Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in christ_civ,
Хрестьянин
ltraditionalist
christ_civ

Categories:

О порочном заблуждении Василия Розанова.

П. Б. Струве в своей статье "Большой писатель с органическим пороком", говоря о В. В. Розанове, пишет, что он "абсолютно беззаботен относительно фактов. Он фактов не знает и не любит. Он их презирает и безжалостно (бессовестно?) перевирает. По той причине, что они для него не "факты", не "дело", а бисер в его художественных узорах. Поэтому-то он часто попадает впросак и целые выводы строит на -- sit venia verbo! {да будет мне позволено так сказать! (лат.).} -- глупейших фактических ошибках, т. е. на невежестве или безграмотности".

Розанов был одержим маниакальной идеей представить Иисуса Христа как дьявола, а христианство - как изуверский культ самоубийц, и к этому своему художественному узору он "приплетал" разные "факты" и "дела", свидетельствующие, по его мнению, в пользу его гениальной догадки.

"Притянутость за уши" "фактов" особенно остро чувствуется в его работе "В тёмных религиозных лучах. Купол храма". В качестве основного "факта" он приводит высказывания И. А. Сикорского (1842-1919), одного из ведущих российских психиатров того времени, о трагедии одного старообрядческого скита в Приднестровье. Там староверы, подобно легендарной чуди белоглазой, буквально ушли под землю и "самозакопались" там.

Но вот основной вопрос: сами ли они ушли, добровольно ли они "самозакопались", или они совершили коллективное самоубийство из-за грубого вмешательства в их жизнь со стороны государства? В УК РФ имеется статья 110: "Доведение лица до самоубийства". Но эта статья касается лишь подзаконных "простых смертных". А кто накажет государство, если "жестокое обращение и систематическое унижение человеческого достоинства" происходит с его стороны? Никто не накажет. Никто об этом даже вслух не скажет.

Понятное дело, что Сикорский объяснил трагедию "малоизученным феноменом: влиянием помешанных на здоровых людей". То есть весь скит подвергся дурному влиянию монахини Виталии, и в результате "психической заразы" погибли 25 человек. Розанов пошёл дальше и заявил, что вообще христианство - это культ смерти, что "зараза" самоубийства пошла от Евангелия, от Самого Иисуса Христа. "Пост — начало самоуморения, самозакапываний, самосожжений и проч. Религия, где есть посты как идеалы жития, непременно где-нибудь выразится и в идеальном самоубийстве" (В. В. Розанов). Старообрядческая точка зрения на эти события наиболее отчётливо представлена в труде Ф. Е. Мельникова, который рассматривает происшедшую трагедию как исключительно результат государственных гонений на старообрядцев. (Да и сам Розанов мимоходом замечает: "Попы, да и глупая пресса, так-таки и приписали терновские ужасы «требовательности начальства» и «испугу перед начальством»…").

Я склоняюсь к точке зрения Мельникова. Ну, потому что Розанов приводит, в качестве примеров, самосожжения тех же старообрядцев. Но мы-то знаем, что эти самосожжения имели место быть лишь в тех случаях, когда староверам грозила каторга в Сибири. А что это такое - можно узнать из жития протопопа Аввакума. Или, например, из скопческих "страд" Кондратия Селиванова: "... И повезли меня в Иркутск, и посадили в повозку, и ножки мне связали, и ручки приковали по обеим сторонам телеги, и злой нечистому наказывал: смотрите не упустите, такого не было и не будет, хошь кого обманет. Во время дороги нашли у меня зашитые в платье деньги, сорок рублей, собранные моими детушками. И тут меня офицер крепко бил палашом по всем моим суставам, продолжая оное занятие во всю даже дорогу, так что я во время наказания кнутом не принял столько муки, как от него, ибо он все члены мои разбил и притом говорил: ты праведный, тебе, святому, не положены деньги, а ты имеешь, - и взял оные себе, а меня приказал каждый день бить, отчего у меня и поныне все члены болят, но Господь его наказал."

Ещё Розанов упоминает раннехристианских мучеников, но ведь и там были жестокие государственные гонения. А так, чтобы ни с того, ни с чего христиане самосожигались или самозакапывались, или добровольно умирали голодной смертью, об этом вообще нигде в истории не упоминается. У Розанова много всяких "натяжек", но конкретных фактов нет.

Допуская возможность государственного террора в отношении староверов, он, однако, приводит такую, кажущуюся ему неотразимой, сентенцию: "Ну, был ли хоть один пример в истории, чтобы «преследуемый» разбойником несчастный, — добежав до ножа на кухне, взял да и зарезался сам?" Да сколько угодно! Вот, совсем недавно я читал про бушменов, что они, как дети малые, не понимали разницы между дикими антилопами и домашними коровами, и охотились на последних. Когда же их сажали в тюрьму за покушение на частную собственность, они, как правило, умирали там от голода, не прикасаясь к тюремной пище. Они предпочитали смерть жизни в неволе. То же самое можно сказать и относительно американских индейцев. Они тоже предпочитали смерть каторжной работе на хлопковых плантациях. Именно поэтому в Америку стали завозить негров из Африки, потому что индейцы быстро умирали в неволе. И что, бушменов и индейцев тоже Христос научил умирать?!

У Розанова был проницательный ум, но в области религиозной мистики он был абсолютный профан. Он совершенно не понимал смысла религиозного аскетизма и пытался "вывести" его из содомии.

На самом же деле все религиозные чудеса и откровения случаются лишь с теми людьми, которые так или иначе "выходят из себя" и приближаются к потустороннему миру. Это хорошо чувствовал гений Достоевского. "Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше".

Тут замените слово "привидения" словом "духи", и вот перед вами уже весь шаманизм с его "шаманской болезнью", приводящей его на самую грань между жизнью и смертью. Тут и всё древнее пророчество. Девы-пифии постились, а потом ещё вдыхали какие-то ядовитые пары. Величайший ветхозаветный пророк Иоанн Креститель жил в пустыне и питался саранчой. Иисус Христос, после встречи с ним, постился 40 дней и под конец поста к Нему явился дух Сатаны.

Подобные примеры можно множить до бесконечности. Вся религия пропитана аскетизмом. В шаманизме, самой древней религии на Земле, существует такой феномен как "шаманская болезнь". Это очень опасная "болезнь": "избранник духов" балансирует на грани между смертью и жизнью. В древности повсюду у всех племён и народов существовали т. наз. посвящения (или инициации); эти обряды часто были крайне болезненными. На древнем Востоке поклонники Астарты и Изиды в состоянии исступления совершали самооскопление. Один висел на ясени Иггдрасиль 9 дней. Будда сидел под деревом боддхи 49 дней. Трудно поверить, что вся эта "зараза" пошла от Евангелия, - тем более, что в эпоху палеолита никакого Евангелия и в помине не было.
Tags: аскетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments