?

Log in

No account? Create an account

Категория: религия

История одной фразы

Есть известная фраза: "Убивайте всех, Господь узнает своих". Какое-то время назад я столкнулся с текстом, где сия жизнеутверждающая фраза приписана кому-то из участников IV Крестового похода. На сие я весьма возмутился, точно ведая, что эти слова традиционно приписывают Арнольду Амальриху (+1225); считается, что они были произнесены в июле 1209 года при осаде крепости Безье (по-латински Бетерры или Битерр). На тот момент Арнольд был аббатом Сито (Цистерция) и папским легатом при войске крестоносцев - участников Альбигойского крестового похода. Согласно традиционной версии, это был ответ аббата на вопрос одного из вождей похода о том, как отличить альбигойцев от католиков при взятии города. Вопрос был не праздным. Дело в том, что накануне еще в начале осады Безье крестоносцы предложили католикам покинуть город, однако те отказались и решили защищаться вместе с согражданами-альбигойцами.
Следствие ведутСвернуть )
Поскольку мой сравнительно недавний текст о сиротах Дюплесси вызвал много вопросов, я решила ответы на них собрать в отдельную публикацию. Может, пригодится кому-нибудь на будущее.

Наверное, начинать надо с самых первых дней истории Квебека. Дело в том, что по сути своей наша провинция была теократическим государством. То есть, формально власть здесь принадлежала сначала французской короне, потом английской, но правили провинцией на самом деле церковники. Именно они определяли все основные направления развития Новой Франции, и они до сих пор являются кллючевыим фигурами квебекской истории. При всем том, что формальной столицей провинции является город Квебек, реальным центром всегда был и остается Монреаль, город, построенный монахами и ими же негласно управлявшийся до шестидесятых годов прошлого столетия.

Здесь в 1642 г. Поль де Шомеди-Мезоннёв основал город от имени и по поручению «Общества Богоматери Монреальской по обращению дикарей Новой Франции», созданного монахами-сульпицианцами Жаном-Жаком Олье и Жеромом Ле Руайе. Здесь в 1643 г. был построен первый форт, названный Виль-Мари. Общество Богоматери Монреальской приобрело право землевладения на остров Монреаль и привезло туда первых поселенцев с тем, чтобы те занялись образованием и воспитанием обращённых в христианскую веру индейцев. В связи с наводнениями приходилось переправляться с другого берега Малой реки, по северному берегу. Здесь сёстры-госпитальерки Монреаля во главе с Жанной Манс построили первую в Монреале больницу, «Отель-Дьё де Монреаль» в 1645 году. При этом власть сульпицианцев была настолько велика, что они в свое время буквально выгнали за пределы исторического центра города монреальского архиепископа и вынудили его выстроить кафедральный собор в месте совершенно нереспектабельном, фактически, на выселках. В годы Великой Французской революции сюда валом хлынуло спасающееся от репрессий французское духовенство, что тоже внесло свой немалый вклад в формирование местной "религиозной культуры". В целом же предпосылки ее формирования были следующие:

- основной контингент духовенства составляли малообразованные священники и монахи, весьма своеобразно перетолковывавшие суть религиозного учения
- необходимо было любой ценой повышать рождаемость, чтобы новая провинция смогла выстоять как перед набегами индейцев, так и перед экспансией англофонного населения, особенно усилившейся после передачи Квебека во владение Великобритании.

В итоге ключевым моментом религиозной жизни стал возведенный в абсолют лозунг "плодитесь и размножайтесь". Женщин планомерно доводили до невроза на почве того, что если у них будет мало детей, то адская участь им гарантирована. А нормой считалось наличие в семье 15 - 20 потомков, а то и больше. Соответственно, если супружеская пара не беременела вскоре после венчания, или в течение года после рождения младенца, то ее отлучали от причастия до того момента, пока беременность не наступит. От нескольких местных уроженцев я слышала и такую информацию, что кюре мог заставить супружескую пару совершать супружеский акт в своем присутствии, если он подозревал их в сознательном уклонении от соития и зачатия. Параллельно с этим самопроизвольный выкидыш приравнивался к аборту, и женщина, потерявшая младенца, автоматически считалась виновной в этом. Если она умирала от потери крови, ей отказывали в предсмертном отпущении грехов и христианском погребении. Читать дальше...Свернуть )

О перевёртыше

вина

Церковный социум, есть производная нашего общего социума, в котором к собратьям своим повсеместно применяется отношение, основанное на двух основных принципах: обесценивание и обвинение. Так легче манипулировать и обороняться. Этой бесчеловечной заразой "права сильного" в психо-эмоциональной сфере, да и не только, отравлена вся жизнь нашего общества. Большинство из тех, кто наделён хоть какими-то властными полномочиями, воспринимает их однозначно, как право обесценивать зависящего от него человека и обвинять его. Это и создаёт характерную "атмосферу" наших школ, больниц, армии, милиции, и т.д.

У жертв, такого к себе отношения, вырабатывается стойкая к этому привычка, переходящая в потребность. Они неосознанно проецируют этот уродливый образ отношений, на отношение Бога к себе, и другим людям, и легко принимают его, а при отсутствии такового, ищут, и даже требуют такого же болезненно-привычного им отношения от лиц "духовно уполномоченных".

Неосознанная глубинная убеждённость, подкреплённая опытом, что человек есть никто и ничто, по сути есть паталогическая "вера" в то, что человек изначально призван Богом к смерти, а не к жизни. Вот только Христос Бог за такое "вредоносное ничтожество" почему-то дошёл до самого ада в Своём желании быть с человеком вечно. Но некоторые умудряются даже из этого факта извлечь для себя дополнительное обесценивающее обвинение. Особенно это развивается, если ещё и родители делали из ребёнка вечно виноватого.

Осознание греха должно совершаться в "голове", как в герметичной лаборатории, в которой работают со смертельными вирусами. "Миазмы" вины не должны просачиваться в "сердце", в чистоте которого человек призван "зреть Бога" (Мф 5:8). Ведь покаяние, как перемена сердечной устремлённости (называемая "сердечным сокрушением"), происходит именно от принятия "сердцем" бесконечной, милующей любви Бога, и переживания ответного сердечного чувства, а вовсе не от разъедающего чувства собственного уродства и ничтожества. Но когда вера и любовь живут в области рассудка и воображения, т.е. в "голове", а удушье вины, вместо радости жизни и теплоты сострадания, живёт в "сердце", то такое перевёрнутое состояние, не только бесплодно, но и губительно для человека. Забывать о своём бедственном греховном состоянии нельзя, но и нельзя "от горечи вины поникать лицом" (Быт 4:5), т.е. топить своё "сердце" во тьме неспасительной печали. Поэтому Господь и заповедал преп. Силуану Афонскому: "Держи ум свой во аде, и не отчаивайся".

Человек, как корабль, - тяжёлый киль рассудка даёт ему устойчивость, а лёгкий парус сердца несёт его к родным берегам, наполняясь порывами Духа. Дрейфование же килем кверху, наблюдается сейчас, как тотальное бедствие, полностью искажающее религиозное мировосприятие.
Недавно говорил с несколькими священниками. Разговоры- так себе, сетования, перемежающиеся с роптаниями на тему... Читать дальше...Свернуть )

Официальное

30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

ЖУРНАЛ № 33
Слушали: Прошение Преосвященного митрополита Псковского и Великолукского Евсевия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.
Справка: Согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».
Постановили: Благословить Преосвященному митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию продолжить управление Псковской епархией.

ЖУРНАЛ № 38
Имели суждение о внесении изменений в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».
Справка: Священный Синод в заседании от 22 марта 2011 года принял «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат» (журнал № 20). Практика применения Положения показала необходимость унифицировать форму документов, выдаваемых при почислении клириков за штат, а также при запрете клириков.
Постановили: Внести изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».

Из текста «Положения»:
«II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек, клирику такой-то епархии:
Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию. В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию».
Хочу представить свой новый очерк о формировании голландского национального характера и зарождении европейской чистоты
http://www.proza.ru/2014/05/15/2060

Этот сюжет резонирует с важными для меня темами формирования национального духа через исторический опыт и значения религии в судьбе народов. Кроме того, мне показалось интересным представить материал о протестантизме, не согласующийся со взглядами Вебера, которого, по-моему в России воспринимают как-то уж очень аксиоматически. Этот очерк появился как побочная ветвь основного ствола - моей работы на тему "Святая вода и Реформация", которая еще не готова.  
vs

Попалась мне в одной электронной библиотеке книга Фомы Кемпийского «Погдражание Иисусу Христу» http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/fkn1.htm. И тут же на ум пришла когда-то прочитанная рецензия святителя на эту книгу. Из закоулков сознания сразу всплыли слова «прелесть» и «роман с Богом». В общем, понял я, что нарвался случайно или нет на «прелестную» книгу. Святитель, конечно, читать ее крайне не советовал православным… но ведь такое искушение.. ну хоть пару строчек. И я решился… Пока прочитал только пару страниц… То ли я духовно слеп, то ли все еще впереди, но пока ужасов описанных свт. Игнатием не вижу. Возникает пара вопросов:

1)читал ли сам св. Игнатий эту книгу?

2) Если читал, то зачем столько ненависти?

3) А может просто я духовно слеп, не могу разглядеть подвоха?

Послушаем, что говорят эти два человека:Свернуть )
18 марта в Москве был подписан договор о включении Крыма в состав России. Тем самым был завершен план Кремля по отторжению Крыма от Украины. Со времен Второй мировой войны мир не видел ничего подобного. Похоже, что мы вступили в новую эпоху, в которую правила мировой политики могут претерпеть существенные изменения.
Аннексирует ли Московская Патриархия украинские епархии в Крыму?

В горячих спорах о судьбе Крыма в тени остается немаловажный вопрос: а что будет завтра с епархиями Украинской Православной Церкви, расположенными на территории Крымского полуострова? На самом деле решение этого вопроса может пролить свет на истинное отношение к Украине со стороны Патриарха Кирилла.Читать дальше...Свернуть )

Бизнес-логика теизма

Как-то раз мы здесь говорили о том, что необходимо осознание социальных законов, по которым действует Церковь. Тут подвернулся повод - разговоры об атеизме - так что я, пожалуй, начну.

Все церкви, так же как и любые другие корпорации, подчиняются определенным социальным законам, или, если угодно, бизнес-логике. Имея доступ к чему-то вроде СМИ, корпорация может формировать представления о том, что важно, а что нет (см. agenda-setting theory). Нетрудно догадаться, что с точки зрения корпорации важнейшие для потенциальных клиентов вопросы такие:

  • почему ее услуги вообще нужны
  • почему надо нести денежки ей, а не конкурентам

В то же время вопросы, о которых клиенты редко думают, но которые могут привести к большой бузе и уполовинить клиентуру - экология там какая-нибудь, - настолько неважны, что само их упоминание неприлично. Теперь давайте посмотрим на замечательный доклад А. М. Ульянова. Он систематически проанализировал кучу православных миссионерских материалов в интернете. Позвольте процитировать:

"ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИОНЕРЫ
НЕ ЗНАЮТЗНАЮТ
Кто есть БогЗачем ходить в храм
В чем смысл (цель) жизниКак креститься
Что такое ЕвхаристияПочему именно православие

Читать дальше...Свернуть )

Сегодняшний день ознаменовался еще одной печальной новостью:

Состоялось очередное заседание Ученого совета МДА
http://www.mpda.ru/news/text/2027667.html

В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении.

Некоторые размышления по вышеозначенному поводуСвернуть )
Оригинал взят у kalakazo в Любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек...
Ростислав Якубовский - первое интерью после исхода: "В конце октября я женился, зарегистрировал светский брак: моя жена верующая христианка, мы познакомились несколько лет назад, она даже два года была послушницей в монастыре, но в итоге решила, что это не ее путь. Мы собираемся жить как положено христианам, но в мирском ключе: как быть с обрядом венчания, в моей особенной ситуации не очень ясно. Монахам по канону жениться запрещено, это один из способов держать церковных служащих в узде, но в наши дни, насколько я знаю, где-то и как-то эти ситуации решаются: женившийся монах переводится куда-нибудь священником, просто несколько меняется статус. Мне это совершенно не подходит. Кроме того, из Оптиной Пустыни в последние годы ушли двое вторых лиц монастыря, но их уход не был связан с внутренними расхождениями с церковью, как это произошло у меня. Как бы то ни было, мы с женой будем жить в христианском союзе.Читать дальше...Свернуть )
Апостол в 1 посл. к кор. пишет:*** Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. ***
________________________________________

Общеизвестное место, которое очень часто цитируется. Но понимается ли – как?
Если приложить эти слова к практическим ситуациям, то окажется, что «стояние за правду» невозможно: а вдруг правда соблазнит малых сих? Но как раз таковое стояние (и даже в мелочах –тот не так себя ведет, тот денег не дает :)) свойственно Павлу.
Варианты:
1. Павел пишет сугубо из педагогических соображений, и следовать тому нужно с рассуждением ситуации.
2. Павел имеет в виду какие-то сугубо конкретные ситуации бытовых разногласий.
3. Анализировать слова апостола, как и вообще Писание, не стоит, т.к. объективность в прочтении достичь в принципе невозможно; текст нужно принимать опосредствованно сердцем, как источник «субъективной духовности».
4. Грубые искажения смысла при пересказах, записывании, переводах и пр.
5. Еще что?
"Ориген из Александрии действительно является одной из самых значимых фигур для развития христианской мысли. Он вобрал в себя наследие Климента Александрийского, о котором мы говорили в прошлую среду, и нацелил его на будущее столь оригинальным образом, что наложил неизгладимый отпечаток на все дальнейшее развитие христианской мысли. Он был истинным «учителем», и таким его с тоской и глубоким чувством вспоминали оставшиеся ученики не только как блестящего богослова, но и как подлинного носителя того учения, которое проповедовал" (Папа Бенедикт XVI, "Отцы Церкви". М. 2012. С. 29).

Разумеется, не все воззрения Оригена бесспорны - но вряд ли можно найти хотя бы одного из святых отцов Церкви, чье богословское наследие не содержало бы множества спорных и противоречивых моментов.

"Приглашаю вас - и тем закончу - принять в свое сердце учение этого великого наставника веры. Он восторженно напоминает нам, что в молитвенном прочтении Библии и последовательном жизненном усилии Церковь неустанно обновляется и молодеет. Слово Божье, которое никогда не устаревает и не исчерпывается, - достойное средство для этой цели. Ведь именно Божье Слово ведет нас действием Святого Духа ко все более полному пониманию истины" (Папа Бенедикт XVI, "Отцы Церкви". М. 2012. С. 33).

Икона слева - "Ориген Александрийский, учитель святых". Ориген изображен в окружении своих учеников и последователей: святых Григория Богослова, Григория Чудотворца, Мелании Римляныни, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Варвары Александрийской и других.

А теперь вопрос. Известно, что пресвитер Ориген Александрийский преставился к Богу в 253 или 254 году. Точный день его кончины неведом. Существует ли какой-то условный день памяти этого исповедника Христова?

Неофитство

Хотел бы спросить - как полагают участники сообщества - возможно ли при обращении к вере, при приходе в Церковь - избежать неофитства?
Много о неофитстве говорят. Многие через него прошли.
Что это такое? Такое время, когда все открытые истины понимаются буквально? Когда, прочитав Лествицу - готов сходу на любые подвиги? Просто время любви и радости, свободное от сомнений?
Интересно, избегали ли "рвения не по разуму" те, кто приходили к о.Александру Меню, к другим опытным и образованным священникам?
Может ли опытный священник так направить новичка, что тот избежит "горячечных" ошибок и поймёт основания Христианской веры - либо неизбежен путь собственных ударов головой об стену? Или всё от характера зависит?
Не было ли неофитство характерной чертой 90-х годов и сейчас уже его меньше или, может, совсем нет?
Ну, в общем, интересно, что люди думают по этому поводу.

Литургия под орган

В храме Гроба Господня мы слушали утреню под орган из соседнего придела католиков. Тем временем о.Алипий Светличный прислал мне запись литургии с органом Вселенского Патриарха Варфоломея. Нью-Йорк, 1 ноября 2009. Кстати, органная музыка в православных храмах Украины упоминается и в записках Павла Алеппского.

Вот официальные расценки на требы государственной Церкви Англии (с официального сайта):


Кратко и по-русски:
Венчание - £440 (23.000 рублей) (почему дороже, чем в прайсе?)
Крещение - £11 (570 рублей)
Отпевание - £420 (21.900 рублей) из которых £160 (8.300 рублей) за собственно отпевание в храме + £260 (13.550 рублей) за панихиду у могилы (если сразу после отпевания). Если отпевание и погребение оплачивать по отдельности, будет дороже на £26. Свидетельство о погребении - еще £10.

В эту сумму, заметьте, не входят не только услуги алтарника, органиста, хора, звонаря и украшение храма цветами, но даже отопление храма на время службы - за всё это приходской совет может установить наценку. Я уж молчу, что кладбище (если оно не при храме) может закатать собственную цену за погребение.

В Церкви Англии требы не являются поводом кого-то принудительно катехизнуть или воцерковнуть. Крёстным может быть любой крещёный (не зависимо от конфессии или уровня церковности), а хоронить или венчать могут даже и вовсе людей некрещёных. У нас, конечно, тоже могут - но в Англии об этом пишут на официальном сайте в разделе "Требы".

Церковь Англии является государственной. Годовой бюджет центрального церковного аппарата - более £1 млрд. (52 млдр. рублей). Основные источники поступлений - пожертвования для легального ухода от налогов (25%), пожертвования наличными деньгами (20%), музейная деятельность, сдача нежвижимости в аренду, фандрайзиг и т.п. (25%), доходы от капитала под управлением Церковной комиссии (15%). Церковь Англии не получает прямой помощи от государства и ее члены не платят церковных налогов. Основные статьи расходов - выплата зарплат и пенсий духовенству, содержание храмов и соборов (в т. ч. средневековых - огромная часть расходов), духовное и прочее образование, социальные проекты.

Средняя зарплата приходского клирика - около £1.300 (73.000 рублей). При этом священник не платит за жильё (дом и коммунальные расходы оплачивает приход, а это много), часто получает надбавки от церковного руководства или от прихода, а также обеспечивается заметными социальными льготами.
Оригинал взят у tapirr в "Теология" орального секса
Валерий Отставных, православный религиовед, журналист пишет
18+Свернуть )



Также по теме см. тэг у меня:
Для начала - короткое и дельное описание от Бакушинской:

Смотрю сейчас "Кристиаду" и буду еще долго смотреть, поскольку она дюже длинная, а у меня много дел. Очень похоже на советские партизанские фильмы, впрочем, хорошо сделанные. Но я не об этом... Я сейчас вам сказочку расскажу. В 1925 году Церковь в Мексике была практически запрещена. Иностранные священники запрещались в служении, а местных обязали жениться. Поубивали по ходу дела кучу религиозных деятелей. Оппозиция сначала выходила на марши разные с плакатами. Но президенту Каллесу было глубоко наплевать. Он знай себе давал приказы постреливать, сажать и пытать. Пальцы вырывать, например. Коммуняка, сэр. Тут ничего не поделаешь. И что вы думаете? Католики перестали ходить на демонстрации и объяснять комсомольскому активу про свои права человека. Они организовались, ружьишки достали, рельсовую войну начали... Ну и так, по мелочи. Где-то священника в храме повесили, так они офицера правительственных войск изловили и там же ему петлю накинули.
Я лично безусловно осуждаю такие экстремистские методы. И вообще, сказка ложь...
(http://bakushinskaya.livejournal.com/1028246.html)

А теперь медленно и подробно.
Читать дальше...Свернуть )
Оригинал взят у jeskobra в К юбилею Крещения Руси.
 Легко представить, что было бы с миром, если князь Владимир "потянулся" бы к Корану, труднее представить, как история развернулась бы, если на "Красное Солнышко" "надели" бы Тфилин, но случилось так, как случилось и к славянским народам пришло Православное Христианство. Громко пришло, величественно, породив великую идею "Святой Руси".
   Но не бесследно прошли столетия симфонии русских княжеств с азиатскими феодалами, идея так и осталась идеей - несбыточной мечтой Сергия Радонежского и Андрея Рублева.
   Прошло тысячу лет, плюс 25, а в результате имеем православный народ, который по менталитету ближе к исламским фундаменталистам, по крайней мере с сочувствием относящийся к их методам борьбы с "безнравственностью".  Да еще имеем православное священноначалие, которое более похоже на первосвященников и законоучителей народа иудейского, по крайней мере так же легко вершит суды и учит без покаянного чувства, по старинке, по фарисейски.
   Гремучая смесь получилась, из просвещенного Востока и дикой Азии. А "Святая Русь", так и осталась - великим проектом, сказочной концепцией, духовным вектором, нарисованным мелом на школьной доске. В храмах же, идет ярмарочная торговля с сопутствующими товарами с прейскурантом услуг и прайс листами, привязанными к индексу цен и росту инфляции. В одних местах не хватает священников на приходах, а в других местах не хватает приходов для священников. Ну а народ православный все ждет, когда нужно будет опять под хоругви становиться и вперед, в бой, за Святую Русь, в смертельную схватку с какими-нибудь очередными врагами оной, с какими-нибудь пи.....ми.

http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=40598
new-creation
"Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом".
(1Кор.15:58)

Читать дальше...Свернуть )
...уже даже прозвучали предположения о подлоге или чём-то таком. Не хочется верить , понятно, но давайте заглянем в византийскую историю: Итак, 820й год от Рождества Христова. Император Лев 5 Армянин узнаёт о заговоре, его глава Михаил арестован и должен быть казнён. Жена уговаривает Льва, что тот не сможет причаститься на Рождество и по сему казнь лучше бы перенести, что император еретик-иконоборец и делает, переносит казнь то есть, а на сам праздник...

вот что случилось...Свернуть )

Молитва во зло .

Просьбы к Богу ниспослать врагам на голову всяческие страшные кары хорошо известны христианам по книге Псалтирь, чтения и различно скомпилированные цитаты из которой составляют большую часть богослужебных текстов православного ( да и не только) богослужения. Но знаем мы, что на предложение ниспослать на не принимающих Иисуса огненное наказание, Тот отвечает своё знаменитое «не знаете, какого вы духа» . Зазор так и остаётся ( спасибо уважаемым участникам  за этот разговор , в котором мы и вспомнили об этом ) , можно ли молиться о зле для врага личного,  Церкви, Бога , в нашем представлении, государства, общины – не столь важно сейчас.

Опрос 1

Допустима ли молитва во зло?

да
1(1.0%)
только в крайних случаях
6(6.2%)
нет
83(85.6%)
затрудняюсь ответить
7(7.2%)



Читать и голосовать дальшеСвернуть )


matveev80 напоминает мнение В.В. Болотова, великого нашего церковного историка:




«Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации»




Это важно, в связи с наивным мнением тех (впрочем проявляющих изрядную агрессивность) наших деятелей, считающих, что есть  два мнения:

1. мнение "Святых Оццов", единое, неделимое, оно же правильное.

(как пишет тот же Матвеев: "энтеобразные  берут из Святых только те цитаты, которые подтверждает их правоту, смело отбрасывая все остальные. Просто они не способны понимать сложность и противоречивость святоотеческого наследия. Их полуграмотный фюрер Сысоев не признавал за человеком право на частное богословское мнение. Он старательно пытался сделать из Церкви казарму, где все думают одинаково. Потому и сысоевцы так же не способны видеть разнообразие церковного учения. Тем более, что для детей вообще характерно черно-белое мышление."

2. противоречащее ему неправильное. Оно же модернистское, либеральное итд итп.


Такой подход игнорирует две вещи:

А. никакого согласия "Оццов" по большинству вопросов нет.

Причём даже по главным ("чего стоит "одна природа Бога Слова воплощённого" у Кирилла Александрийского), не то, что по второ - и третьестепенным.

Б. Мнение Отцов Церкви (на этот раз без кавычек) безусловно очень важно и авторитетно.
Вот только список ИМЕННО тех, кто признан Отцами Церкви очень короткий. Это вполне определённый термин, и он не имеет отношения к абстрактным и неуловимым "святым оццам", которыми бредят невежды-неофиты.

Число  Учителей Церкви ограничено было Вселенским Собором (соответственно, полагаю, и расширять его может будущий Всеправославный (либо Вселенский; чем Бог не шутит) Собор.

"из Деяний V Вселенского Собора (в квадратных скобках -- расшифровка имен Отцов): "...следуем же во всем святым Отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть

Афанасию [Великому],
Иларию [Пиктавийскому],
Василию [Великому],
Григорию Богослову и
Григорию Нисскому,
Амвросию [Медиоланскому],
Феофилу [Александрийскому],
Иоанну [Златоусту] Константинопольскому,
Кириллу [Александрийскому],
Августину [Иппонскому],
Проклу [Константинопольскому],
Льву [Великому Римскому],

и приемлем всё, что написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков. Итак, твердо держась всего вышесказанного, мы приемлем тех отцов и священников, которые содержат и в святой Божией Церкви проповедуют то, что относительно веры изложили четыре святых Собора и что проповедовали упомянутые святые отцы" (Деяния Вселенских Соборов, Казань, 1913, т. 5, стр. 20-21).

Эти 12 святых -- те ориентиры, согласие с которыми в вере и проповеди есть признак православности. В строгом смысле определение "Учитель Церкви" относится только к ним."


http://ustav.livejournal.com/495495.html?thread=8964743#t8964743

Правда, сам автор этого комментария  предполагает возможность слегка расширить этот список, включив  туда следующих святых:


Григорий Двоеслов,
Максим Исповедник,
Иоанн Дамаскин.
Возможно, еще свят. Григорий Палама.

Далее (кому интересно) вся ветвь-диалог:

"ustavschik

11 ноября 2010, 10:43:10 Local


Канонизация человека (особенно канонизация мученика) никогда не означала канонизации всего его наследия<...> Отцов в собственном смысле слова у нас очень мало, тех, кто является ориентирами в богословии. Помимо "12-ти светочей веры" можно назвать лишь несколько имен. Вот по ним и дОлжно ориентироваться тем, кто ищет "консенсуса патрум", а подвиг мученка -- это его пролитая кровь. Если о. Александр <Мень> действительно мученик, то он свят. А последнее слово будет за Церковью.

Читать дальше...Свернуть )

Друзья, первый и обещанный пост в наше уважаемое сообщество: статья о Томасе Мертоне, кот.я писал для Науки и Религии. В журнале она вышло немного покореженной. Здесь я, конечно же, размещаю полный авторский вариант.

Приходится разбивать на части, т.к.текст получился слишком большим.
---

Томас Мертон: начало знакомства
....

В декабре 1941 г. монастырь ордена траппистов в американском штате Кентукки пополнился двумя новыми послушниками. Один из них не выдержал тягот монашеской жизни и вскоре вернулся в мир, а второй остался. Оставшимся был Том Мертон - 27-летний коренастый, голубоглазый, светловолосый, очень живой и общительный молодой человек, всего три года назад крестившийся в католичестве, преподаватель английской литературы, выпускник Колумбийского университета в Нью-Йорке, уже известный в литературных и издательских кругах, некогда несусветный повеса, душа ночных дружеских сборищ, страстный любитель кино, джаза и пива. Отпущенные ему вторые 27 лет жизни Мертон не покидал своего монастыря. Одно это говорит о том, что он оказался в нем по призванию свыше. Если бы, как пишут некоторые биографы, он стал монахом ради острых ощущений или по какой-либо иной внешней причине, он не выдержал бы и месяца суровой монашеской жизни.
....
Читать дальше...Свернуть )
По мере обсуждения выяснилось, что за спорами о вопросах ухода, перехода и входа на самом деле стоят нюансы восприятия одних и тех же явлений, и интересный тому пример - поминание известно кого в качестве "великого господина и отца, святейшего". Ведь если кто-то не признает его в этом качестве, то это поминание для него ложно. Какие самоощущения возникают у верующего, когда он слышит такое на Литургии?

Вот как это, например, связано с богословием Афанасьева и Шмемана.

С консервативной точки зрения Литургия совершается священником, так что это его проблемы, а прихожанин смолчит и не солжет. Но с точки зрения афанасьевской экклезиологии, священник представляет народ, то есть Литургия совершается всеми, и все складывают свою веру в слова священника. Значит священник сказал - прихожанин тоже сказал, даже если он физически молчал.

С консервативной точки зрения можно считать, что поминание относится к сану. Но и понятие сана в евхаристической экклезиологии отличается. Каждый крещеный христианин имеет царственное священство одинаковой степени, но дары Святого Духа отличаются в зависимости от возложенной ответственности. Грубо говоря, разница между крещенным младенцем и патриархом в степени священства такая же, как с консервативной точки зрения - между викарным епископом и патриархом. Проблема в том, что дары Святого Духа, как известно, можно угасить - и тогда от сана остается только занимаемая должность. Тут можно спросить - а как же недостойный священник совершает таинство? Видимо, верой прихожан, о чем уже было сказано.

