triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Category:

Журнал №20...

 

...Последнего Синода РПЦ называется : «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат». Полностью текст можно посмотреть здесь: http://orthodoxkuban.com.ru/main/sinod/1158344723-polozhenie-o-praktike-zapreshheniya-klirikov-v-sluzhenii-i-pochisleniya-klirikov-za-shtat.html

Он состоит из трёх пунктов, суть  и возможные последствия реализации  которых мы здесь и рассмотрим.

 

Итак, пункт 1 «О практике запрещения клириков в служении». Он предполагает введение обязательного указания причин и сроков запрещения священнослужителя, и это нельзя не приветствовать. То, о чём долго и убедительно писал многоуважаемый о. Павел Адельгейм было услышано. Ведь на самом деле, без указания сроков и причин, запрещения выглядели , мягко говоря , не совсем канонично.
Но в подпункте 2 мы встречаем важное дополнение: « Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана.» . Заметим, что этот пункт предлагается для исполнения тем же архиереям, которые ещё вчера не находили необходимости вообще указывать какие-либо причины  и сроки запрета. Фактически , этот подпункт, не предусматривая никакого контроля  каноничности и справедливости принятых епископом  решений о запрещении , позволяет ему так же бессрочно и почти беспричинно запрещать неугодных  священнослужителей.  Канонические обоснования могут быть очень разными, ибо канонов писано много, и значительная часть их не выполняется, но может быть использована в репрессивных целях. Так одного священнослужителя запретили за то….что супруга его – не была девственницей до брака, что неожиданно и таинственным образом выяснилось через несколько лет служения батюшки, когда он начал создавать «проблемы». И как скажите по этому пункту можно «прийти в раскаяние»? Девственность матушке не вернётся, так что священнослужитель, запрещённый по этому, и подобным канонам не сможет быть прощён никогда.  Благое намерение привести практику запрещений в здравый, законный, христианский вид грозит превратиться в увеличение бумажных предлогов и лживых обоснований . Форма восстанавливается без восстановления содержания.

 

Пункт 2 : «О практике почисления клириков за штат.В связи с участившимися случаями, когда клирики, почисленные за штат в одних епархиях, перемещаются на территории других епархий и, злоупотребляя своим положением, незаконно священнодействуют или иным неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану, определяется:…»

Подождите, что значит «незаконно священнодействуют»? Эти священники не запрещены, не обвинены ни в каких преступлениях . Практика служения вышедших за штат глубоко традиционна, до Раскола было даже такое понятие «епитрахильный поп», означавшее то же, что сейчас «заштатник». При патриархе Пимене быть за штатом и помогать по службе в другой епархии справедливо не считалось никаким преступлением, а теперь пожалуйста : «незаконно». Не хотят же члены Св. Синода нам сказать, что человек, являющийся незапрещённым священником в одной епархии не является таковым в другой? Каким  «неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану» заштатные батюшки?  Ходят в рясах?  Всё это вопросы без вразумительных, честных ответов.

Далее в документе объясняется сложный, двухуровневый метод перехода заштатника в другую епархию, так, чтоб «не соскочил». Затем устанавливается порядок, по которому священнослужитель не сможет служить в другой епархии более одного года и то, при наличии специального документа из епархии.

Спросим себя: по каким причинам священнолужитель выходит за штат? По болезни,  причинам, связанным с семейными обстоятельствами , возрасту . Не все могут служить с полной богослужебной нагрузкой, которую должны нести штатные клирики. Почему же такой священник не имеет права служить? Или, предположим, посильно исполнять требы на дому? И дело не столько в материальной составляющей, для священника важно служить и с духовной, и с психологической точек зрения, теперь немощной батюшка, переехавший в другую епархию ( например по требованию врачей)  официально лишается этой возможности. Это жестоко с общечеловеческой точки зрения, не говоря уж о христианской. Правила, закрепляемые теперь юридически, уже действуют во многих епархиях фактически . Вот вам пример: Архимандрит, духовник  монастыря уходит за штат по болезни и старческой немощи. Переезжает в другую епархию и поселяется на приходе у старого друга, посильно помогает ему по службе. Архиерей узнаёт об этом , и предлагает опытному монаху возглавить восстанавливающийся монастырь. Старец отказывается – здоровье не позволяет нести столь серьёзное послушание, тем более он всю жизнь занимался духовными, а не хозяйственными вопросами. Тогда епископ запрещает ему служить на приходе у друга, а оному указывает, что если престарелый архимандрит покажется в алтаре, то он выгонит и самого этого священника с его прихода. …Вот тебе и «братское отношение к сотруженникам» и «каноническое право», кое, по определению,  должно руководствоваться законами любви Христовой и здравого смысла.

Какое послание увидят служащие братия и их семьи в этих решениях? Ответ очевиден:  «пока  служишь – ты нужен, как не сможешь – выкинут, человеческого отношения от них не дождёшься, ты – винтик в машине, сломался – виноват сам» . Эти слова я слышал много раз, теперь их правильность подтверждается принятыми документами. Как будут служить люди, знающие о таком отношении к ним священноначалия? Кто останется служить на таких условиях?.....Сегодня я узнал, что очередной знакомый, вполне благополучный священник написал прошение об уходе…..

Пункт 3: «О списках запрещенных и заштатных клириков.  Для развития межъепархиальной информации относительно запрещенных и заштатных клириков, признается необходимым формирование единой базы данных….» Тут отмечу одну деталь. РПЦ не однократно выступала против чипизации и подконтрольности всей информации о человеке единому центру, справедливо опасаясь использования её против человека в нарушение естественных и конституционных прав и свобод личности. Но….сама хочет создать «единую базу данных» , а ведь эта база может оказаться в руках экстремистов, к примеру . Для большевиков,  такая база оказалась бы подарком во времена террора и гонений на Церковь. Как понимать такое противоречие?

 

Заключу всё вышесказанное ещё одним грустным выводом:

При всём уважении к святости сана наших  иерархов, и надежде на то, что всё делается из лучших побуждений, есть  стойкое ощущение того, что это «закручивание гаек» приведёт не к улучшению работы «машины», а к «срыву резьбы» и разрушению самой системы РПЦ МП.
Tags: РПЦ, аналитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments