triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Отец Павел Груздев. Часть 3.





Эта история многажды рассказана, она как бы визитная карточка отца Павла. В 70 е или начале 80х  дело было. Приезжают к нему в Никульское люди из компетентных органов поговорить, о том о сём…Точно мы не знаем о чём конкретно, но предположения очевидны:  что людей много к нему ездит, тружеников села смущают, какие-нибудь «жалобы поступают» , да и вообще не дело , да и , может, отцу Павлу лучше куда-то уехать, в монастырь, например,  в общем, подальше…А навстречу  - он в завёрнутых по калено штанах несёт два ведра говна. Опешившие сотрудники органов враз забылись и говорят :
 

  - К вам же столько народа ездит, неужто некому туалет почистить?
   - Сам насрал- сам и ношу – сказал старец и прошёл мимо.
После такого ответа профессиональные борцы за интересы государства ретировались. 
Не столь важно  всё ли в этой истории - правда. Важнее, что она ОЧЕНЬ об отце Павле!
Когда он совсем ослеп и ослаб, встал вопрос о месте, куда бы он мог переехать. Своего жилья у батюшки не было. Вроде уже решилось, что он в монастырь в Ростов Великий поедет, там и условия, и уход подобающий обещали. Но старец едет на приход в Тутаев. Условия здесь хуже, но поближе к родным, жившим на той стороне Волги. Хотя, думаю дело не только в этом. Не мог не знать бывший узник сталинских лагерей, какие бывают «золотые клетки», как обихаживают, а на самом деле изолируют под видом «заботы» его собратьев в монастырях, он не хотел быть ограниченным в свободе принимать людей, общаться когда может и хочет , говорить, что думает, не оглядываться ни на кого ради комфорта и лучшего ухода.
 
 Отец Павел  называл себя «последним старцем» , не похвальба это была, и не шутка, а чёткое ощущение своего одиночества , которое, по словам Т. Мертона есть «истинное одиночество – не внешнее …а бездна открывающееся сердцевине души….» ,  достигаемое « …через голод, жажду, горести, нищету, молитву. Нашедший его чист , словно опустошён смертью». Думаю, он понимал, что таких людей нет больше, а кто есть, уже не может понести, т.к. время старчества прошло, как когда-то прошло время говорения языками , время столпников, время юродивых .  На наших глазах  этот особый дерзновенный подвиг был превращён в отсутствии его носителей в коммерческое и идеологическое оружие  , Дух и свобода ушли, оставив форму, которая тут же была использована «по назначению».  Но это не значит, что Дух ушёл из самой земной церкви, Он всегда находит как, и через что дышать, как оживотворить, отогреть наши охладевающие сердца. 


Tags: 20 век, воспоминания, от святых до грешников, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments