Что значит "действительно была отделена от государства"? Церковь всегда была под опекой НКВД, КГБ. В 20х был госзаказ поддерживать то обновленцев, то сергиан, стравливая их и провоцируя церковную "гражданскую войну". Но обновленцы остались с пустыми храмами, за ними народ не пошел. Поэтому с 1943 создали сталинскую РПЦ, где все ключевые кадры подбирались/утверждались Советом по делам религий. Епископат и послушные свящ-ки жили богато всегда, "идейные" жили в бедности. Но и после распада СССР ситуация по сути не изменилась (одна особенность: в 90е были тесные связи с бандитами, которые щедро спонсировали епископат).
3. В Греции Церковь - часть государства, подчиняется Министерству образования и религий (как в Рос. Империи в синодальный период). Епископат и прочие клирики получают фиксированную ставку из этого Министерства на банковский счет. Государство обязало все приходы/монастыри открыть счет в банке и всю наличку сдавать туда. Приход не может заплатить даже 20 евро наличкой певчему за службу - только безнал по карте. Так что все доходы/расходы абсолютно прозрачны.
С одной стороны, полная несвобода. С другой стороны, невозможны никакие поборы и требования конвертиков на лапу епископу (изобретение РПЦ). Как результат, еп-пы менее заносчивы и больше открыты для общения с народом.
tozhe_kot
10 сент, 2017 10:14 (UTC)
Вот я и говорю, что там, где в России церковь с государством, там все плохо
О Греции судить не могу, никогда там не жила
nama_gr
10 сент, 2017 09:04 (UTC)
1. Однако, Ван Гог и Гоген, чьи картины сейчас имеют цену около 100 млн. дуллеров за шт., жили в бедности и едва сводили концы с концами. Также Рембрант, в музыке гениальный Моцарт и др. жили в бедности, тогда как менее талантливые были гораздо более обеспечены.
2.2 Церковь действительно была отделена от государства разве что в РПЦЗ. Там да, епископы поскромнее. Но это же нищета поневоле, вынужденная обстоятельствами. У меня же речь именно о добровольном евангельском нестяжании.
tozhe_kot
10 сент, 2017 10:12 (UTC)
Ван Гог и Гоген это уже новое время, он как раз на заказ не работали
и я не сказала, что гонорары были всегда высокими, я сказала, что люди работали на заказ
nama_gr
24 сент, 2017 08:45 (UTC)
"На заказ были сделаны все мировые шедевры"
Как говорил Генри Форд, "самая лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби". Некоторые шедевры были сделаны на заказ, но это не значит, что художники (и др.) делали работу, которая им не нравится, совершали насилие, преступление над собственным "Я". Наоборот, они были готовы творить и бесплатно, задача их увлекала и радовала. А оплата была просто дополнительным бонусом, благоприятными условиями для работы.
tozhe_kot
24 сент, 2017 16:13 (UTC)
Re: "На заказ были сделаны все мировые шедевры"
как я люблю разговоры о художниках, которые готовы творить и бесплатно!
aleksy_n
17 сент, 2017 20:04 (UTC)
>>Но пока ещё никому не удалось корректно сформулировать объединяющее начало, делающее систему идей и практик «религиозной»<<

Религии и религия — не одно и тоже. Как, скажем, не одно и тоже науки и Наука. Говоря о Науке, рассматривают не только частные «науки», но и общие вопросы академического и прикладного знания. Аналогично и с религиями.

Религии — работа с бессознательным общества..
Религия — работа со святым. :-)

nama_gr
17 сент, 2017 21:22 (UTC)
Очень верное замечание! Спасибо!
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel