Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Atomistic Crust

О вере и доказательствах

Originally posted by phoslogikis at О вере и доказательствах




Отрывок из книги А. Макграта «Мироздание. Научно-богословские исследования» (The Order of Things: Explorations in Scientific Theology). Во второй части главы «Научное богословие — интеллектуальный нонсенс? Полемика с Ричардом Докинзом» обсуждается вопрос о соотношении рационального и иррационального в теологии.

Collapse )

Читать далее >>>
Atomistic Crust

Дарвинизм и "крах богословия"

Originally posted by phoslogikis at Дарвинизм и "крах богословия"

Отрывок из книги А. Макграта «Мироздание. Научно-богословские исследования» (The Order of Things: Explorations in Scientific Theology). Первая часть третьей главы «Научное богословие - интеллектуальный нонсенс? Полемика с Ричардом Докинзом» посвящена взаимоотношениям религии и эволюционизма.

Collapse )

Two thumbs up!

Протодиакон Андрей Кураев отчислен из преподавательского состава и числа профессоров МДА


Сегодняшний день ознаменовался еще одной печальной новостью:

Состоялось очередное заседание Ученого совета МДА
http://www.mpda.ru/news/text/2027667.html

В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении.

Collapse )

Секретари и псевдоэпиграфы

"Гипотеза секретаря" весьма распространённый среди библеистов и апологетов(вот недавний пример из рубрики "православная апологетика") приём для создания впечатления аутентичности тех писем Нового Завета, авторство которых регулярно подвергается сомнению. В самом деле: если так называемый секретарь мог добавлять в письмо свой собственный стиль и свою лексику и даже вносить серьёзные изменения в смысл диктуемого ему текста, то тогда, казалось бы, это объясняет многие противоречия между предполагаемыми аутентичными письмами Павла и теми, которые считаются псевдоэпиграфами, а также позволяет объяснить, почему малограмотные апостолы Пётр, Иуда и Иаков могли оставить послания.

В книге Forgery and Counterforgery: The Use of Literary Deceit in Early Christian Polemics. OUP. 2012. Барт Эрман предполагает, что "гипотеза секретаря", несмотря на видимую адекватность и надёжность, на самом деле ничего не объясняет. Основные современные положения этой гипотезы изложены в книге Рэндольфа Ричардса The secretary in the letters of Paul, материал представленный в этой книге, по мнению Эрмана, до сих пор является лучшим исследованием роли секретарей в античном мире. Но, тем не менее, обширный материал, подобраный Ричардсом, едва ли может служить основанием для "гипотезы секретаря", в самом деле, большая часть данных этой замечательной книги не применима к текстам Нового Завета. Ричардс отмечает, что в античности задачи секретарей могли распределяться следующим образом: 1). Секретари могли слово в слово записывать диктуемый им текст. 2). Секретари могли действовать как редакторы, изменяя и облагораживая стиль письма. 3). Секретари могли быть соавторами, влияющими и на стиль и на содержание текста. 4). Секретарям могли поручить составить письмо от имени "автора".

Эрман отмечает, что деятельность относящаяся к первой категории хорошо известна из источников, но начиная со второй категории количество источников неуклонно падает. В самом деле, деятельность секретарей как редакторов стиля известна только в отношении к элите римского общества, к которой едва ли относились новозаветные авторы. Примеры, которые приводит Ричардс, сводятся в основном к эпистолярному наследию Цицерона, который несомненно занимал высочайшее положение в римском обществе своей эпохи, а письма, о редакции которых идёт речь, это не философские или богословские трактаты, а относительно краткие тексты(некоторые новозаветные письма, наоборот, являются самыми длинными письмами известными из античной эпохи). Сразу возникает вопрос, существуют ли свидетельства о том, что сложные и политематические письма, подобные новозаветным, могли свободно редактировать секретари? Как отмечает Эрман, таких свидетельств у библеистов нет, также как нет никаких свидетельств о соавторстве секретаря и собственно "автора" письма.
В античности действительно существовала практика, когда секретари составляли письма за не владеющих грамотой, но все свидетельства ограничиваются стандартными краткими документами и отчётами и не включают в себя диктовку богословских трактатов или этических наставлений.

Надо отметить, что Эрман не отрицает полностью достоинств "гипотезы секретаря", но призывает библеистов и апологетов, использующих её, к здравой оценке всех имеющихся свидетельств, которых, оказывается, не так уж много.

Теория рационального выбора

Отрывок из доклада Р.О.Сафронова "Современные социологические теории религии в США и Европе" (по наводке dmatveev)

Теория рационального выбора.

"В основе теории рационального выбора лежит аналогия религии как системы отношений с рынком (поэтому иногда эту теорию называют религиозно-экономической), и несколько базовых «аксиом»: Религиозный рынок затрагивает обмен основными сверхъестественными «компенсаторами»[supernatural compensators]: обещаниями будущего воздаяния и сверхъестественными объяснениями событий жизни и их значений. Как и другие предметы,религиозные товары [religious goods] производятся, выбираются и потребляются. Сверхъестественные «компенсаторы» и объяснения не могут быть доказаны или опровергнуты, не верифицируемы и не фальсифицируемы в принципе, поэтому религия — рискованная группа товаров. Социальные взаимоотношения —наиболее вероятный информационный ресурс о религиозном производстве, и эти же взаимоотношения убеждают потребителей в ценности религиозных товаров. Неопределенность в стоимости компенсации и объяснений понижает их ценность и повышает вероятность того, что индивид будет время от времени изменять религиозные «инвестиции» [religious investments]. Религиозные организации являются фирмами, производящими религиозные ценности. Конгрегации — это франчайзинговые организации, руководимые антрепренерами-продавцами (священниками), производящими ценности для потребителей. Фирмы ограничены ассортиментом предлагаемых товаров, и только те фирмы, у которых нет жесткой иерархии (например, баптисты), или те, которые появились в условиях институционального плюрализма (современный католицизм), могут поддерживать достаточно широкое многообразие религиозных товаров.

Collapse )
cranmer

Николай Селезнев - автор русских трудов по истории Церкви Востока

Есть такой человек - Николай Селезнев, кандидат исторических наук и доцент РГГУ. Он, вероятно, единственных человек, пишущий на русском языке что-то по истории и вероучению Ассирийской Церкви Востока. Московские ассирийцы считают его научные труды благожелательными и добросовестными. Лично Селезнев, по-моему, православного исповедания и даже занимался какой-то приходской деятельностью. Его основные работы:

"Несторий и Церковь Востока"
"Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения"
"Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк"

Прочие его статьи по данной тематике можно прочитать на его страничке на сайте РГГУ.

ailoyros

Уже не про Эрмана

Второй вопрос уважаемому сообществу (спасибо за ответы на первый, много ценного).
Допустим, некто (хоть бы и я) пожелал бы написать книгу или, скажем скромнее, серию статей на тему "Новый Завет: авторство, авторитет, достоверность". Не столько "донос на Эрмана-злодея", сколько попытка рассмотреть затронутые им важные темы с позиций, скажем так, "просвещенного традиционализма" (не могу подобрать более удачного названия). Для тех, кто не верит ни в один из двух тезисов: "всё надо понимать строго буквально, Евангелия есть стенографическая запись событий, все книги написали лично апостолы от начала до конца" / "всё это позднее, подложное, недостоверное".
О чем должны быть эти статьи?
Какие вопросы следует разбирать в них, если они будут писаться или для (а) знакомых с проблематикой; (б) простого благочестивого читателя?
Чего, напротив, следует избегать?

Внимание, я не говорю, что я это сделаю или знаю того, кто сделает. Это вопрос про идеальную ситуацию: вот как бы вы хотели, чтобы это было сделано? (вариант "никак" тоже есть, но он просто не интересен).
ailoyros

Эрман

Вопросы к уважаемому сообществу по книгам Эрмана (больше всего знаком "Подлог", но есть ведь и другие).
1. Если читали - как вам? Актуально? Интересно? Значимо?
2. Что зацепило, что заставило пересмотреть свои взгляды?
3. Возникло ли желание ответить или прочитать, как ответил умный человек? На что именно, если возникло?
4. А что бы вы ответили, навскидку? (например "аминь" или "анафема", но лучше развернуто)
gold elf

Письмо Матронушке

Пока сперва редколлегия, а затем и все читатели "Христианской цивилизации" погрязали в модернизме, обсуждая религиозную практику в виртуальном пространстве, Покровский монастырь перешел от слов к делу. На сайте монастыря создан раздел "Письмо Матронушке", в каковом говорится:

Имеющие упование в ходатайстве и заступничестве св. прав. блж. Матроны Московской перед Господом, пишите на электронный адрес монастыря: matronushka@gmail.com или 109147, Москва, ул. Таганская, д. 58 и Ваши письма будут возложены к мощам св. прав. блж. Матроны Московской.

Если с бумажными письмами всё понятно (хотя Дед Мороз, наверное, удивлен такой конкуренцией), то не безынтересно, как же именно будут возложены к мощам имейлы? Вряд ли прижимистое монастырское руководство будет печатать всё это на принтере и нести в мешках к раке. Можно установить внутри раки монитор, и быстро-быстро (как в "Брюсе Всемогущем") выводить переписку на его. Можно пойти и дальше, предположив, что в электронном виде тоже прокатит, и каждый день возлагать письма на флешке или жестком диске. Но можно и еще упростить процедуру - разместить небольшое сетевое хранилище непосредственно у мощей, связав его с сервером по вайфаю (ну не делать же сетевой выход в раке?), и сливать туда новые письма раз в какое-то время. Поскольку места на диске письма занимают ничтожно мало, а несколько 2ТБ дисков для Покровского купить не проблема, можно добиться того, что конкретное письмо пролежит у св. мощей не один момент, как при прикладывании, а пару недель, а то и больше. Главное, чтобы фотки в высоком разрешении не присылали, ну, или видеоролики.

Шутки-шутками, но по мне такая переписка куда лучше, чем безмолвное стояние в очереди к мощам. Пока человек будет писать письмо, он, быть может, хоть сформулирует для себя проблему. А это уже немало. Я уж молчу о том, сколько интересного можно сделать, если изредка отвечать на подобные письма...
коричневый

Привет, Антирелижн)

Глядя на прекрасные древние горы , величественную застывшую миллионы лет назад магму, подумалось, что единственным на сей момент научным объяснением восьмитысячелетнего существования нашей старушки Земли является то….что мы живём всё же в виртуальной симуляции. Так забавно сходится библейское летоисчисление с модными научными теориями
Крым

А в памяти всплыло:
Из мешка
На пол рассыпались вещи.
И я думаю,
Что мир -
Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного.

В. Хлебников. 1908г.


P.S. Особая благодарность анонимному нашему читателю за настойчивое сравнение нас с сообществом http://ru-antireligion.livejournal.com/)))