С консервативной точки зрения маленькая ложь, тем более требуемая регламентом, на Таинство не оказывает никакого воздействия. Главное - это евхаристический канон, если его сказали правильно, то все, преложение случилось. Тем более подчинение регламенту - это демонстрация смирения, а это хорошо, это Бог любит. Но с точки зрения шмемановской сакраментологии Таинство не происходит "отсюда и до сюда", оно представляет собой непрерывную симфонию благодарности, и начинается даже не с проскомидии, а примерно с выхода из дома и пути в храм. И вопрос здесь не в том, преложится или нет - Дары-то преложатся, но что мы Богу принесли, достойно ли мы Его благодарили, испытали ли мы Царствие на земле? Здесь маленькая фальшивая нота может разрушить гармонию большого. Та же самая сакраментология у староверов, поэтому они так и носятся с тем, что в никонианстве кажется сущими мелочами.

Это была точка зрения "слева". Но скажем в РПЦЗ, которое трудно заподозрить в симпатии к парижскому богословию, тоже есть разномыслие по этому поводу. МП специально предоставило сомневающимся приходам РПЦЗ пятилетнее право не поминать (пять лет недавно истекли, но я не слышал, чтобы кого-нибудь пробовали заставить поминать). Может быть, есть и другие причины - в парадигме, менталитете, богословии - для разных ощущений при поминании?

Между католическим и православным Рождеством группа участников нашего сообщества побывала в Риме на Европейской встрече, организованной экуменической общиной Тэзе (не всё же нам в «Третьем Риме» сидеть ;)). Об этой встрече мы ещё расскажем отдельно, а пока – ещё одно римское впечатление.

Было у одного из сообщников маленькое поручение в Вечном городе - передать подарки сестре Клер из общины "малых сестёр Иисуса", трудившейся в России около 20 лет. Духовным вдохновителем «малых сестёр» был Шарль де  Фуко, об общине и её покойной наставнице можно прочесть здесь. Их обитель притягивала самых разных людей независимо от национальностей, конфессий, статуса – сложно представить, что ещё могло бы объединить людей, запечатлённых на фотографиях в их музее…  Например, любил здесь бывать и митрополит Никодим со своим окружением – в последний раз он посетил сестёр за день до своей кончины на приёме у Папы.

Сёстры, собравшиеся из разных стран и народов, удивительно приветливы, открыты и доброжелательны ко всем приходящим. И сестра Клер, после непринуждённой беседы пригласившая нас на экскурсию по монастырю, на ходу знакомила нас со всеми, кто встречался на пути - и каждая останавливалась перекинуться парой слов с «гостями из России».

Впрочем, всё по порядку:

Заглянуть к "малым сёстрам"Свернуть )

ЦЕРКОВНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

Комментарий уважаемой silenza «Ну так келейно и в монастырях православных чего только не едят ))» (http://christ-civ.livejournal.com/141848.html?replyto=3309848 ) навеял такие вот воспоминания:
Случилось мне 2002 году странной планидой обстоятельств присутствовать на обеде, устроенном митрополией для зарубежных участников Успенских чтений. Присутствовали Струве, Лосские, Хьюзы, Володя Зелинский и еще человек пять-семь. Во главе стола сидел митрополит, по бокам от него викарные Лэбидь Павло и Митофан. Викарные меня удивили: они были похожи как клоны, пышуще-круглые, лоснящиеся, и не то чтобы очень толстые, но как бы чем-то поддутые. С лиц викарных не сходила восторженная улыбка, и каждый из непрерывно следующих тостов (после них тосты говорили гости в строгом порядке расположения за столом) епископы завершали длинным и разухабистым распевом особого, с дудочными переливами, украинского многолетия Блаженнейшему. А Владимир и тогда уже здоровым не выглядел: говорил очень тихо, глядел вниз, однако сознание проявлял вполне здравое. Стол был изобилен и исполнен яствами; черная икра в авокадо и прочее того же рода. Сервировка была столь плотна, что, казалось, и солонку более ввернуть некуда. А потом была еще и первая перемена блюд, и вторая, и третья; «мальчики в черном» мелькали вокруг стола совершенно бесшумно и оперировали приборами с замечательным профессионализмом.
Впрочем, все это довольно скучно (как и то, что я в качестве тоста лепетал в верноподданническом восторге). Изумило меня другое.
В начале трапезы, после молитвы, когда все расселись, к столу подошли двое служек с тарелками. Митрополит что-то достал из тарелки и съел. Служки передвинулись к викарным. Те также. Процесс пошел симметрично по обе стороны стола. Зарубежные гости с изумлением заглядывали в тарелки, брали оттуда нечто и клали в рот. Некоторые – особенно американцы – с явным напряжением. Но все же жевали с мученическим видом и , дернув кадыком, проглатывали. К трапезе приступали только «причастившись» таинственного дара.
Я смотрел со все большим удивлением (сидел ближе к концу стола), и гадал – что же это за притча такая? Разглядел, что присутствующие вкушают нечто белое, плоский квадратик примерно сантиметр на сантиметр. На ум приходили самые дикие предположения. В какой-то миг промелькнула шальная мысль – ну не облатка же? Тем не менее, пока не подошла моя очередь, ничего вразумительного я придумать не смог.
И только увидев перед носом тарелку, протянув руку и взяв субстанцию, понял ….
***ТУТ ПРЕДЛАГАЮ ЧИТАТЕЛЯМ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ НАД СИТУАЦИЕЙ, И ТОЛЬКО ПОТОМ ОТКРЫТЬ КУТ***Читать дальше...Свернуть )
Подавляющее их большинство – арабы. Их становится всё меньше , причём, не из-за высокой смертности или малой рождаемости, а из-за всё растущего давления со сторону единоплеменников мусульман. Арабские города, такие как Назарет, с традиционно смешанным религиозно населением всё больше становятся исключительно исламскими. Арабы-христиане, как католики, так и православные  либо уезжают в Европу, либо перебираются в города с преимущественно еврейским населением, где чувствуют себя в гораздо большей безопасности. Например в Хайфу . Здесь был построен недавно новый православный храм  на мой вкус красивый, не слишком помпезный и удачно сочетающий в своей архитектуре традиции и современный подход .




Есть в Израиле и русскоязычные православные. И за последние годы их стало достаточно, чтобы сложиться в общины. Причём, есть такие общины не только при приходах и монастырях Московского , но и среди прихожан Иерусалимского патриархата. Причём , православные арабы без проблем предоставляют свои храмы для служения русской общине . Служба, понятно, проходит на церковно-славянском языке и служат её  священник –араб о. Роман , учившийся когда-то в Джорданвиле и поэтому знающий и русский и ЦСЯ, и (или) священник из российских репатриантов , перешедший из МП в ИП . Священники интересные, но я не буду о них подробно пока, а лучше расскажу о службе и общине.


Читать дальше...Свернуть )
P.S. Следующий постинг в нашем сообществе http://christ-civ.livejournal.com/74454.html посвящён поездки православной общины Хайфы на приём к Иерусалимскому патриарху.

В эту Пасху столкнулся с новым элементом русской жизни – поздравляют «с наступающей Пасхой». Сначала меня поздравила моя сестра, причем поздравление пришло в Великую Пятницу. В эту же пятницу приплыло по Интернету такое же поздравление от знакомого искусствоведа, ревнителя православия. Стал искать в Гугле аналогичные поздравления: набралось довольно много, слава Богу в основном нецерковные. По большей части компании поздравляют клиентов. Чтобы быть уверенным, что это не я рехнулся, спросил знакомого православного священника. Он сказал: «Какой ужас». Я интерпретировал это как благословение для данного поста.

Нужно ли объяснять, почему это неправильно? Видимо нужно, хотя для человека, имеющего православный опыт, это самоочевидно. Страстная неделя (последняя неделя перед Пасхой) – это неделя самого строгого поста, самого глубокого покаяния. Это время сопереживания трагедии распятия. О Пятнице вообще и говорить то невозможно. Это можно только ощущать -  мурашки по коже пробегают. Это ведь ЕМУ вбивали гвозди в руки, ЕГО вешали. Вы можете cебе это представить? Я не могу, у меня в глазах темнеет. В церкви выносят плащаницу – это поклонение ЕГО телу, прощание с Ним живым, бывшим с нами весь год. Какое тут поздравление – одни слезы. Сам Великий Пост – это, в некотором смысле, только подготовка к Страстной неделе. Потому что как сопереживать Его страданию не страдая самому? Как переживать Воскресение не пережив Распятия? Ангелы начинают петь в субботу вечером. Готовят пасху, яйца, куличи. Происходит, буквально, предвкушение предстоящего чуда. Становится все легче и легче. И в полночь происходит ЭТО. Ночь расцвечивается невидимыми мерцающими салютами – звезды, планеты и люди радуются Воскресению и кажется всё мироздание поёт: «Христос воскресе из мертвых ...».

Переходя на более отстраненный язык, вокруг Пасхи формируется светская субкультура, частично отрицающая церковный контекст пасхальной символики. Ну примерно как рождественская субкультура в Америке. Хорошо это или плохо - не мне судить. Но говорить на эту тему наверное нужно.

Журнал №20...

 

...Последнего Синода РПЦ называется : «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат». Полностью текст можно посмотреть здесь: http://orthodoxkuban.com.ru/main/sinod/1158344723-polozhenie-o-praktike-zapreshheniya-klirikov-v-sluzhenii-i-pochisleniya-klirikov-za-shtat.html

Он состоит из трёх пунктов, суть  и возможные последствия реализации  которых мы здесь и рассмотрим.

 

Читать дальше...Свернуть )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

На странице

Подписки

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel