?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

П. Б. Струве в своей статье "Большой писатель с органическим пороком", говоря о В. В. Розанове, пишет, что он "абсолютно беззаботен относительно фактов. Он фактов не знает и не любит. Он их презирает и безжалостно (бессовестно?) перевирает. По той причине, что они для него не "факты", не "дело", а бисер в его художественных узорах. Поэтому-то он часто попадает впросак и целые выводы строит на -- sit venia verbo! {да будет мне позволено так сказать! (лат.).} -- глупейших фактических ошибках, т. е. на невежестве или безграмотности".

Розанов был одержим маниакальной идеей представить Иисуса Христа как дьявола, а христианство - как изуверский культ самоубийц, и к этому своему художественному узору он "приплетал" разные "факты" и "дела", свидетельствующие, по его мнению, в пользу его гениальной догадки.

"Притянутость за уши" "фактов" особенно остро чувствуется в его работе "В тёмных религиозных лучах. Купол храма". В качестве основного "факта" он приводит высказывания И. А. Сикорского (1842-1919), одного из ведущих российских психиатров того времени, о трагедии одного старообрядческого скита в Приднестровье. Там староверы, подобно легендарной чуди белоглазой, буквально ушли под землю и "самозакопались" там.

Но вот основной вопрос: сами ли они ушли, добровольно ли они "самозакопались", или они совершили коллективное самоубийство из-за грубого вмешательства в их жизнь со стороны государства? В УК РФ имеется статья 110: "Доведение лица до самоубийства". Но эта статья касается лишь подзаконных "простых смертных". А кто накажет государство, если "жестокое обращение и систематическое унижение человеческого достоинства" происходит с его стороны? Никто не накажет. Никто об этом даже вслух не скажет.

Понятное дело, что Сикорский объяснил трагедию "малоизученным феноменом: влиянием помешанных на здоровых людей". То есть весь скит подвергся дурному влиянию монахини Виталии, и в результате "психической заразы" погибли 25 человек. Розанов пошёл дальше и заявил, что вообще христианство - это культ смерти, что "зараза" самоубийства пошла от Евангелия, от Самого Иисуса Христа. "Пост — начало самоуморения, самозакапываний, самосожжений и проч. Религия, где есть посты как идеалы жития, непременно где-нибудь выразится и в идеальном самоубийстве" (В. В. Розанов). Старообрядческая точка зрения на эти события наиболее отчётливо представлена в труде Ф. Е. Мельникова, который рассматривает происшедшую трагедию как исключительно результат государственных гонений на старообрядцев. (Да и сам Розанов мимоходом замечает: "Попы, да и глупая пресса, так-таки и приписали терновские ужасы «требовательности начальства» и «испугу перед начальством»…").

Я склоняюсь к точке зрения Мельникова. Ну, потому что Розанов приводит, в качестве примеров, самосожжения тех же старообрядцев. Но мы-то знаем, что эти самосожжения имели место быть лишь в тех случаях, когда староверам грозила каторга в Сибири. А что это такое - можно узнать из жития протопопа Аввакума. Или, например, из скопческих "страд" Кондратия Селиванова: "... И повезли меня в Иркутск, и посадили в повозку, и ножки мне связали, и ручки приковали по обеим сторонам телеги, и злой нечистому наказывал: смотрите не упустите, такого не было и не будет, хошь кого обманет. Во время дороги нашли у меня зашитые в платье деньги, сорок рублей, собранные моими детушками. И тут меня офицер крепко бил палашом по всем моим суставам, продолжая оное занятие во всю даже дорогу, так что я во время наказания кнутом не принял столько муки, как от него, ибо он все члены мои разбил и притом говорил: ты праведный, тебе, святому, не положены деньги, а ты имеешь, - и взял оные себе, а меня приказал каждый день бить, отчего у меня и поныне все члены болят, но Господь его наказал."

Ещё Розанов упоминает раннехристианских мучеников, но ведь и там были жестокие государственные гонения. А так, чтобы ни с того, ни с чего христиане самосожигались или самозакапывались, или добровольно умирали голодной смертью, об этом вообще нигде в истории не упоминается. У Розанова много всяких "натяжек", но конкретных фактов нет.

Допуская возможность государственного террора в отношении староверов, он, однако, приводит такую, кажущуюся ему неотразимой, сентенцию: "Ну, был ли хоть один пример в истории, чтобы «преследуемый» разбойником несчастный, — добежав до ножа на кухне, взял да и зарезался сам?" Да сколько угодно! Вот, совсем недавно я читал про бушменов, что они, как дети малые, не понимали разницы между дикими антилопами и домашними коровами, и охотились на последних. Когда же их сажали в тюрьму за покушение на частную собственность, они, как правило, умирали там от голода, не прикасаясь к тюремной пище. Они предпочитали смерть жизни в неволе. То же самое можно сказать и относительно американских индейцев. Они тоже предпочитали смерть каторжной работе на хлопковых плантациях. Именно поэтому в Америку стали завозить негров из Африки, потому что индейцы быстро умирали в неволе. И что, бушменов и индейцев тоже Христос научил умирать?!

У Розанова был проницательный ум, но в области религиозной мистики он был абсолютный профан. Он совершенно не понимал смысла религиозного аскетизма и пытался "вывести" его из содомии.

На самом же деле все религиозные чудеса и откровения случаются лишь с теми людьми, которые так или иначе "выходят из себя" и приближаются к потустороннему миру. Это хорошо чувствовал гений Достоевского. "Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше".

Тут замените слово "привидения" словом "духи", и вот перед вами уже весь шаманизм с его "шаманской болезнью", приводящей его на самую грань между жизнью и смертью. Тут и всё древнее пророчество. Девы-пифии постились, а потом ещё вдыхали какие-то ядовитые пары. Величайший ветхозаветный пророк Иоанн Креститель жил в пустыне и питался саранчой. Иисус Христос, после встречи с ним, постился 40 дней и под конец поста к Нему явился дух Сатаны.

Подобные примеры можно множить до бесконечности. Вся религия пропитана аскетизмом. В шаманизме, самой древней религии на Земле, существует такой феномен как "шаманская болезнь". Это очень опасная "болезнь": "избранник духов" балансирует на грани между смертью и жизнью. В древности повсюду у всех племён и народов существовали т. наз. посвящения (или инициации); эти обряды часто были крайне болезненными. На древнем Востоке поклонники Астарты и Изиды в состоянии исступления совершали самооскопление. Один висел на ясени Иггдрасиль 9 дней. Будда сидел под деревом боддхи 49 дней. Трудно поверить, что вся эта "зараза" пошла от Евангелия, - тем более, что в эпоху палеолита никакого Евангелия и в помине не было.

Метки:

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel